Спорт как социокультурное, экономическое и политическое явление. Введение
И снова здравствуйте, господа и дамы поклонники спорта. По идее, эта статья должна быть первой в блоге-исследовании "Спортивные субкультуры", но только сейчас захотелось затронуть такую обширную и глубокую тему В России спорт, как и многие другие сферы общественной жизни, воспринимается очень по-разному. Зачастую - совершенно не так, как на Западе и Востоке, не так, как в Африке, Южной Америке и Азии.
Давайте подумаем и определимся: что такое лично для каждого из нас спорт, что нам в нем интересно, ради чего мы здесь сегодня собрались. Я верю, что после того, как каждый из нас ответит себе на этот вопрос, проблем станет гораздо меньше. И не только у болельщиков, но и у спортсменов, тренеров, спортивных менеджеров, журналистов и всех-всех-всех, кто так или иначе хочет быть причастным к этой сфере. Начнем с очевидного.
Спорт как явление политическое
Наверное никому не надо доказывать, что политическая сторона спорта в огромном проценте случаев и событий интересна всем. Петербург побеждает Москву, когда "Зенит" обыгрывает "Спартак", Китай возвышается над всем остальным миром, когда покоряет общий медальный зачет Олимпиады, да и просто-напросто один университет круче другого на первенстве города среди вузов.
Патриотизм, воля к власти, идеология - спорт с самого начала, еще с древнегреческих олимпиад играл роль младшего, более гуманного брата большой политики, осуществляемой за счет войн и конфликтов. Понятно, что спорт не поможет одному государству овладеть ресурсами на чужих территориях, но управлять сознанием своего населения и улучшать позиции на мировой политической арене он безусловно помогает. Согласитесь, что победа российского спортсмена для нас это в первую очередь "российского", затем "победа" и только затем "спортсмена". То есть при прочих равных нам не важно, что это за человек: женщина ли, мужчина, с какой судьбой, из какой семьи, какого возраста, какого вероисповедания и так далее. И это результат того, что спорт - явление политическое.
Спорт как отрасль экономики
Еще совсем недавно, в XX веке, через спорт высших достижений проходили не такие уж большие средства. Чуть-чуть государственных средств в СССР, небольшой процент рынка развлечений в США, естественное частно-государственное партнерство по развитию массового спорта и профессиональных клубов с региональной специализацией в Европе, презрение к западным видам спорта и мизерные вложения в Китае.
В XXI веке ситуация существенно изменилась. Спорт стремительно развивается как шоу-бизнес, мировые бренды создаются и раскручиваются уже не только в футболе, хоккее и баскетболе, но и в лёгкой атлетике (Усэйн Болт и Исинбаева не дадут соврать), теннисе (вспомним вовсе не победо-, но золотоносную Анну Курникову), фигурном катании (Евгений Плющенко своими перепалками с журналистами чем-то напоминает Филиппа Киркорова последнее время, не находите?), и вообще черт знает где, вплоть до гольфа, снукера и покера. Огромные рекламные контракты спортсменов, нереальные спонсорские соглашения клубов и лиг, сумасшедшие деньги за телеправа.
На этом фоне, казалось бы, государство и некоммерческие организации должны самоустраняться, как это происходило, например в США. Действительно, чего еще хотеть, если спортивная сфера отлично развивается и приносит все большие деньги в виде налогов, а эти бюджетные деньги можно потратить на социальные нужды, войну или полеты в космос?
Но не тут-то было, государственные затраты на спорт высших достижений в среднем по миру не очень-то уменьшаются, ведь спорт позволяет развивать социальную инфраструктуру, обновлять её, привлекать иностранные инвестиции в страны, не особенно привлекательные с каких-то других точек зрения. Конкуренция политическая заставляет не только строить новые аэропорты и стадионы: бюджеты на содержание сборных команд год от года тоже только растут, и не только за счет государства, улучшают свои экономические позиции и некоммерческие организации вроде Союза Биталонистов России.
С экономической точки зрения символом спорта уже давно не является голый легкоатлет, бегущий по земле к нарисованной где-то вдалеке линии. Лицо спорта теперь - это скорее пилот формулы 1 на болиде стоимостью в миллион евро или футболист с зарплатой в 3 миллиона долларов в год, смотрящий на тебя с 20% рекламных стендов в твоем районе.
Спортивная сфера создает рабочие места, спорт - это эффективный социальный лифт и для бедных, и для богатых, спортивная журналистика кормит гораздо лучше традиционной для шоу-бизнеса музыкальной, а букмекерские конторы вытесняют казино и игоровые автоматы.
Спорт как культурый феномен
Культура - понятие сложное, приведем определение из Большой Советской Энциклопедии. "Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях".
Итак, культура - это то, как мы развиваемся, на что ориентируемся, что создаем, как взаимодействуем. Культурный капитал общества называют "социальным" капиталом. Часто между уровнем культурного и социального развития общества ставят знак равенства, подразумевая, что из экономики и политики всегда можно вычленить то, что создано обществом в процессе эволюции.
Материальные ценности, создаваемые в мире спорта, те же болиды, спортивные яхты, велосипеды, мячи, а также стремление к результату и другие нематериальные ценности, плюс методики и технологии - все это культурные достижения. Кроме того, не будем забывать, что спорт постепенно сливается с шоу-бизнесом и другими сферами, обогащаясь ценностями совершенно других культурных плоскостей.
К примеру, еще совсем недавно даже в футболе, не говоря уже о менее публичных видах спорта, стремление делать из своего занятия спортом "шоу" и "бизнес" не поощрялось, а сейчас это уже многими считается нормой. Одновременно происходят и обратные процессы, спорт интрегрируется в другие сферы. Посмотрим только, к примеру, на конкурс "Евровидение", где спортивные ценности (стремление к определенному результату, обладание духом победителя и т.п.) вытесняют ценности музыкальной культуры.
ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРЫ СПОРТА
То, что спорт активно завоевывает такие сферы, как экономика и политика, а также не только тиражирует собственные материальные и духовные достижения, но и делает "чужие" ценности своими, не плохо и не хорошо. Это просто объективная реальность. Кто знает, может быть кроме спорта когда-нибудь ничего не останется? Наверное многие из нас замечают, как стремление к результату в нас часто преобладает над удовольствием от процесса. Посмотрите на нынешних детей, чем они занимаются? Большая часть онлайн-игр уже является кибер-спортом.
Традиционные политически окрашенные сюжеты, войны - для нас это давно уже не драмы и трагедии, а скорее спортивные игры с победителями и призами. Так из нашего лексикона уходят термины искусства, которое, кстати, тоже при определенных обстоятельствах можно превратить в спорт.
А как легко вторгается спорт на наших глазах в светскую жизнь - оплот женской части населения, которую спорт раньше раздражал. Наверняка многие из читающих эту статью являются представительницами прекрасного пола, у которых в числе любимых сериалов после "Секса в большом городе" и где-то на уровне "Друзей" значится кубок мира по биатлону или английская Премьер-лига. Для многих из вас личная жизнь Бреда Питта кажется увлекательной ничуть не меньше, чем история Криштиану Роналду.
Изучать экспансию спорта во все сферы жизни надо обязательно, в знании этих тенденций - видение будущего. Но для начала давайте вспомним, как и почему исторически складывалась политико-экономико-культурная структура спорта в мире. Какое место спорт занимает в умах европейцев, американцев, азиатов и русской части мира.
Читайте об этом уже в следующей статье блога "Спортивные субкультуры". А в статье третьей подробно поговорим о том, какие проблемы спорта как социокультурного, экономического и политического явления есть в России. Увидимся!