В чем преимущество западных спортсменов? Несколько слов о культуре
Спорт высших достижений придумали на Западе, в Европе и США в XIX веке. Дальше спорт этот, как культурный феномен, развивался естественным образом в западном обществе в гармонии с экономикой и политикой. В XXI веке, когда Россия пытается стремительными темпами присоединиться к цивилизации за счет денежных вливаний и политической воли, причем не только присоединиться, но и стать одним из лидеров этого общества, давайте не забудем, что совершенствовать надо не только материально-техническую базу и схемы финансирования и управления.
В чем неоспоримое преимущество западных спортсменов над нашими? В налаженных взаимоотношениях с обществом, в котором они живут, в накопленном социальном (культурном) капитале. Спортсмен имеет возможность выбрать модель, некий нормативно-ценностный подход, который войдет в резонанс с общественным мнением, получит поддержку и понимания. В России выбирать пока почти не из чего.
Западный спортсмен может стать и шоу-меном, бегая голым по Парижу (видео) в поисках спонсора, а может всех покорять скромностью. Он может быть патриотом своего региона, страны или просто города, может не быть, может делать политические заявления, может не делать, может пропагандировать любимый вид спорта, совершенно не развитый в своей стране, а может быть законченным эгоистом, падким на моду - звездой-однодневкой. Все эти люди получают свою долю славы, популярности, любви, одобрения и поддержки.
Более того, в разные периоды своей спортивной карьеры западные спортсмены могут менять нормативно-ценностный подход на более комфортный, "переключаться". К примеру, на юниорском уровне можно относиться к спорту как к развлечению и общество не будет требовать с тебя "рубиться" за флаг и любить родину. Потом можно выступать не за себя, а за страну, и общество будет благодарно за твою лояльность. Дальше можно попытаться сделать из себя звезду, подписывать рекламные контракты, раскручивать личный бренд, и у тебя будут толпы поклонников. Затем на закате карьеры можно начать относиться к спорту как к обычной работе, и здесь почет и уважение тебе обеспечены.
Почти гарантированно на всем протяжении пути к тебе будет адекватное отношение специалистов, СМИ и общества в целом, у тебя будут сначала одни поклонники, потом другие, потом тебя оценят по достоинству и третьи, а завистники скорее захотят быть твоими друзьями, чем врагами.
Почему этого не происходит в России? Во многом проблема заключается в том, что даже в популярных отраслях - футболе и биатлоне, представители разных субкультур еще не успели изучить и понять друг друга. К примеру, биатлонный комментатор, по роду занятий журналист-шоумен, позволяет себе долго и упорно на всю страну критиковать профессиональные качества тренеров и спортсменов только из-за того, что считает неприемлемым борьбу за места не на пьедестале. Получается, что по центральному телеканалу пропагандируются ценности определенной ограниченной группы людей, болельщиков учат, что плохо быть 8-м, 10-м, 15-м. При этом не вдаваясь в подробности, не анализируя, почему и из чего сложился такой результат. В этом примере мы видим, как заранее отсекается огромный пласт потенциальных поклонников спортсменов, не способных постоянно показывать высокие результаты, но несущих в мир собственные, наверняка интересные кому-то, ценности.
Конечно, не только общество не может разобраться в своем отношении к спортсменам, сами портсмены не могут разобраться в себе. Звезды, подписывающие рекламные контракты, затем проваливаются на соревнованиях. Хотя бы пример лондонской Олимпиады возьмем. Евстюхина (штанга, реклама мобильного оператора) не взяла начальный вес, Феофанова (прыжки с шестом, что рекламировала - не вспомнить) не прошла в финал, Шустов (прыжки в высоту, шампунь) не прошел в финал, Бароев (борьба, мобильный оператор) в 1/8 финала проиграл, Елена Исинбаева (прыжки с шестом, дезодорант) еле-еле зацепилась за бронзу, Андрей Аршавин (футбол, чипсы) - стоп, это уже из другой оперы...
Можно ли сделать вывод, что нашим спортсменам подобное "переключение" сфер деятельности вредит? Видимо, да, но это не только их вина. Профессиональное сообщество, их окружение неправильно реагирует, неверно подсказывает, они не умеют прочувствовать момент, выбирают мотивацию, которая в итоге вредит результатам и так далее.
Не только Елена Исинбаева, но и, к примеру, Светлана Слепцова (биатлон) не смогла стать звездой и остаться при этом высококлассной спортсменкой, а вместе с ней не справляются со звездной болезнью футболисты, хоккеисты. На удивление все неплохо с теннисом, но ведь там и спортсмены собрались самодостаточные, с западным мышлением, на которых удивительным образом российское общество влияет не так сильно.
ВЫХОД
Будем надеяться, что новые поколения спортсменов, вовлеченные в социальные сети, изучающие языки, находящиеся с малых лет на пересечении мировых информационных потоков, научатся правильно выстраивать свою жизнь, воспитывать в себе ценности и нормы, идеалы, способствующие правильной, длительной и разнообразной мотивации.
Пока такие спортсмены, к сожалению, склонны уезжать из России, выступать за другие страны. Возьмем хотя бы пример Анастасии Кузьминой (биатлон), Юрия Подладчикова (сноуборд). Под этих людей профессиональное спортивное сообщество в России не смогло подстроиться, наши специалисты не смогли предложить этим талантливым людям жизнь, адекватную их мировоззрениям. С другой стороны, Марии Шараповой почему-то хочется выступать за Россию, но это опять-таки пример из тенниса, который стоит особняком.
Есть и другой выход - выстраивать закрытые субкультуры с определенным набором ценностей, норм и идеалов, как это сделал Виктор Чёгин в Мордовии с ходоками. И отбирать в эти спортивные "секты" преданных адептов, впитывающих в себя идеи лидеров. Этот путь создания структуры спорта высших достижений вполне может прижиться на нашей почве, удобренной отголосками советской идеологии. Но вот только индивидуальности так и будут уезжать за границу, где есть возможность жить и заниматься спортом в гармонии со своей личной шкалой ценностей.
Так или иначе, спортивному руководству России, а также журналистам, да и нам с вами, стоит задуматься о правильном пути и принимать соответствующие организационные решения в интересах всех заинтересованных сторон. Кого-то увольнять, кого-то поощрять, куда-то деньги вкладывать, а откуда-то - выводить, какие-то сборные команды создавать, а какие-то - расформировывать.
Похожие статьи "Субкультур спорта"
Вольфганг Пихлер и биатлон России. Нерешаемые проблемы
Мордовские ходоки. Отголосок советского прошлого или субкультура Виктора Чёгина?
Я бы сказал, что все скорее упрощено, чем усложнено.