Самосбывающиеся пророчества и иные факторы, негативно влияющие на селекцию в футболе
«Человеческий разум склонен к упрощениям». Даниэль Канеман, первый нобелевский лауреат по психологии.
Мы знаем, что люди не всегда мыслят рационально. Это данность, которая обусловлена принципами работы нашего интеллекта, выработанными в процессе эволюции. Но понимание некоторых систематических и шаблонных ошибок в мышлении может дать преимущество в анализе и принятии решений в любой сфере и любом виде спорта.
Некоторые такие ошибки, а также социокультурные факторы, влияющие на селекцию и систему отбора молодых футболистов - в рамках небольшой вводной презентации лаборатории спорта высших достижений FUTURE LAB (руководитель, к.м.н. и член медицинского комитета UEFA Эдуард Безуглов):
Социокультурные факторы, негативно влияющие на эффективность программ идентификации талантливости
Социокультурные факторы, потенциально влияющие на распространенность эффекта относительного возраста в видах спорта с высоким уровнем конкуренции и ранней специализацией:
- Эффект Матфея
- Эффекты Пигмалиона, Галатеи и Голема: самосбывающиеся пророчества
1. Эффект Матфея
В 1968 году Роберт Мертон в своей статье, опубликованной в журнале «Science», утверждал, что известные ученые (т.е. «более богатые») имели больше шансов получить известность (награды и цитирование) не обязательно из-за качества своих работ, а из-за своей высокой репутации.
Автор рассмотрел социально-психологические аспекты, лежащие в основе эффекта Матфея и обнаружил зависимость уровня уверенности в себе ученого, от того как его воспринимают в научной среде, в том числе за счет подтверждения окружающими его социальной позиции.Такое видение себя побуждает ученых искать более острые проблемы и находить более рискованные решения, и выраженно подчеркивать результаты своих поисков.
Название связано с отрывком из библейской книги Матфея, в котором говорится «ибо всякому имеющему дано будет, и у него будет изобилие; но от того, кто не имеет, отнимется даже то, что у него есть». Перефразировать этот отрывок можно следующим образом: богатые богатеют, а бедные становятся еще беднее.
В научной литературе имеются подтверждения того, что когда в какой-то сфере жизни люди изначально имеют какое-либо преимущество, то оно не только сохраняется с течением времени, но и имеет тенденцию порождать дальнейшее преимущество.
Очевидно, этот эффект связан не только с деятельностью ученых, но и со остальными сферами жизни. Так, группа ученых на примере большой группы 400 000 карьер ученых и 20 000 карьер спортсменов провели исследование длительности и успешности карьеры. Модель, которую они построили для высчитывания успешности и продолжительности карьеры с учетом эффекта Матфея, подчеркивает важность раннего развития карьеры, показывая, что многие карьеры тормозятся из-за относительного неблагополучия, связанного с неопытностью.
То есть, чем более успешным для окружающих (в субъективном восприятии) будет спортсмен на каком-то этапе раннего развития, тем более вероятно, что его карьера будет более длительной и более успешной.
Эффект Матфея в спорте
В спорте эффект часто упоминается в сочетании с эффектом относительного возраста, так как относительно более старшие дети изначально могут иметь преимущество перед своими хронологически более младшими сверстниками.
В футболе, самом популярном и, вероятно, конкурентом виде спорта в мире, ключевая роль эффекта Матфея в генезе эффекта относительного возраста (преобладание в какой-либо выборке спортсменов, рождённых ближе к началу точки отсчета новой возрастной группы) связана с родителями.
Как родители и тренеры ему способствуют: в регионах, где футбол является самым популярным видом спорта дети начинают им регулярно заниматься в разное время, и те из детей, кто начинает им заниматься раньше имеют возможность быстрее и в более полном объеме развить спортспецифичные навыки по сравнению со сверстниками, которые начинают заниматься позднее- это позволяет таким детям иметь преимущество при первичном отборе в ведущие футбольные академии.
Иными словами, родители, которые могут позволить себе отдать ребенка в 4-5 лет в частную футбольную школу и «натаскать» там, и к моменту первичного отбора в академию такие дети будут более конкурентны, чем, вероятно, более талантливые сверстники-кандидаты в академию, но которые футболом не занимались.
