9 мин.

11 россиян, сыгравших в финале Кубка Стэнли в дебютном сезоне

Сергей Пряхин, «Калгари»-1989 (не сыграл в финале, но был с командой)

Еженедельник «Футбол-Хоккей» уделил первому в истории советско-американских отношений трансферу хоккеиста в НХЛ пять строчек на 16-й полосе, а дебют игрока в составе «Флэймс» и вовсе проигнорировал. Хотя хвастать было особо нечем. Пряхину, прибывшему в Канаду за несколько дней до окончания чемпионата-1988/89, дали сыграть всего в трех матчах – двух регулярных и одном кубковом, и за победным шествием «Калгари» к Кубку Стэнли экс-форвард «Крыльев» наблюдал по большей части из ложи прессы. Состав у «огоньков» к моменту появления Пряхина был сформирован, да и к силовому хоккею, несмотря на габариты, новичок был не готов. Это, впрочем, не помешало ему получить чемпионский перстень и попасть на общекомандное фото. Сможете найти без подсказки?

«Флэймс» в ту пору были, наверное, сильнейшей командой НХЛ, поэтому представляете, какая там была конкуренция? Да и тренер Терри Крисп с некоторой, скажем так, настороженностью относился к русским игрокам», – позже расскажет Пряхин «Советскому спорту». В «Калгари» хоккеист задержался не надолго – осенью 1991-го он вместе с Владимиром Крутовым уже играл за швейцарский «Цюрих».

Анатолий Семенов, «Эдмонтон»-1990 (не сыграл в финале, но был с командой)

Похожим образом Кубок Стэнли «завоевал» и Анатолий Семенов. Став чемпионом СССР вместе с «Динамо», техничный нападающий на пару с Сергеем Яшиным отправился в Эдмонтон, успев к началу второго раунда. В матчах с «Кингс» услуги москвичей Джону Маклеру не понадобились, а против «Чикаго» при счете 1-2 в серии Семенову дали сыграть. Он со скамейки увидел один из лучших перфомансов в карьере Марка Мессье и, несмотря на жесточайший разнос в прессе (Боб Верди из Chicago Tribune выражений не выбирал), вышел на пятый матч, в котором «Ойлерс» также победили. «Я не причастен к этому Кубку Стэнли. Да, сыграл два матча в полуфинале. Да, мне все говорили, что я тоже был в команде, с командой, и так далее. Но зачем себя обманывать?» – признавался не оставшийся без памятной «гайки» Семенов «Спорт-Экспрессу». В отличие от Яшина, вернувшегося в Россию ни с чем, он время в Северной Америке не терял – более 350 матчей, около 200 очков и несколько красивейших спинорам, ставших его визиткой.

Игорь Кравчук, «Чикаго»-1992 (проиграл в финале)

Пряхина и Семенова приглашали перед плей-офф, скорее, ради экзотики, чем для реального усиления, а за олимпийским чемпионом Кравчуком «Чикаго» охотился около года. Из-за бюрократической неразберихи в постперестроечной России заполучить атакующего защитника до Игр во Франции «БлэкХокс» не удалось, но спустя несколько дней после финала против Канады дебют хоккеиста в НХЛ все-таки состоялся. Трансфер Игоря обошелся «индейцам» в 90 тысяч долларов, еще 700 тысяч ушло на трехлетний контракт, который россиянин принялся отрабатывать с первого же матча. Заняв место во второй паре, он набрал 9 (1+8) очков в 18 играх регулярки и еще 8 (2+6) в плей-офф, в котором «Чикаго» перебодал «Сент-Луис» с «Детройтом» и смел со своего пути «Эдмонтон». Но стать первым членом образованного впоследствии «Трипл Голд Клаб» новичку не удалось. В финале Кубка Стэнли команду Кинэна обыграл Марио Лемье, а будущий скаут сборной России (под номером №3) стал свидетелем лучшего гола в жизни Яромира Ягра.

Олег Петров, «Монреаль» (не сыграл в финале, но был с командой) и Алексей Житник, «Лос-Анджелес»-1993 (проиграл в финале)

Бывшие армейцы провели свои первые официальные матчи и набрали первые очки в НХЛ в один день – 6 октября 1992-го. Только Петров большую часть того сезона отыграл в фарме «Канадиенс», где за 27 тысяч долларов в год спал на матрасе и слушал храп Доналда Брашира, а Житник, угодив под опеку Пола Коффи и Роба Блэйка, сходу стал ведущим защитником «Кингс». 12 голов и 48 очков в 78 матчах – для новичка из Европы и в те бесшабашные времена считались приличным результатом. Их команды встретились друг с другом в финале плей-офф, но и Алексей, и Олег остались без чемпионских перстней. Киевлянин – из-за поражения его «Лос-Анджелеса», москвич – из-за недостаточного количества проведенных игр (9 регулярных, 1 кубковая). Петров смог наверстать упущенное на российской арене, став обладателем Кубка Гагарина с «Ак Барсом», а Житник удивительным образом так ничего на клубном уровне и не выиграл.

Александр Карповцев, «Рейнджерс»-1994 (выиграл Кубок Стэнли)

Сергею Зубову и Алексею Ковалеву, выигравшим Кубок Стэнли тем же летом, понадобились время и ссылки в АХЛ, чтобы приспособиться к требованиям Майка Кинэна, а вот не хватавший звезд с неба Карповцев сработался с грозным тренером практически сразу. И еще бы он ему не приглянулся. Спокойный, самоотверженный (магнитом для шайб его прозвали не за красивые глаза) и аккуратный – такие оборонцы всегда нравились экс-тренеру «Рейнджерс». Нью-йоркцы выменяли права на так и не сыгравшего за «Квебек» Карповцева в сентябре 1993-го, а уже в октябре динамовец был крепкой единицей основного состава.

