3 мин.

Зачем тренеру нужен планшет и аналитик или что Андрей Талалаев делал на трибуне во время матча?

Давно занимала тема, насколько точную картину видят футбольные тренеры из своей технической зоны, учитывая что штаб обычно сидит в низких креслах, и уровень глаз на высоте 80 см от уровня поля, а на некоторых стадионах еще ниже.

Официально тренер никогда не признается, что техническая или даже ТВ-картинка дает порой иное понимание происходящего, а с бровки многие видят только базовые вещи. Но ранее в частных дискуссиях от нескольких наших известных специалистов слышал, что, например, плохо видно тактические элементы, действия на другой половине поля, совершенно иначе видятся фолы и офсайды. Хотя с опытом это приходит. Известно, Бесков смотрел матчи на трибуне, мы впервые проводили эксперименты в "Крыльях", кажется, в 2005ом (ТВ-кабель тянулся на тренерскую скамейку, где был установлен монитор), но тогда уровень технологий и привычек не позволял эффективно это использовать вдолгую. И позже в каких-то клубах пробовали еще.

Сейчас те же видеопланшеты на скамейке разрешены и широко используются в разных видах спорта плюс во многих командах есть аналитики на трибуне или у монитора. В целом, это можно связать как с ростом компетенции, роли и модой на аналитиков, а также развитием технологий и уходом от авторитарной системы управления командой.

 

Мнение аналитиков ФК «Сочи» в тему из блога:

«Что тренер может подсказать с бровки во время игры? Например, линия обороны уснула — можно помочь подсказом. Игрок например застрял в ширине при обороне — ему можно подсказать со скамейки и то только при небольшом количестве болельщиков. На скамейке бывает очень много эмоций в том числе от тренерского штаба. Эмоций может быть много, подсказ не всегда объективен и может негативно влиять на игроков. С другой стороны, наоборот, это помогает зарядить игроков правильным настроением. Но тактически видно не много. Поэтому сверху, с трибуны или с пресс-ложи гораздо понятнее видны тактические построения на поле. Если ты готовишь теорию, установку и план на игру, то ты понимаешь, чего ты ждешь от игроков и чего ты можешь от них требовать. По первому тайму сверху можно очень четко увидеть какие-то моменты по расположению на дальней бровке, которые не попадают тренеру на глаз со скамейки и которые можно показать их в перерыве и тренеру, и игрокам»

…Идет двойной осмотр — и со скамейки идет просмотр и я сверху смотрю первый тайм и все эти действия мы анализируем и пытаемся скорректировать под второй тайм. Поэтому, что касается моего расположения на скамейке, то я спускаюсь ко второму тайму, потому что необходимо будет в случае замены корректировать расположение стандартных положений, за которые я сейчас в том числе отвечаю. Резюмируя, со скамейки у тренера на уровне глаз не все попадает в обзор, не все попадает в память. Максимум — процентов 20-30. Поэтому расположение наверху и подготовка эпизодов, отслеживание выполнения плана на игру и отслеживание соперника, который мог преподнести какие-то сюрпризы, это, конечно очень помогает.»

 

UPD  Интересный пример прямо в сегодняшней игре РПЛ «Химки» - «Ахмат»: Андрей Талалаев провел первый тайм на трибунах, делая записи и находясь на связи со скамейкой, второй – уже на бровке. Победа «Ахмата» 3:1.

 

Итого: не стоит переоценивать степень точности оценки и эффективности подсказа с бровки. Зрители или руководители клуба наблюдают иную картину, и более того, могут увидеть некоторые вещи даже раньше персонала. В последние годы это как-то начало компенсироваться.

И «сверху видно все, ты так и знай».

Матч ТВ, kc-camapa.ru