9 мин.

Алекс Фергюсон. Шаги командора

1. Решение принять «МЮ» (1986)

Словосочетание «МЮ» – великий клуб» было далеко не таким бесспорным к 6 ноября 1986 года, когда Алекс Фергюсон появился в Манчестере. По крайней мере, трофеи «МЮ», выигранные блестящей командой Мэтта Басби, успели к этому времени изрядно запылиться. «Красные дьяволы» не выигрывали чемпионат Англии с 1967 года и даже успели на год очутиться во втором дивизионе. Средняя посещаемость «Олд Траффорд» упала до 40 000 человек на матче, команда находилась в «зоне вылета», а дорогие новички «МЮ», клуба традиционно богатого, не играли и в половину своей цены. Переход в «МЮ» не давал Алексу Фергюсону никакой финансовой выгоды – в Манчестере ему предложили несколько меньше 120 000 фунтов в год, которые он зарабатывал в «Абердине». «Моя семья была категорически против этого переезда, – напишет Фергюсон в своей автобиографии. – Но для меня «МЮ» – это не просто новая работа. Это миссия».

ЭФФЕКТ: +++

2. Применение «ежовых рукавиц» с самого начала (1986-1987)

Фергюсон обошелся без «медового месяца» с новой командой, с ходу приступив к закручиванию гаек. После первого же матча (поражение от «Оксфорда» 0:2) он учинил в раздевалке свою знаменитую на всю Англию головомойку. Далее последовал запрет на употребление алкоголя – резковатый для Англии того времени. Далее – строжайшие предписания насчет пунктуальности, диеты и дресс-кода.

ЭФФЕКТ: ++

3. Первая чистка (1989)

Третий сезон «МЮ» с Фергюсоном закончили на 11-м месте, что никак не отвечало притязаниям тренера и клуба и привело к размашистой чистке рядов команды. К разочарованию фанатов из нее были выдворены Гордон Стракан, Норман Уайтсайд и Пол Макграт. «Не лишенные таланта, эти игроки не позволяли «МЮ» искоренить привычку к потреблению алкоголя», – писала Times. Игроки, купленные на замену, стали первыми трансферными удачами Алекса Фергюсона: Пол Инс и самый дорогой на тот момент британский футболист (2,3 миллиона фунтов) Гэри Паллистер.

ЭФФЕКТ: ++

4. Успешный выход из «штопора» сезона-1989/90

Три из четырех первых сезонов Фергюсона в «Юнайтед» команда закончила в нижней части таблицы. Четвертый из них был для тренера наитруднейшим – говорят, Фергюсон не был уволен из «МЮ» только потому, что директорат клуба не успел подыскать ему подобающую замену. После разгрома в манчестерском дерби (1:5) на трибунах запели «Бай-бай Ферги» и вывесили баннер: «Three years of excuses and it's still crap» («Три года оправданий, а команда попрежнему – дерьмо»). Судьба Фергюсона решалась в четвертьфинальном матче Кубка Англии против «Ноттингем Форест», одной из лучших команд того времени. «МЮ» выиграл со счетом 1:0 благодаря голу Марка Робинса, Фергюсон сохранил работу, а уже в конце сезона поднял над головой свой первый манчестерский трофей – этот самый Кубок. И тут же наобещал новых.

ЭФФЕКТ: +++

5. Приобретение Эрика Кантона (1991)

Осень 1991-го для «МЮ» не задалась: проблемы в нападении и травма ведущего форварда Дайана Даблина к ноябрю отшвырнули «МЮ» на 10-е место. Трансферные искания Фергюсона были лимитированы скромным на тот момент бюджетом. Однако его невообразимым образом хватило, чтобы увести у «Лидса» Эрика Кантона, обратить внимание на которого шотландцу посоветовал тренировавший тогда сборную Франции Жерар Улье. За 20 лет в«МЮ» Фергюсон потратил на комплектование более 300 миллионов фунтов, но тот миллион, что был выплачен за Кантона, дал самые существенные дивиденды. «Эрик вдохновил и трансформировал команду», – скажет Алекс по окончании сезона. Празднуя первое за 26 лет чемпионство «МЮ».

ЭФФЕКТ: +++

6. Приобретение Роя Кина (1993)

22-летний хавбек «Ноттингем Форест», купленный за рекордные тогда для Англии 3,7 миллиона фунтов, надолго стал стержневым персонажем «Красных дьяволов». И, конечно, поучаствовал во всех свершениях нового сезона, одного из лучших в истории «Юнайтед». «МЮ» выиграл чемпионат-1993/94 с 8-очковым отрывом от «Блэкберна» и уничтожил «Челси» в финале кубка – 4:0.