В дальнейшем эффект Матфея начинает реализовываться еще более значимо:
дети, прошедшие первичный отбор в элитную академию, становятся теми самыми «богатыми», которые богатеют, за счет лучших условий для развития: качественной инфраструктуры, лучших тренеров, оптимальных методик, конкуренции с самыми сильными сверстниками и, конечно, эффектов Пигмалиона и Галатеи.
В то же время, их сверстники, которые не прошли отбор в подобные академии, становятся «бедными», не имея доступа к тем преимуществам, которые автоматически получают их сверстники.
И разница между двумя группами молодых игроков становится больше и больше.
2. Самосбывающиеся пророчества
В отношении выраженности эффекта относительного возраста в спорте важную роль играют и, так называемые, самосбывающиеся пророчества.Термин был впервые упомянут в 1948 году Робертом Мертоном для объяснения расовых отношений в США в начале 20-го века.
В основе самого неологизма находится утверждение, согласно которому: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям». То есть, это предсказание, которое косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным.
Двумя наиболее часто встречаемыми формами самосбывающихся пророчеств являются эффекты Пигмалиона и Галатеи.
2.1. Эффект Пигмалиона.
Само понятие связано с двумя литературными источниками. Сначала поэт Овидий, создал образ Пигмалиона, который влюбился в сотворенную им свою скульптуру. Затем уже в 19-м веке драматург Джордж Бернард Шоу написал свое знаменитое произведение «Пигмалион», в котором главный герой обучает обычную женщину разговаривать подобно женщинам высшего света. Словосочетание «эффект Пигмалиона» впервые было упомянуто во время социологического исследования Розенталя.
Суть эффекта: Чем больше ожиданий возлагается на человека, тем выше будет результат, который он будет способен достичь. И, наоборот, чем ниже ожидания от человека, тем ниже результат он будет способен показать.
Таким образом, ожидания определяют результаты.
Важно отметить, что сила эффекта Пигмалиона в отношениях между тренером и спортсменом, отрицательно связана с периодом времени, прошедшем до момента, когда тренеры начинали ожидать от своих подопечных особенных успехов, то есть самые ранние ожидания становятся самыми сильными. Например, руководитель, скаут или тренер привозит «очень сильного» мальчика из другой академии или клуба, руководитель/скаут/тренер видели его раньше, восхищены им, считают, что усилит команду и его ждет очень большое будущее. То есть у всех - еще до приезда мальчика уже очень высокие ожидания. При этом руководитель/скаут/тренер до конца будут убеждены в успехе игрока, и независимо ни от чего - игрок получит бОльшее доверие, и на дистанции его ждет более успешная карьера.
Эффект Пигмалиона представляют собой глобальное явление особенно при переходе с одного места работы в другое, из одного клуба в другой.
Именно эффектом Пигмалиона часто можно объяснить выбор тренерами как более талантливых более физически развитых игроков уже во время отбора и процесса селекции - впоследствии это усиливает эффект относительного возраста.
Позже исследование самосбывающихся пророчеств было продолжено другой группой ученых. Эффект Пигмалиона был изучен с поправкой на эффект Матфея. К более старшим игрокам тренеры относились лучше, хотя они и говорили обратное и заявляли, что каждый игрок получает одинаковое игровое время. Но предоставление одинакового игрового времени еще не говорит о том, что к игрокам относятся одинаково хорошо, и ожидания от более старших игроков у тренеров больше, соответственно из-за эффекта Матфея, реализуется эффект Пигмалиона.
В исследовании Weaver et al. учеными были выдвинуты 6 гипотез:
1. Ожидания тренеров повышают результаты спортсмена.
2. Количество возможностей, которые дают тренеры спортсменам также повышают их результаты.
3. Чем больше возможностей дают тренеры спортсменам, тем выше их самооценка и уверенность в себе.
4. Чем выше уверенность в себе – тем лучше результаты.
5. Количество возможностей, предоставляемых каждому игроку, будет влиять на оценку тренером этого игрока.
6. Оценка игрока тренером будет осуществляться через результаты этого игрока.
Все эти гипотезы были подтверждены.
Эффект Пигмалиона, ложно основанный на бОльшей биологической зрелости, может привести к более высоким ожиданиям со стороны тренеров в отношении относительно более старших детей, что впоследствии повышает их шансы добиться успеха
Ожидания, основанные на ложных убеждениях, могут увековечить несправедливые преимущества.
