5 мин.

Бизнес-империя КХЛ держится на основании большой финансовой пирамиды

Основание финансовой пирамиды КХЛ, на вершине которой уже сейчас происходит борьба за заветное место «царя горы» только между двумя олигархическими структурами - Газпромом и Роснефтью, рано или поздно разрушится. Произойдет это в тот момент, когда высасываемый из недр ведущих хоккейных школ ресурс полностью исчерпается, а альтернативная система так и не будет построена.

Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости (в кадре - Игорь Сечин и Алексей Миллер)

Правила хоккейного рынка РФ очень напоминают нашу экономику. Вы никогда не задавались вопросом, почему нефть и газ выкачивают из месторождений по всей России, а деньги поступают только в центральные офисы управляющих компаний – в Москве и Санкт-Петербурге [национальное достояние же]?

Как «национальное достояние» губит российский хоккей

КХЛ - это уже даже бизнес, а полноценный финансовый инструмент, который позволяет богатым совершенно легитимно наживаться на бедных и выкачивать из них все оставшиеся ресурсы. Как это работает? Круговорот всего «бабла» в российском хоккее замыкается на нескольких персонажах. Достаточно посмотреть на состав совета директоров КХЛ, и сразу все станет понятно.

*Тимченко, Медведев, Чернышенко, Ротенберги… - WTF?

В правлении КХЛ царит олигополия. Доходы самой лиги распределяются между теми, кто сидит наверху [у кормушки], не просачиваясь в нижние эшелоны, на которых держится весь фундамент российского хоккея. Ведущие хоккейные школы еле сводят концы с концами, а олигархат, который прочно занял свой трон, распределяет деньги между своими же структурами. *Основные доходы лиги распределяются между ТОП-командами - чем лучше результат по итогам сезона, тем больше % лига отгрузит этому клубу.То есть получается, что зарабатывают именно олигархи, а бедные лишь тратят и отдают.

Где справедливость?

Вот несколько показательных примеров:

Кирилл Капризов (фото: ФХР)

Фото: ФХР (Кирилл Капризов в составе сборной России)

1. Стоимость одного трансфера Шумакова, Шалунова и Окулова из «Сибири» в ЦСКА почти в 2,5 раза превышает зарплатную ведомость всего новокузнецкого «Металлурга» за сезон. А этим игрокам в Роснефти [то есть ЦСКА] еще даже платить не начали. Про трансферы Кирилла Капризова за последние 2 сезона вообще больно вспоминать [с финансовой точки зрения]. При этом костяк сборной России, которая совсем скоро отправится на ЧМ 2017 в Германию, почти полностью составлен из воспитанников новокузнецкого и челябинско-магнитогорского хоккея.

Вопрос: Не кажется ли вам более справедливым решением - перечислять % от каждого заключенного контракта успешного игрока хоккейной школе, которая его воспитала?

2. Система поборов в КХЛ выстроена идеально. За трансляции домашних матчей почему-то платит клуб, а не сама лига или телеканал [а во всем цивилизованном мире это именно так]. Причем заключить контракт с более дешевыми поставщиками услуг малоимущие не могут, а если не находят средства на более серьезных подрядчиков, то обязаны еще и штраф заплатить. *На иностранные клубы почему-то это правило не распространяется, обдирают только российских представителей лиги.

Вопрос: Если в правлении КХЛ есть целый генеральный директор Газпром-медиа холдинга, который так же является частью «национального достояния», то почему же он трансляции обеспечить не может?

3. В КХЛ 29 команд, но конкуренция за попадание в сборную России теперь сводится к тому, чтобы игрок оказался в одном из двух базовых клубов. Отличие от предыдущей «красной машины» [которая была при коммунизме] лишь в том, что раньше игроков насильно забирали только в одну команду, а теперь создали олигополию, при которой госкомпании оптом скупают и отвозят готовый товар на один из складов. Сам игрок ничего не решает, его клуб ничего не решает, на складе решают.

Вопрос: Зачем для этого нужна целая лига? Конкуренции за чемпионский титул и кубок практически нет, потолка зарплат вообще не существует, а необходимость в хоккейных городах и школах отпала. Может для остальных вместо КХЛ лучше взрослый аналог кубка «Газпром нефти» проводить?

Куда текут финансовые реки

Достаточно сравнить турнирную таблицу КХЛ и места, которые занимают титульные спонсоры российских клубов в строчках рейтингов крупнейших компаний России - «Forbes» и «Эксперт- 400» (данные по итогам 2016 года), чтобы понять, кто «заказывает музыку».

[чтобы увеличить картинку, откройте ее в новой вкладке]

Татнефть, Нижнекамскнефтехим, Ханты-Мансийский банк [Открытие] и ЧТПЗ с ММК, - вполне понятные вкладчики. Эти источники можно привязать к клубам по географическому признаку. А вот по какому принципу распределяются средства госкомпаний в российском хоккее? Газпром вместе со своими дочками, Роснефть, РЖД, ВТБ – разве это все не «национальное достояние»? Какое отношение эти компании имеют к конкретному региону, городу, клубу? Только нам такое распределение денег в пирамиде КХЛ кажется несправедливым?

Проблески энтузиазма

«Магнитке» несказанно повезло с Рашниковым. Можно смело предположить, что пока он жив [пользуясь случаем, пожелаем ему крепкого здоровья и долголетия], хоккей в Магнитогорске не загнётся. Но это, скорее всего, исключение из правил. Он - энтузиаст, который даже в ущерб своему бизнесу будет грести против течения. Похожая фигура появилась недавно в российском футболе – Сергей Галицкий в Краснодаре. Может себе позволить. Почему бы и нет?

Василий Кошечкин - MVP сезона 2016/2017

Фото: КХЛ (Василий Кошечкин - MVP финальной серии сезона 2016/2017. Очень рад, что его поздравляют именно эти люди)

Существует еще одна модель персонального энтузиазма - управленческая, а не бизнесовая. Средненький титульный спонсор и мощнейшая поддержка губернатора - вот, что позволяет держаться на плаву нижегородскому «Торпедо». Доверие, которое оказано тренерскому штабу Петериса Скудры, безусловно, тоже играет свою роль, но если бы не Шанцев, то шансов на плей-офф у команды бы точно не было.

Похожая модель могла бы сработать, например, в тольяттинской «Ладе», но там глава региона почему-то способен только требовать «достойного результата», а не содействовать укреплению команды. Предвыборный PR сработал только в первом сезоне после возвращения «Лады» в КХЛ, получилось приписать к своим заслугам открытие новой арены, а дальше мыльный пузырь лопнул. Бюджет клуба продолжает формироваться по остаточному принципу из региональной казны, никаких попыток привлечь средства из внебюджетных источников руководство команды [сам же губернатор] не предпринимает.

<…>