5 мин.

Презентация новой науки для изучения спорта

Предлагаю вашему вниманию научную дисциплину, которая уже больше двух лет является теоретической основой наших исследований. Оказывается, что она не укладывается ни в одну из существующих научных дисциплин, поэтому нам приходится создавать её чуть ли не с нуля. Но главное, что с ее помощью исследование спортивных субкультур может стать естественным, научно-легитимным и приятным процессом.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА О СУБКУЛЬТУРАХ

Наподобие того, как в свое время в ответ на изменение исторических социокультурных условий из области общественных знаний выделилась наука экономика, в мире XXI века мы можем и должны говорить о переосмыслении знаний о культуре с целью создания похожей дисциплины, которая бы стала «флагманом» своей области. Надо особенно подчеркнуть, что мы не покушаемся на гуманитарные, социологические и иные предпосылки к развитию успешно существующей и общепринятой в России дисциплине культурологии. Цель наших изысканий – использовать лучшие наработки любых дисциплин, имеющих своим объектом культуру, для того, чтобы создать актуальную и доступную научную дисциплину, которая бы вписывались в контекст и отвечала запросам доминирующей на данный момент теории мультикультурного мирового пространства и глобального мира, практически безальтернативной в наши дни.

С этой непростой задачей на наш взгляд справиться не так сложно, если допустить своеобразные допущения и упрощения, как в свое время лидеры научной мысли поступили с экономикой. Все наши предпосылки строятся на основании существующих научных знаний и ни в коем случае не входят в противоречие с официальной культурологией. В то же время, специфическая в своей простоте предметная область нашей «новой» науки способна поразить как обывателей, так и специалистов. Вторым нашим главным достижением мы считаем, что в объектной области новой дисциплины сразу же раскрывается ее структура.

Итак, нашим объектом мы выбрали мировую культуру как общность субкультур, составляющих ее и взаимодействующих друг с другом. Предмет новой дисциплины: идеалы, ценности и нормы субкультур в их динамике и человек, который является одновременно их производителем, ретранслятором и носителем (потребителем). В известном философском смысле можно отказаться от категории человека в качестве «производителя», если принять определенные концепции зарождения идеалов, ценностей, норм и их онтологической обусловленности. Также можно обсудить более широкий предметный круг. Например, поддаться влиянию психологии и добавить «модели поведения» и т.п.

Центр понятийного аппарата новой дисциплины составляет субкультура, которая представляет собой совокупность идеалов, ценностей и норм. Таким образом, из «проходного» и малоизученного феномена, до сегодняшнего дня – всего лишь из одного из структурных элементов культуры, мы делаем центральный объект, на который всегда и при любых обстоятельствах направлено наше внимание.

Заранее отвечая критикам, следует разделить понятие субкультуры и уже существующих в социологии социальных групп, сообществ, страт и т. п. Во-первых, категории социологии не имеют того же наполнения и перегружены, на наш взгляд, излишними концептуальными смыслами, а во-вторых – давайте спросим себя, имеет ли социология как наука перспективы развития в ближайшем будущем, если в свое время она уступила пальму первенства экономике в собственной отрасли знаний? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Наш ответ очевиден, исходя из логики рассуждений, и поэтому мы продолжим.

Предвосхищая другие уточняющие вопросы, мы позволим себе наглядно, образно обрисовать интенциональные предпосылки нашего объекта.

В мире существует множество различных субкультур, которые взаимодействуют друг с другом на равных началах, руководствуясь принципом своеобразной демократии (естественно, с другой этимологией слова; предположим – культурократией). В процессе эволюции одни субкультуры умирают, другие обретают силу. Подобно видам живой природы, они пытаются приумножить собственную сущность. Конечной целью любой субкультуры является доминирование над другими субкультурами. Возможно, есть и трансформированные в процессе эволюции стратегические цели, обусловленные условиями, в которых оказываются субкультуры. Например, - выживание, победа над главным конкурентном и т.п. Так или иначе, эти цели исторически обусловлены, и останавливаться на них подробнее сейчас нет смысла.

Итак, субкультуры решают собственные задачи, используя при этом единственный доступный им ресурс – человека. Отдельно стоит остановиться на роли человека в создании субкультур, но если отбросить этот философский вопрос и обсудить его подробнее позднее, роль человек сводится к участию в деятельности той или иной субкультуры (носителя ценностей, идеалов и норм и ретранслятора). От степени вовлеченности индивидуума в субкультуру и его мощности как ретранслятора зависит развитие субкультуры, также оно зависит от количества этих людей. Таким образом мы выделяем второе направление, затрагивающее наш интерес – взаимодействие субкультуры с человеком.

Если исходить из выше обозначенных предпосылок, несложно представить другие необходимые атрибуты науки.

Историческим профилем дисциплины станет развитие и взаимодействие субкультур во временной плоскости во всем их многообразии: то есть в разные времена - так называемых «классов», «сословий», «страт» и других институциональных и внеинституциональных образований общества, обладающих устойчивым набором идеалов, ценностей и норм, вплоть до религиозных культур и отдельных семейных кланов.

В структуре новой науке выделятся, например:

- искусственно созданные субкультуры (корпоративные субкультуры, семейно-клановые субкультуры, фан-субкультуры).

- естественные субкультуры (основанные на моде, социальных, национальных, гендерных и иных различиях, заложенных в природе человека и человеческого общества).

Методы новая наука, как и экономика в свое время, будет черпать из родительской дисциплины: культурологии. В надежде превзойти ее.  

Мы надеемся, что направление наших мыслей сумело создать у вас определенный образ будущей дисциплины. Думается, что сейчас не стоит тратить ваше время на изучение наших дальнейших выводов. Оговоримся только дополнительно еще раз, поскольку это важно для осмысления масштаба инновации, предлагаемой нами: в новой дисциплине остается только два уровня культуры – мировой и субкультурный. Таким образом, общепринятый уровень национальной культуры (этнический) принижается до уровня субкультуры, существующей в жизни человека наравне с любыми другими субкультурами. При этом спорным и несомненно очень актуальным остается вопрос «уровня человека», которому традиционно уделяется большая роль, и который мы решили проигнорировать, оставив его гуманитарным наукам и официальной культурологии. Также мы видим некую проблему и возможности для критики в положении об априорном равенстве субкультур друг перед другом. Для опровержения этой предпосылки надо тщательно изучить вопрос взаимообогащения и влияния друг на друга субкультур в исторической плоскости, начиная с истоков образования субкультур.

Мы верим, что объединив усилия академического сообщества и общества, мы сможем создать достойного оппонента экономике в частности и альтернативу экономической картине мира, которая доминирует сейчас в пост-индустриальных странах, в целом.

Пример исследований, сделанных с помощью данной науки:

Мордовские ходоки. Отголосок советского прошлого или субкультура Виктора Чёгина?

Вольфганг Пихлер и биатлон России. Нерешаемые проблемы

Теннисисты. Первая спортивная субкультура "новой России"?

Взлет и упадок советской субкультуры "спортсменов"