Объединенный чемпионат как культурное явление. Без политики и экономики
Буквально на днях в наших исследованиях появилась статья о том, что спорт в нынешнем своем виде придумали англичане, чтобы оказывать длительное культурное и экономическое влияние на мир. Почти сразу же французы при поддержке мирового сообщества ограничили британский национальный эгоизм Олимпийскими играми. Мы еще проанализируем, как на протяжении XX века к спорту относились американцы, а сейчас давайте поговорим о таком неоднозначном явлении, как "Объединенный Чемпионат" по футболу. Для тех, кто не в курсе - расскажем вкратце, а если вы в уже составили свое мнение по этому вопросу, пропускайте главу "Идея".
Идея
Люди, заинтересованные в том, чтобы российские клубы ворвались в элиту европейского футбола, владельцы и спонсоры ведущих команд - "Зенита", "ЦСКА" и "Анжи" - задумали создать объединенную лигу с ведущими украинскими командами. "Газпром", главный спонсор российского спорта, дает на это дело 5 миллиардов евро на пять первых лет. Планируется "отбивать" эти деньги за счет возросшего интереса к новой лиге как со стороны россиян и украинцев, так и со стороны заграничных зрителей.
Неизбежность создания такого чемпионата именно сейчас назрела, как говорят специалисты, из-за того, что европейская футбольная ассоциация вводит финансовый fair play, который, если говорить совсем просто, запрещает клубам тратить больше, чем они зарабатывают. Конфликт внутренний в Российском и Украинском футболе заключается в том, что в ближайшее время ведущие клубы рискуют потерять конкурентоспособность в европейском футболе, который прошел путь эволюционного развития уже давно, и сейчас хочет зафиксировать достигнутых вершин. Конфликт внешний заключаются в том, что западные европейцы не особенно горят желанием пускать на эти вершины тех, кто готов за счет огромных вложений совершить революционный скачок. На данный момент "в топе" находятся национальные лиги и ведущие клубы 5-6 стран: Англии, Германии, Испании, Франции, Португалии и отчасти Голландии.
Налицо конфликт как экономических интересов, так и политических. Но давайте по старой доброй традиции исследований субкультур спорта отбросим и то, и другое, сосредоточившись на культурных идеалах, нормах и ценностях.
ОРГАНИЗАТОРЫ
Во главе любого объединения, любой организации стоят люди, которые пропагандируют какие-то собственные ценности и которые соблюдают определенные нормы. Давайте попробуем разобраться, что движет создателями Объединенного чемпионата, что это за люди, ради чего затевается вся эта амбициозная кампания.
Алексей Миллер, часть корпоративной культуры "Газпрома", а может быть и ее лидер-вдохновитель, может быть оценен по делам и тому, как позиционируется "Газпром". Дела компания в области спорта поддаются примерно такому перечислению (убедитесь, перейдя по этой ссылке):
1. В городах по всей стране строятся объекты социальной инфраструктуры, физкультурно-оздоровительные комплексы. Хотя, не будем скрывать, по большей части - в Петербурге и Ленинградской области.
2. "Газпром" спонсирует клубы и соревнования в России: футбол, хоккей, биатлон, настольный теннис
3. "Газпром" спонсирует западный футбол. В частности - Лигу Чемпионов УЕФА и немецкий клуб Шальке-04.
О каких ценностях все это говорит? Во-первых, компания "Газпром" хочет выглядеть социально-ответственной, но это в наше время - общее место, мода. Все ведущие бизнес-организации должны показательно "считаться" с обществом. Интересен другой момент...
Отношение к спорту
Алексей Миллер и "Газпром", несомненно, относятся к спорту как-то по-особенному. Посмотрите хотя бы, как на фоне спортивной деятельности этой организации выглядит поддержка культурных проектов (это тоже была ссылка на сайт "Газпрома", там нет вирусов). Непопулярные, по большей части направленные на детей, проекты - ну совсем не чета амбициям в футболе - самом популярном виде спорта. Сопоставимые вливания в культуру выглядели бы, например, как спонсирование новых российских фильмов блок-бастеров или строительство культурно-досуговых комплексов по всей стране. Но ведь этого не происходит.