ЭФФЕКТ: +++

7. Сохранение Эрика Кантона (1995)

8-месячная дисквалификация Эрика Кантона за удар болельщика «Кристал Пэлас», казалось, означала конец его карьеры на «Олд Траффорд» – по крайней мере, с точки зрения прессы и директората клуба. Но Алекс Фергюсон настоял на том, чтобы французский форвард остался в команде. Самым трудным оказалось убедить самого Кантона, который после устроенной ему обструкции отсиживался в Париже. Решающую встречу с Эриком в одном из парижских ресторанов современная британская спортивная литература описывает в патетических деталях: Алекс (тогда еще не сэр) приехал туда на «Харлей-Дэвидсоне».

ЭФФЕКТ: ++

8. Вторая чистка (1995)

«Когда Фергюсон решил разом избавиться от Марка Хьюза, Пола Инса и Андрея Канчельскиса, это приняли с удивлением. Когда Фергюсон заявил, что никого на их место не собирается покупать, – с серьезными подозрениями в его душевной болезни», – писала Times. Тогда еще мало кто так, как Фергюсон, верил в открытых молодежной командой «МЮ» Райана Гиггза, Дэвида Бекхэма, Пола Скоулза, братьев Невиллов и Никки Батта. «Во взрослении молодых талантов, когда оно происходит на твоих глазах, состоит главная красота футбола», – скажет Фергюсон по окончании сезона. Празднуя очередной дубль.

ЭФФЕКТ: +++

9. Трансферы лета-1998

Поначалу они не казались удачными никому, кроме Фергюсона. За Япа Стама Фергюсон заплатил ПСВ 17 млн евро (тогдашний мировой рекорд для защитников). А невыдающийся, казалось, нападающий «Виллы» Дуайт Йорк обошелся в 12,6 млн фунтов. Чтобы осуществить второй из этих трансферов, Фергюсону пришлось преодолеть серьезную оппозицию клубного руководства, планировавшего купить на эти деньги крутолобого валлийца Джона Хартсона, – говорят даже, что тренер, настаивая на своем, пригрозил отставкой. Оба трансфера сработали – по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Йорк составил ударный тандем с Энди Коулом и два года кряду был лучшим снайпером команды. А Стам сцементировал оборону «МЮ» на три последующих сезона, по истечении которых был перепродан в «Лацио». Не без скандала, зато с прибылью для клуба.

ЭФФЕКТ: ++

10. Замены на «Ноу Камп» (1999)

Среда, 26 мая 1999 года, барселонский стадион «Ноу Камп», 10:07 местного времени. «МЮ» в отсутствие дисквалифицированных Скоулза и Кина проигрывает финал Лиги чемпионов «Баварии» и не имеет особых шансов отыграться. Фергюсон поднимает со скамейки Сульшера и Шерингема – и в компенсированное арбитром время те загоняют два гола в ворота Оливера Кана. На послематчевой пресс-конференции Фергюсон, едва способный облекать свои эмоции в некую словесную форму, выдает самую культовую из своих фраз: «Ну футбол, а? Адская штука».

ЭФФЕКТ: +++

11. Отказ от выступления в Кубке Англии (1999)

На правах чемпиона Европы манчестерцы отправились в Бразилию на клубный чемпионат мира ФИФА, который благополучно проиграли. Однако эта прибыльная гастроль никак не монтировалась в и без того насыщенный английский календарь. «Манчестер Юнайтед» сенсационно отказался от участия в Кубке Англии, которым на тот момент обладал, – на что клубу пеняют до сих пор.

ЭФФЕКТ: -

12. Ожидание Руда ван Нистелроя (2000-01)

Договоренность с ПСВ о приобретении ван Нистелроя сорвалась из-за травмы колена игрока. Однако, выждав необходимый для выздоровления голландского форварда год, Алекс Фергюсон вернулся к этой сделке, за что ван Нистелрой отплатил ему 150 голами в 219 матчах.

ЭФФЕКТ: +++

13. Заявление об уходе в отставку по окончании сезона-2001/02 (2000)

Что бы там ни говорили об истинных мотивах этого заявления Фергюсона (популярная версия гласит, что это была форма протеста тренера против скромной зарплаты, предлагавшейся ему директоратом «Юнайтед»), шотландец в итоге добился своего. Пролонгация контракта «МЮ» и Фергюсона принесла клубу новые титулы, а тренеру – куда более существенные заработки.

ЭФФЕКТ: +

14. Отказ от ухода в отставку (2001)

На Рождество 2001-го Фергюсон сделал подарок боготворящим его болельщикам «МЮ», заявив о продлении контракта. И подложил свинью сборной Англии: Свен-Еран Эрикссон, как предполагалось на тот момент, должен был возглавить не ее, а «Манчестер Юнайтед».

