7 мин.

Работает ли правило 10000 часов практики, чтобы стать большим футболистом

Поиск ответа на вопрос о знаменитом правиле 10000 часов практики, необходимой, чтобы стать экспертом в какой-либо области - на основании некоторых научных данных и мнений ученых.

Предания говорят, что гением рождаются, а не становятся. Научные исследования, с другой стороны, показывают, что мастерство в основном является результатом многолетней интенсивной практики и специального коучинга. 

Хотя, например, Магнус Карлсен в возрасте 13 лет победил Анатолия Карпова турнире в Рейкьявике, а позже сыграл вничью с Гарри Каспаровым. Получил гроссмейстера в 2004 году и стал игроком с самым высоким рейтингом в истории в 2012 году.

Откуда пошла тема с 10000 часами

В научной статье 1993 года шведский психолог Андерс Эрикссон и коллеги предположили, что различия в производительности музыкантов и шахматистов, в значительной степени отражают различия в количестве времени, которое люди потратили на “преднамеренную практику”. Исследования показали, что средний показатель для элитных скрипачей составлял около 10 000 часов по сравнению со всего лишь около 5000 часов для наименее подготовленной группы. Во втором исследовании разница для пианистов была еще больше — в среднем более 10 000 часов для экспертов по сравнению с около 2000 часов для любителей. Основываясь на этих выводах, Эрикссон и его коллеги утверждали, что длительные усилия, а не врожденный талант, объясняют различия между экспертами и новичками.

10 000 часов - это условно 20 часов по 50 недель в год в течение десяти лет - целенаправленной практики, чтобы стать экспертом.

Эти результаты «завирусились» и попали в культуру. 

вся история про 10000 часов

 

Практики недостаточно

Метаанализ, проведенный психологом Макнамарой и ее коллегами, пришел к выводу, что целенаправленная практика положительно коррелировала с навыками. Другими словами, люди, которые сообщали, что много занимаются, как правило, показывали лучшие результаты, чем те, кто сообщал, что занимается меньше.

Хотя недавние исследования показали, что практика хотя и важна, но не ключевой фактор. В исследовании, доказавшем это, когнитивные психологи Гобет и Кампителли обнаружили, что шахматисты сильно различались по количеству практики, необходимой им для достижения определенного уровня мастерства. Например, количество часов для первого достижения статуса “мастер” варьировалось от 728 часов до 16 120 часов. Одному игроку требовалось в 22 раза больше целенаправленной практики, чем другому игроку, чтобы стать мастером.

Но корреляции далеки от совершенства: преднамеренная практика оставила больше различий в навыках необъяснимыми, чем объяснила. Например, практика  объясняла 26 процентов вариаций для таких игр, как шахматы, 21 процент для музыки и 18 процентов для спорта

Это означает, что много целенаправленной практики и в футболе не гарантирует, что вы станете мастером. Известны спортсмены профи и любители, которые тренировались много лет, и не сильно добавили в мастерстве. Но, очевидно, есть и другие факторы, поскольку часы тренировок предсказывают только 20-25% навыков.  

Возраст и гены

Каковы эти другие факторы? Их много. Одним из них может быть возраст, в котором человек начинает заниматься.  В детстве может быть критическое окно для приобретения определенных сложных навыков.

В настоящее время существует подавляющее научное мнение, что гены вносят большой вклад в индивидуальные различия в способностях. 

Люди не созданы равными в том, что касается способностей. Это звучит неприятно, хотя  является мечтой спортсмена  — вера в то, что каждый может стать тем, кем захочет, если будет достаточно решимости.

Еще одна причина, по которой идея генетического неравенства может вызвать дискомфорт, заключается в том, что она порождает призрак общества, в котором преимущества достаются людям, родившимся с “хорошими” генами. 

Но это не означает, что нет смысла много тренироваться и играть, если вы хотите стать спортсменом. 