Алексей Миллер, а вслед за ним и весь "Газпром" - не просто любят спорт. Они считают, что спорт как явление сам по себе гораздо более выгоден для создания имиджа социально ответственной компании. Более того, они уверены, что именно спорт является "драйвером", сферой, через которую можно осуществлять максимальное влияние на окружающих компанию людей.
Подобное отношение к спорту - часто встречающийся в элитных кругах России ценностно-нормативный подход. Можно сказать - модный в последнее время. Создание Объединенного чемпионата - еще один шаг, говорящий нам о том, что через спорт Миллер собирается удовлетворить свои амбиции уже на другом уровне.
Но давайте остановимся вот на каком моменте: казалось бы, гораздо менее затратно и выгодно Роман Абрамович и Алишер Усманов демонстриуют нам свою веру в ключевую роль спорта в миреустройстве за счет покупки английских команд "Челси" и "Арсенала". Почему "Газпром" не пошел этим путем и хочет именно "Зенит" в частности и весь российский спорт в целом вызвысить? Возможно, дело в других ценностях Миллера?
Отношение к Родине
Неуклюжий слоган "Газпром - национальное достояние" - довольно спорный с точки зрения любого человека, задумавшегося о том, каким образом коммерческая структура может быть гордостью всей нации. Плюс к этому в Петербурге по всему городу еще висят рекламные стенды, где на фоне исторических памятников написано "Газпром - городу". Странно видеть Медный всадник на этих плакатах, неужели и его возведение спонсировал Алексей Миллер и ко? Или городу подарены рекламные стенды? Все это - очень мутная история, из которой понятно только одно. Господа хотят, чтобы мы видели - они любят Санкт-Петербург, свою Родину, и они любят нацию. Какую нацию они любят, не совсем понятно, но видимо русскую. А если не любят, то по крайней мере хотят быть достоянием русского народа.
Противоречит ли создание Объединенного чемпионата России с Украиной этим ценностям? Отчасти да, ведь в Украине проживает довольно большое количество людей, не желающих отождествлять себя с русским народом. С другой стороны, в России тоже немало национальных меньшинств, а понятие "русский" - довольно относительное и размытое, уже давно скорее культурное, чем этнографическое.
Если у Алексея Миллера и есть геополитические амбиции, то все его действия в отношении Объединенного чемпионата нам этого не демонстрируют. Политика со стороны "Газпрома" - это бесконечные ссоры с Украиной насчет цен на газ и возможностей транзита в Европу. В этой же сфере лежат и экономические амбиции компании. Как поможет Объединенный Чемпионат в решении этих проблем? Напрямую - никак, а значит - дело вовсе не в политике. Культурные ценности Алексея Миллера и его команды - вот что движет его в сторону Украины. Возможно, здесь имеет место быть и ностальгия по СССР, Родине председателя правления ОАО.
В этом разделе давайте вспомним, кто поддерживает Алексея Миллера, кто по сути является "соорганизатором" новой лиги. Это, например, владелец "Анжи" Сулейман Керимов, решающий за счет футбола далеко не только спортивные проблемы родного Дагестана, Валерий Газзаев, поддерживающий осетинские традиции футбола, вернувшийся в родную "Аланию". Объединяет ли их и Алексея Миллера такая культурная ценность, как патриотизм, и при этом желание жить в интернациональной культурной общности, условно называемой "русский народ"? Не нам с вами судить, но похоже на то.
Отношение к партнерам
Взаимоотношения с окружающими людьми - очень интересный раздряд ценностей, где личность предстает перед нами в полной красе. Давайте проанализиуем, как Алексей Миллер выстраивает свои отношения с основными партнерами по Объединенному чемпионату: руководителями российских клубов, руководителями клубов украинских, руководством Федерации Футбола Украины и Российского Футбольного Союза.