ЭФФЕКТ: +

15. Приобретение Хуана Себастьяна Верона (2001)

Самый неудачный из трансферов «МЮ» при Алексе Фергюсоне обошелся в 42,6 млн евро. Аргентинец едва ли отыграл даже на треть этих денег.

ЭФФЕКТ: --

16. Лошадиная сага (2002)

Основные акционеры «МЮ» Джон Манье и Джи Пи Макманус как-то в порыве чувств подарили Фергюсону половину прав на лучшего из британских скакунов по имени Гибралтарская Скала. «Он стоит дешевле Бекхэма или Верона, а бегает лучше их», – радовался подарку увлеченный скачками шотландец. Но, учитывая последствия, этот конь оказался вполне троянским. После нескольких турнирных неудач отношения совладельцев клуба и главного тренера охладели, и Манье с Макманусом отказались признавать право Фергюсона на долю в чемпионском потомстве скакуна, стоимость которого превышала 100 млн фунтов. В разгар конфликта Манье и Макманус нарастили свою долю акций в«МЮ» и, несмотря на проклятья болельщиков, едва не выжили Алекса Фергюсона из команды. Предполагалось, что его сменит Мартин О'Нил. Только в 2004 году конфликт был исчерпан (Фергюсон удовлетворился выплатой ему 2,5 млн фунтов). А годом позже нелюбимые фанатами ирландские совладельцы клуба уступили акции «МЮ» совсем ненавистному – американцу Малкольму Глэйзеру.

ЭФФЕКТ: ---

17. Разрыв с Бекхэмом и его продажа в «Реал» (2003)

Отношения тренера и игрока, которые сам Бекхэм сравнивал с отношениями отца и сына, накалились по ходу последнего чемпионского сезона «Красных дьяволов». И окончательно испортились после того, как в порыве бешенства после одного из матчей Фергюсон швырнул бутсу в самое дорогое лицо мирового футбола. Продажа Бекхэма в «Реал» за 25 млн фунтов – еще не самый худший выход из этой семейной ссоры.

ЭФФЕКТ: -

18. Конфликт интересов (2003)

Не успели утихнуть «лошадиная сага» и «дело Бекхэма», как Алекс Фергюсон снова сделался героем скандальной хроники. Выяснилось, что младший сын сэра Алекса Джейсон, совладелец спортивного агентства, при оформлении трансферных операций содействовал получению агентами футболистов «Юнайтед» завышенных комиссионных. В частности, стало известно, что за первые три года нового тысячелетия клуб заплатил агентам, представляющим компанию Джейсона Фергюсона, 13,4 млн фунтов (или 8,5% от всех своих сделок за этот период), тогда как обычная комиссия агентов не превышает 5%. Как выяснилось, Алекс Фергюсон делал все, чтобы футболисты, особенно молодые, приобретались через компанию его сына. Так, на ее счет была перечислена сумма в 300 000 фунтов за переход в «МЮ» голкипера «Уигана» Роя Кэрролла, что едва не превысило трансферную стоимость футболиста, ставшего в новой команде всего лишь запасным. В итоге директорат «МЮ» отказался от сотрудничества с компанией Фергюсона-младшего и потребовал строжайшего контроля за агентскими комиссионными.

ЭФФЕКТ: --

19. Покупка Уэйна Руни (2004)

Решение израсходовать почти весь трансферный бюджет ближайших двух сезонов (27 млн фунтов) на ливерпульского вундеркинда – несомненный плюс в манчестерской карьере Фергюсона. Хотя в полной мере им воспользуется, наверное, только преемник шотландца.

ЭФФЕКТ: ++

20. Выдворение Роя Кина (2005)

Славная 12-летняя карьера Кина в «МЮ» оборвалась за 15 минут, которые тот откровенничал перед камерой клубного канала MUTV. Это интервью, в котором капитан клуба был как никогда резок в отношении своих партнеров, в эфир выпущено не было – но Фергюсон все равно счел его недопустимым. При всей своей спорности это решение явных отрицательных последствий не возымело. Позицию Кина в центре полузащиты закрывали все по очереди – вплоть до Рио Фердинанда, и закрыли успешно. «МЮ» сумел неплохо завершить сезон. А из Роя Кина, как и из выставленных когда-то Фергюсоном Стракана и Хьюза, возможно, теперь выйдет неплохой тренер.

ЭФФЕКТ: +

21. Выдворение Руда ван Нистелроя (2006)

Последнее из существенных кадровых решений Фергюсона снова вызвало недоумение. Катастрофы, благодаря неплохой игре Саа и выдающейся – Криштиану Роналду, не произошло. Но порой атака «МЮ» не может ничего предпринять с защитой соперников вроде «Копенгагена» или «Саутэнда».

ЭФФЕКТ: -

Дмитрий НАВОША, Андрей КАРНАУХОВ