Источник

 Ранняя специализация

Есть мнение, что большинство элитных спортсменов больше похожи на Роджера Федерера, который пробовал себя в огромном количестве видов спорта, включая катание на лыжах, борьбу, гандбол, скейтбординг, футбол, бадминтон, что помогло развить его атлетизм и зрительно-моторную координацию, прежде чем сосредоточиться на теннисе. Есть и другие известные примеры. 

Большинство людей думают о футболе как о виде спорта, в котором важна ранняя специализация. Но исследование 2014 года, в котором сравнивалось развитие 52 лучших немецких футболистов, в том числе 18 игроков национальной сборной, с 50, которые играли в дивизионах с четвертого по шестой, показало, что это не так.

Да, те, кто играл за сборную, отличались от любителей. Но не так, как все ожидали. Как отмечают ученые, немецкие футболисты сборной Германии «больше играли в неорганизованный любительский футбол в детстве, больше занимались другими видами спорта в подростковом возрасте» и специализировались на футболе только в более позднем возрасте.

Немецкое исследование, сравнивающее международных женщин. Те, кто представлял национальную сборную, сыграли меньше игр до 18 лет, и больше тренировались под руководством партнеров по команде и занимались другими видами спорта под руководством тренера, по сравнению со своими «обычными» коллегами из Бундеслиги.

В этом есть смысл, особенно с учетом того, что дети теперь могут поступать в клубные академии с восьмилетнего возраста. Стоит пробовать другие виды спорта и сосредоточиться на «свободных» тренировках, а специализироваться позже.

Яшин три года играл в хоккей

Это касается не только футбола. Датское исследование , в котором рассматривались различия между 148 элитными спортсменами в различных видах спорта, включая греблю на каноэ, велоспорт, греблю, парусный спорт, лыжный спорт, плавание, легкую атлетику и триатлон, по сравнению с 95 почти элитными спортсменами в тех же дисциплинах, выявило такую же картину.

 Как отмечают ученые, суб-элитные спортсмены до 9 лет или 15 лет тренировались больше элитных.  Плюс, элитные участвовали в своих первых национальных и международных соревнованиях позже, в более старшем возрасте. Но это не повлияло на общий успех. Они усилили свой тренировочный режим в позднем подростковом возрасте и обошли суб-элиту.

Ранняя специализация и строго структурированное обучение могут привести к снижению мотивации, выгоранию и потенциальному увеличению травматизма. Плюс, приобретение навыков в разных видах спорта, часто с помощью неструктурированной игры, помогает развивать творческие способности и дает людям возможность лучше справляться с новыми задачами в дальнейшей спортивной карьере.

В общем, то, что может привести к краткосрочным улучшениям, иногда может подорвать долгосрочный успех.

 

Выводы

Спортсменам, никогда не достигавшим национального или международного уровня соревнований, может показаться, что превосходство — это просто результат ежедневной практики в течение многих лет или даже десятилетий. Однако жизнь в пещере не делает вас геологом. 

Не всякая практика приводит к совершенству. Нужен особый вид практики — преднамеренная практика — для развития мастерства. Хотя большинство людей практикуются, они чаще сосредотачиваются на вещах, которые они уже умеют делать. Преднамеренная практика - усилия, направленные на то, чтобы балансировать между развитием сильных качеств и работой на над тем, что вы не можете делать хорошо, или даже вообще не умеете. Исследования в разных областях показывают, что работая над тем, что вы не можете сделать, вы становитесь экспертом, которым хотите стать. Плюс важна роль учителя или тренера.

Как только вы попадаете в высококвалифицированную команду, практика перестает учитывать разницу. Так как все тренировались примерно  одинаково много, и теперь уже другие факторы влияют на то, кто выйдет на суперэлитный уровень.

Сочетание генетических факторов, факторов окружающей среды и их взаимодействий делает нас теми, кто мы есть, и тем, чего мы достигаем.