2.2. Эффект Галатеи
Эффект Галатеи является второй формой самосбывающегося пророчества, согласно которому, как только на человека возлагаются какие-либо позитивные ожидания, он начинает действовать в соответствии с этими ожиданиями.
Оба вида самосбывающихся пророчества тесно связаны друг с другом, но при этом их направленность противоположна. Эффект Галатеи реализуется в действиях людей, на которых возлагаются ожидания или ложные убеждения (футболисты), а эффект Пигмалиона в действиях людей, которые возлагают такие ожидания или испытывают ложные убеждения (тренеры, скауты, руководство).
В настоящее время можно считать доказанным, что попадание в элитные футбольные академии может быть связано с бОльшей физической развитостью в конкретный период времени, что может создать у спортсменов относительно старшего хронологического возраста ложное самоубеждение относительно своих спортивных навыков (начало эффекта Галатеи), у них повышается самооценка, что может обеспечивать их успешность. Это не плохо, но об этом нужно знать.
Эффект Галатеи изучается реже, чем эффект Пигмалиона, но все же существует достаточное количество примеров, убедительно демонстрирующих его важную роль в повышении эффективности человеческой деятельности. В исследовании Rowe и O'Brien профессоры открыто сообщили части студентов, что они им доверяют и верят в них (начало эффекта Пигмалиона), что привело к повышению самооценки и успеваемости этих студентов (результат действия эффекта Галатеи).
Таким образом, эффект Галатеи может быть реализован во многих сферах жизни, в том числе, в спорте.
В уже упомянутом исследовании Hancock et al. также был затронут эффект Галатеи. Несмотря на недостаток исследований по влиянию эффекта Галатеи в спорте, авторы выдвинули теорию, что при отборе юного спортсмена в команду, по его собственному мнению, его отобрали потому, что он является игроком более высокого класса, что, несомненно, повышает его самооценку. Когда, на самом деле, селекционер выбрал его только из-за того, что спортсмен был физически крепче или старше своих соперников.
Пример Эффекта Галатеи в детском футболе: девятилетний футболист Иван родился в январе и в своем третьем классе всегда стоял первым среди всех учеников на уроках физкультуры. Однажды в школу, где учится Иван приехали тренеры из элитной футбольной академии и организовали просмотр детей, которые учатся в 1–3 классах. В результате Ивана отобрали для продолжения тренировок в этой академии. Иван считает, что это связано с наличием у него хорошо развитых навыков, важных для футбола. Но это по сути своей в данном конкретном случае является ложным убеждением, так как выбор в его пользу, в первую очередь, связан с его физическим превосходством.
Сформированное ложное убеждение способствует развитию более высокое самоожидания в отношении своих способностей и формированию новой модели поведения, соответствующей его ожиданиям. В рамках этой модели он может чаще и старательнее тренироваться, становится более уверенным в себе, смелее действует в играх и тренировках. С течением времени основанное на этой новой модели поведения первоначальное ложное представление становится истинным, и Иван получает возможность с большей вероятностью спрогрессировать, чем его сверстники, не попавшие в эту академию.
Здесь работают три эффекта, что приводит к широкому распространению эффекта относительного возраста.
2.3. Эффект Голема
Одна из форм самосбывающихся пророчеств – обратная сторона эффектов Пигмалиона и Галатеи. Был описан в 1982 году Babad, Inbar и Rosental. При эффекте Голема снижение ожиданий, возлагаемых на человека либо руководителями/тренерами, либо самим человеком, приводит к снижению эффективности работы. Пример - отрицательная (вероятно, ошибочная) публичная оценка потенциала молодого игрока со стороны отдельно взятого тренера, скаута или руководителя ведет к тому что тот снижает эффективность тренировок, игр или вообще бросает спорт.
Доклад окончен.
Уверен, материалы, подобные этой презентации от Эдуарда Безуглова и его единомышленников могут сделать лучше как систему принятия решений в селекции, так и футбол в целом. А простая информированность о проблемах предвзятости, наличия ошибок мышления и иных социокультурных факторов снизит вероятность ошибок и даст больше возможностей перспективным молодым людям.
Эта лекция Э. Безуглова в формате видео.
Большой обзор этих и иных когнитивных искажений применительно к спорту мы приводили здесь: Когнитивные искажения и футбол
Ваши доводы - кайф!)