4 мин.

Карло Анчелотти: «Я смотрел на Юрия Жиркова и видел антрекот»

Сложно – и, наверное, даже неприятно – представлять сэра Алекса Фергюсона или Арсена Венгера, начинающих очередную главу своей автобиографии такими словами: «Порой я становлюсь перед зеркалом в полный рост и веду себя, как акробат. Я изгибаю шею и рассматриваю свою задницу. Мои толстые булки – не самое интеллектуальное зрелище, но за долгие годы они дали мне понять: задница у меня сейсмостойкая».

Так Карло Анчелотти начинает главу своей книги, в которой размышляет над своей способностью преуспевать в самых шатких ролях – от воплотителя снов Сильвио Берлускони в «Милане» до аватара Романа Абрамовича в «Челси». Суть этого гамбита заключается в соблюдении общей тональности книги: шутливой, остроумной, непредсказуемой. Даже если у вас никогда не было желания узнать больше о тренере «Челси», как о человеке, взяв в руки эту книгу, вы, скорее всего, дочитаете ее до конца. И начнете испытывать симпатию к ее герою.

Дэвид Брент (герой популярного английского сериала The Office – прим. Sports.ru) научил нас с осторожностью относиться к тем, кто пытается быть руководителем и шутником-затейником одновременно. Но у Анчелотти, кажется, достаточно такта, выдержки и уверенности в себе, чтобы это опасение преодолеть (хотя кое-какие сомнения все-таки возникают, когда он посвящает очередную главу феноменально плоскому розыгрышу Матье Фламини в «Милане»). «Он весельчак, которому нет равных», – слегка преувеличивая, восторгается в предисловии Паоло Мальдини, однако эта невоздержанность тоже отлично сочетается с тональностью книги, в которой постоянно всплывает тема обжорства главного героя. Самокритичные шутки о ненасытной любви Анчелотти к еде – практически на каждой странице. В конце концов к этому привыкаешь настолько, что перестаешь понимать, шутит он или нет, когда в какой-то момент пишет: «Лишь однажды в своей жизни я чувствовал, что мне нужен психиатр... Я смотрел на Юрия Жиркова и видел антрекот».

Название книги, по правде говоря, не обещает обильной самоиронии, но заголовок «Прекрасные игры обычного гения», видимо, выбирал не он. Хотя, может быть, и он – ведь мы еще узнаем, что Карло может быть мстительным и саркастичным, а упоминание «обычного гения» может быть шпилькой в адрес «Особенного» Жозе Моуринью, который в отличие от Анчелотти не выигрывал с «Челси» чемпионат и Кубок Англии в один сезон.

Итальянец в своей книге признает, что Моуринью раздражал его во времена их параллельной работы в Милане, и даже настаивая на том, что они встретились перед матчем «Челси» и «Интера» в минувшей Лиге чемпионов и договорились прекратить публичную дуэль, все равно не может удержаться, чтобы не назвать португальца «Его Величество Особенный», «Великий Коммуникатор», «Тот, Который Знает», «Властелин Пресс-Конференций» или – с некоторым притворством, учитывая все эти саркастические колкости – «Непревзойденный Провокатор». При этом Анчелотти также достаточно честен и уверен в себе, чтобы признаться, что Моуринью оставил на «Стэмфорд Бридж» целый архив тренировочных упражнений, из которого он почерпнул много нового.

«Тот факт, что он не пытается делать все сам, – признак его большого ума», – пишет Мальдини в том же предисловии. А Анчелотти объясняет, чему он научился у Арриго Сакки, Нильса Лидхольма и Свена-Йорана Эрикссона, и даже о той «маленькой крошечке», что он перенял у Фабио Капелло, которого он не особенно любит (и, кажется, не одинок в этом – Руд Гуллит, по словам Анчелотти, однажды разругался с грозным тренером сборной Англии, схватил его за лацканы и подвесил на крюк в раздевалке «Милана»). Конечно, свой долг перед другими первооткрывателями легче признавать, когда твои собственные изобретения оказались успешны, и Анчелотти с гордостью и в подробностях рассказывает, как он разрабатывал схему «рождественская елка» и реагировал на требования Берлускони, желавшего видеть успешный и зрелищный футбол.

Результативность «Челси» под руководством Анчелотти наводит на мысль, что он вполне способен в той же мере порадовать и Абрамовича, хотя в книге – что неудивительно – подробностей о «Челси» гораздо меньше, чем о его периоде работы в Италии. Тогда из всех английских команд его больше всего волновал «Ливерпуль» – с тех пор, как он обыграл его любимую «Рому» в 1984-м в финале Кубка европейских чемпионов, и до сумасшедшего стамбульского финала в 2005-м, во время которого, признается Анчелотти, он полностью перестал понимать происходящее. Опять же, такие признания легче делать, если ты впоследствии одержал победу – и он описывает, как спустя два года «Милан» на протяжении всего турнира болел за «Ливерпуль», прежде чем отомстить.

Анчелотти жаждет мести. Его здорово утомляет любовь Сакки к цветам. Он пытается сломать голеностоп кому-то из соперников. Он называет Златана Ибрагимовича дурашливыми именами. Он чувствует себя неловко, когда Фергюсон приглашает его после матча выпить бокал вина на «Олд Траффорд», а потом не говорит ему ни слова и садится смотреть лошадиные бега, и Анчелотти остается лишь робко ускользнуть. Он ругается, шутит и ведет дотошные записи по каждому матчу с тех самых пор, когда он был ассистентом Сакки, и ему приходилось в каждом матче сборной Италии записывать каждый удар и каждое перемещение. Он прост и глубок, прямолинеен и непредсказуем. Он человек и не пытается казаться кем-то большим. Наверное, именно это помогает Анчелотти выглядеть таким дружелюбным, его книге – такой занимательной, а его командам – такими расслабленными и в то же время цельными и решительными.

Единственное, чего ему осталось достичь, – это пост главного тренера африканской сборной на чемпионате мира. Как он сам объяснил вчера во время церемонии, посвященной выходу книги: «У них есть нужные физические и технические качества, но они все никак не создадут команду, соответствующую их потенциалу». Вот этим-то Анчелотти и планирует заниматься. Когда не ест.