«У меня-то с Кинэном проблем не возникало: я выходил, работал и никуда не лез, поскольку был в НХЛ первый год и английского не знал. Но один случай не забуду никогда. Он вызвал четверых русских – Зубова, Ковалева, Немчинова и меня, вскочил на стол и стал сверху орать, какие мы, русские, плохие, нам не дано выиграть Кубок Стэнли, и мы никогда его не выиграем», – раскрыл Карповцев методы работы североамериканских тренеров в разговоре с Игорем Рабинером. Психологическая атака Кинэна сработала. Зубов вошел в число лучших защитников плей-офф, Ковалев забил несколько важных голов «Ванкуверу», а Карповцев пусть и стал самым бесполезным в команде с «минус 6», но свой вклад в итоговую победу все равно внес.

Если бы «Кэнакс» довели камбэк до конца и дожали бы «синерубашечников», на кубке могла бы появиться фамилия другого российского дебютанта, а именно Евгения Наместникова. Он не играл в плей-офф, но провел 17 матчей в регулярке.

Сергей Брылин, «Нью-Джерси»-1995 (выиграл Кубок Стэнли)

История его появления в основе «Девилс» чем-то напоминает ту, что будет рассказывать своим детям Стивен Джионта. Только Джио дорогу в составе открыла травма Юсефсона, а статус Брылина в команде изменился после обмена Александра Семака. Жак Лемэр смело поставил 21-летнего новичка рядом с Герином и Ролстоном (Зелепукиным), отрядив его на место центра третьего звена, и в таком сочетании форварды провели несколько примечательных матчей. Эта тройка открыла счет в серии с «Филадельфии», а в заключительной игре финала с «Детройтом» Брылин забил страховочный четвертый гол, ставший для него первым кубковым.

«Тот гол, конечно, помню. Но справедливости ради должен сказать, что звено, в котором я выступал – по краям играли Билл Герин и Брайан Ролстон, – было в большей степени атакующим, чем сдерживающим. «Вязать» противника у нас и так было кому – Карпентер, Чорски, Маклин. Эти ребята блестяще справились с нейтрализацией Федорова, Айзермана и Коффи», – ностальгировал нападающий, сидя в редакции «Спорт-Экспресса». До возвращения на родину он выиграл три чемпионских титула. Столько же у великих Ларионова и Федорова.

Роман Ляшенко, «Даллас»-2000 (проиграл в финале)

Первая реакция на отъезд ярославца за океан – поторопился. Ляшенко было всего 20, а «Старс» после победы в Кубке Стэнли не расстались ни с кем из ведущих центров, что оставляло россиянину надежду в лучшем случае на четвертое звено. Да и тренера техасцев Кена Хичкока большим фанатом молодежи в целом и молодежи из Европы в частности назвать было трудно. В чемпионском 1999-м из игроков младше 25 в составе регулярно появлялся только Лангенбруннер. Карьера Ляшенко в «Старс» началась с легкопрогнозируемой ссылки в фарм-клуб, но в Мичигане капитан «золотой» молодежки надолго не задержался. В ноябре его вызвали в «Даллас», после чего место нападающего в основе не подвергалось сомнениям.

«Роман напоминает мне Алексея Яшина. Его не сбить с ног, трудно отнять шайбу. Он чем-то похож и на Йере Лехтинена. Может, не так быстр, но очень силен физически, с быстрыми руками. Все необходимое для игры в НХЛ у него есть», – нахваливал прижившегося в четвертом звене талантливого парнишку Майк Модано. К 6 голам в чемпионате Ляшенко добавил еще 2 (оба победных) в плей-офф, но повторить успех Брылина ему помешала, собственно, команда Брылина, обыгравшая «звезд» в шестиматчевом финале.

Павел Дацюк, «Детройт»-2002 (выиграл Кубок Стэнли)

Если шансы Ляшенко на то, чтобы стать своим в «Далласе» казались минимальными, то разглядеть перспективы Павла Дацюка в напичканном живыми легендами «Детройте» нельзя было и под большим микроскопом. Представить, что невысокий, худенький, заточенный под техничный хоккей нападающий выдавит из состава Ларионова, Федорова, Айзермана или Дрэйпера мог только человек с безграничной фантазией. Но уже в сентябре Скотти Боумэну пришлось перевести одного из своих центров (Дрэйпера) на фланг, в ноябре Люк Робитайл, пожалуй, первым в мире (после Владимира Крикунова, конечно) заявил, что Дацюк будет суперзвездой НХЛ, а с января после фантастического гола Павла «Ванкуверу» (под номером 4) предсказания вингера «Ред Уингс» перестали казаться несбыточными. В плей-офф у «краснокрылых» жгли те, кому это полагалось по статусу, но и Дацюк свои три копейки (читай, три гола) в общекомандную победу внес.

Алексей Смирнов (не сыграл в финале, но был с командой) и Станислав Чистов, «Анахайм»-2003 (проиграл в финале)

Вячеславу Войнову не было и 15, когда в НХЛ дебютировал другой воспитанник школы «Трактора» Чистов, и, кто знает, может, именно стартовые успехи Станислава вдохновили 12-летнего мальчишку из Челябинска на покорение НХЛ. Стас ошеломил результативной игрой в начале сезона-2002/03, набрав 30 очков, получил несколько баллов в голосовании за «Колдера» и, самое главное, был заметной фигурой в плей-офф, в котором на его «Анахайм», как и на нынешний «Лос-Анджелес», никто особенно не ставил. «Утки» дошли до финала, где уступили… «Нью-Джерси». Тот год стал для него и Смирнова лучшим в Северной Америке. В плей-офф НХЛ ни тот, ни другой больше не сыграли.