Среди руководителей клубов Алексей Миллер и Ко уже нашли поддержку, убедили многих в правоте своей идеи. И Леонид Федун из "Спартака", и Ольга Смородская из "Локомотива" заинтересовались. Это говорит о том, что идея была подана с уважением и симпатией к будущим главным партнерам. А вот потенциальные украинские партнеры получили, как сказал Сергей Палкин, гендиректор донецкого Шахтера, только факс-приглашения собраться в офисе "Газпрома" на первое собрание. Публично о взаимоотношениях с РФС и ФФУ, которые должны лоббировать идею Объединенного чемпионата в УЕФА и ФИФА, пока слышно мало, но зато уже разгорелся скандал с участием Валерия Газзаева и министра спорта России Виталия Мутко, который избран представителем РФС в ФИФА от России.
О чем говорят все эти примеры? Каждый отдельный эпизод можно трактовать и как подлизывание, и как нетерпимость, но если проследить генеральную линию, все взаимоотношения Алексея Миллера и Ко с партнерами укладываются в рамках бизнес-этики. Эта ценностно-нормативная модель выглядит сомнительно с точки зрения отдельного человека, но когда речь идет о конкуренции организаций, оправдание в этой модели находят очень многие приемы, о которых впоследствии говорят - "ничего личного, не переживайте, это просто бизнес".
В рамках бизнес-этики Алексей Миллер и оргкомитет Объединенного чемпионата действуют с позиции силы по отношению к тем, кого они считают слабее, это нормально и в современном нам мире не должно вызывать у кого-то особенных нареканий. Если "Газпром" сильнее РФС и ФФУ, то могут возникать какие угодно скандалы, которые не повлияют на конечный результат. Если в Украинском футболе дела идут на спад, а в Российском - подъем, то может быть и факса достаточно?
Заметьте, в отношении УЕФА и ФИФА никаких комментариев "с позиции" силы мы от проводников идеи новой лиги не получаем. И это понятно, ведь еще не ясно, кто в конце концов победит.
Выводы
Нам удалось разглядеть кое-какие ценности и нормы у создателей Объединенного чемпионата. Не найдя противоречий, констатируем: ничего страшного и противоестественного у Алексея Миллера и Ко вроде как обнаружить не удалось. Через призму деятельности "Газпрома", Валерия Газзаева, Сулеймана Керимова и руководителя "ЦСКА" Евгения Гинера (кстати, рожденного в Харькове, Украина) мы видим, что новый чемпионат - это не чья-то больная фантазия, а идея людей, объединенных чем-то большим, чем совместный бизнес, стремящихся к общим идеалам.
Можно с этим тезисом поспорить, конечно. Вот и Валерий Газзаев говорит о том что это всего лишь бизнес; но тогда возникает вопрос, почему именно этот человек стал таким яростным защитником идеологии Оъединенного чемпионата, ведь он - единственный в компании Миллера, кто изначально по своей сути вообще не является бизнесменом.
Культурная подоплека Объединенного чемпионата внутри России и Украины более менее вырисовывается: с подачи его создателей он будут пропагандировать патриотизм и умеренный национализм (в случае с Санкт-Петербургом и Москвой - регионализм), как и Российская Премьер-лига сейчас, но при этом будет происходить поиск общих ценностей в закромах русской культуры, без чего невозможно объединение с Украинцами. Например, нормой для этого чемпионата станет русский язык. Ну а все дела будут решаться с позиции бизнес-этики, что гарантирует нам справедливость рыночную, но не всегда социальную. На этот счет приведем цитату из шикарного интервью Николая Дурманова:
"Большие деньги работают, они помогают перепрыгнуть через отсутствие инфраструктуры, через упадок в некотором смысле экономической морали. Они позволяют выйти на приемлемый уровень капитализации, набрать ход и потом на ходу наводить порядок."
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Оставим организаторов в покое, пусть отдохнут от анализа. Давайте посмотрим, что же происходит в мире. Какие культурные тенденции могут помочь или "потопить" проект?
Объединенный чемпионат - это явление, которое необходимо рассматривать в мировом культурном контексте, а начать нужно с Европы.
Объединенный Чемпионат и Европа
Англичане потеряли традиции во многих видах спорта, которые в XIX веке были придуманы ими для того, чтобы английская культура распространялась по миру в годы политического кризиса Британской империи. Но если с потерей настольного тенниса и водного поло, которые уже никак не ассоциируются с Англией, они могут смириться, то потеря футбола может стать ударом непоправимым, ведь уже и так стран, с которыми они "поделились", стало слишком много. Навязчивая Испания, упорная Германия, взбалмошная Франция; но это хотя бы соседи по Евросоюзу, с ними всегда можно договориться. А как жить, если загадочные русские через 5-10 лет вдруг станут считать футбол "своим"? Бог с ними с бразильцами, которые уже так считают, все равно лучшие из них молятся на ведущие европейские чемпионаты.
Приведем цитату из того же интервью Николая Дурманова.
"Европейские футбольные чиновники понимают: если сейчас не поставить каких-то барьеров, то завтра четыре-пять, а, может, и больше российских клубов подойдут вплотную к уровню «Реала» и «Барселоны». Закачают себе гигантские деньги, наберут талантов со всего мира, не с первой, так с третьей попытки, но залезут в элиту и станут лидерами. И это будет с точки зрения многих европейцев дискредитацией футбола, как идеи".
Именно культурные ценности, потеря футбола как исконно западноевропейского вида спорта, а не экономический спад в отрасли, который может последовать вслед за этим, наверняка пугает представителей УЕФА. Культура Западной Европы - это вообще формирование косное и полное незыблемых традиций, чуждое революций.
Каким образом именно в культурном, а не в экономическом плане оргкомитет Объединенного чемпионата сможет правильно лоббировать свои идеи - это большой вопрос. Бизнес-этикой и дорогими подарками в виде спонсорства "Газпрома" в "Лиге чемпионов" здесь можно и не обойтись.
Объединенный Чемпионат и мировое сообщество
В этом разделе сразу же злоупотребим цитатой из Николая Дурманова, который, не спорим, своим объемным интервью Юрию Дудю очень поддержал автора статьи в данном направлении исследований.
"Есть страна, которая тоже страдает от коррумпированности – Китай. Пройдет еще лет десять, и она будет абсолютным лидером по промышленному и, подчеркиваю, культурному развитию. Я много времени провел в Китае: там, кроме промышленности, еще невероятное развитие науки и образования.
Есть другая страна, которая тоже лет через десять войдет в пятерку мировых лидеров, которая уже сейчас стала страной-локомотивом. Бразилия. Там зашкаливающая коррупция, жуткое расслоение общества, одни фавелы чего стоят. И, тем не менее, эта страна неотвратимо идет вперед и вместе Китаем и Индией тащит за собой мировую экономику. И, заметьте, тратят очень большие деньги на спорт и все, что с ним связано. Включая всякие пафосные и высоко затратные мероприятия типа чемпионатов мира по футболу, Олимпийских игр и т.д.
Одно из двух. Либо планета заселена идиотами, совершенно не понимающими, как и куда тратить деньги, и мы одни из них; либо спорт вообще, а футбол особенно – это социальный феномен, значение которого далеко выходит за пределы примитивной бухгалтерии. Рубль вложили, два выложили. Нет, сотни миллионов людей, приходящих на стадионы, и миллиарды, одновременно прилипшие к экранам телевизоров – это аргумент в пользу того, что перед нами уникальное явление, другого такого нет. И люди понимают, что это надо поддерживать и развивать. Что это не бессмысленно, а очень даже наоборот."
Как не согласиться с Николаем, когда мы буквально вчера проследили историю развития Европейского спорта и сделали вывод о том, что спорт - это гораздо больше, чем просто экономика или политика, это еще и ценности, которые разделяют все больше и больше людей, это сфера, которая заменяет войны и конфликты, вытесняет традиционный шоу-бизнес, порабощает игровую индустрию и заставляет всех жить по-новому.
Наши слова наверняка звучат в унисон с мыслями Алексея Миллера и Ко, как и с мыслями китайцев, бразильцев, да и американцев. А это значит, что мировой спорт с радостью примет в свои объятья новый амбициозный чемпионат. С такой же радостью, как бразилец Халк забивает в "Зените", Роберто Карлос говорит о социальной миссии "Анжи", а камерунец Это'О за него играет.
А теперь посмотрим теперь на методы, которыми будет развиваться идея. Интрига состоит в том, что пока получается не очень, но посмотрим.