9 мин.

Мандариновый сок

Историческая нарезка

Первая звезда

Джимми Хэмпсон. «Блэкпул» обычно воспринимается как команда двух Стэнли, Мортенсена и Мэтьюза, но первой настоящей звездой «мандаринов» был нападающий Джимми Хэмпсон, до сих пор владеющий всеми клубными рекордами результативности. Он пришел в «Блэкпул» в 1927-м из «Нельсона» и на 11 лет стал любимцем курортного города. Несколько раз руководство решалось на продажу бомбардира, но акции протеста болельщиков заставляли боссов изменить планы. К сожалению, судьба игрока трагична – в 31 год Хэмпсон утонул, поехав с друзьями на рыбалку. По легенде перед тем, как Джимми угодил в воду (яхта столкнулась с траулером), кто-то из его товарищей спросил: «С кем мы играем в кубке?» Джимми вынырнул, ответил: «С «Астон Виллой» и пошел ко дну.

Великий матч

2.05.1953 «Блэкпул» – «Болтон» – 4:3. Этот матч называют самым драматичным финалом в истории Кубка Англии, а чаще всего просто финалом Мэтьюза. За две минуты до конца «Блэкпул» проигрывал 2:3, но вдохновенная игра 38-летнего вегетарианца и трезвенника (первое удивляет меньше, чем второе, если речь идет об английском футболе середины прошлого столетия) помогла «мандаринам» сначала сравнять счет, а потом и победить в дополнительное время. На следующий день все газеты пестрели заголовками «Мэтьюз выигрывает финал для «Блэкпула», однако сам сэр Стэнли в автобиографии посвятил несколько страниц доказательствам того, что этот матч нужно называть финалом Мортенсена. Его друг и тезка соорудил первый на «Уэмбли» хет-трик.

Мандариновый рай

Первый раз Мэтьюз оказался в «Блэкпуле» во время войны. Как и все футбольные звезды того времени, он служил в тылу в отдалении от театра военных действий, поигрывая в выставочных матчах за различные команды. Капралу Стэнли Мэтьюзу так понравилось в курортном городе, что он прикупил здесь небольшую гостиницу и попросил руководство «Стока» продать его в «Блэкпул». Другой участник знаменитого финала, защитник Эдди Шимвелл, выбирал себе клуб с одним условием – он хотел одновременно играть и быть владельцем паба. В Шеффилде его коммерческих интересов не разделили, а «Блэкпул» был не против. Именно курортная сущность города стала приманкой для футбольных звезд послевоенных лет. Позже, когда футболисты получили возможность отправиться на отдых в любую точку земного шара, Блэкпул перестал быть столь притягательным.

Секрет успешного «Блэкпула»

...раскрыл Гарри Джонсон, капитан команды образца 1953 года: «Выходя на поле, мы думаем о том, чтобы забить гол. Добившись этого, мы идём забивать второй. Забив второй, стремимся сделать третий, а после бросаем все силы, чтобы отличиться в четвёртый раз. Вот почему мы часто проигрываем со счётом 4-5».

Современный «Блэкпул»

Сейчас «Блэкпул» как никогда далек от лощенного блеска 50-х. Что уж говорить, если один из создателей этой команды Саймон Грейсон – менеджер, выигравший плей-офф Лиги 1 в 2007-м, зимой 2008-го покинул клуб ради кризисного «Лидса», игравшего дивизионом ниже. Этот шаг был ярким подтверждением незавидных, как тогда казалось, перспектив «Блэкпула».

Торговцы «мандаринами»

«Блэкпулом» владеют два бизнесмена – латвиец Валерий Белоконь и англичанин Оуэн Ойстон. Сын последнего, Карл, является управляющим клуба, Белоконь – президентом. Оуэн, бывший актер и в меру успешный бизнесмен (недвижимость, СМИ, модельный бизнес), приобрел «Блэкпул» в 1987 году, когда тот болтался в третьем дивизионе.

Амбициозные планы Ойстона ближе всего к воплощению в жизнь были в сезоне 1995/96, когда команда под руководством небезызвестного Сэма Эллардайса лидировала в Д3 фактически весь сезон, но на самом финише растеряла преимущество и угодила в плей-офф. Там судьба подготовила для «Блэкпула» еще один сюрприз – выиграв 2:0 в Брэдфорде, «мандарины» уступили дома 0:3. Сам же Ойлстон в промежутке между решающими матчами сезона загремел в тюрьму – на шесть лет, за изнасилование.

Обвинения против Ойстона выдвинули сразу три девушки из модельного агентства, которое спонсировал бизнесмен. Претензии двух были признаны необоснованными, ибо они получали от Ойстона неплохие премии и общались с ним после «изнасилований» как ни в чем не бывало. А вот третья девушка, которой на момент инцидента было 16 лет, отправила Ойстона за решетку. Хотя и тут несколько странно выглядело то, что четыре года жертва не имела претензий к Оуэну, а решилась пойти в суд заодно с подругами.

Ойстон был выпущен на свободу условно-досрочно спустя три года и, так и не признав вины, сразу же начал кампанию по реабилитации своего имени. Правда, после заключения бизнесмен стал намного реже появляться на публике, потихоньку передав бразды правления клубом своему сыну Карлу. Ойстонов нельзя назвать не в меру состоятельными людьми – состояние в £105m позволяет им занимать место в восьмой сотне английских богачей.

Валерий Белоконь, совладелец клуба с 2006 года (выложил £4.5m за 20% акций, позже прибавил к ним еще 30%) оккупировал 397-е место в том же списке с состоянием примерно в £200m. Выпускник филологического факультета университета Массачусетса сколотил первый капитал в банковской сфере (в 1993 году основал Baltic International Bank), а приумножил его путем вложений в средства массовой информации (ТВ-канал, газеты, интернет-проекты), добычу золота в Киргизстане и создание новых банков и финансовых фондов.

Ни в чем предосудительном Белоконь замечен не был. В «Блэкпул» деньги вкладывает постепенно. Склонен к экстравагантным заявлениям. Первым делом, как только пришел в клуб, латвиец объявил о готовности поставить полмиллиона фунтов на то, что его команда выйдет в чемпионшип. По всей видимости, он все же решил найти лучшее применение деньгам, вместе с Ойстоном реконструировав стадион. В минувшее межсезонье Белоконь выделил очень небольшие средства на трансферную кампанию Иана Холлоуэя, что, тем не менее, позволило побить трансферный рекорд клуба (Чарли Адам, £500k). Сам Олли называет босса идеальным президентом, который не вмешивается в дела тренера, полностью ему доверяя. Белоконь не стал делать «Блэкпул» перевалочной станцией для латвийских игроков, хотя совсем недавно здесь был один его соотечественник – защитник Каспарс Горкшс, вскоре променявший «Блэкпул» на казавшийся более перспективным «КПР».

Иан Холлоуэй

Президент имеет право сэкономить деньги на премии Иану Холлоуэю, так как договаривались, что тот получит бонус, если оставит «Блэкпул» в чемпионшипе. Но, кажется, торг здесь неуместен – тренер приблизил клуб к примерно £90m, которые он гарантированно заработает в АПЛ.

Иан Холлоуэй – очень неординарный человек. Настолько неординарный, что про него нужен отдельный текст. Скоро. Скоро же он сможет испробовать свои методы в условиях премьер-лиги, о чем мечтал с первых дней тренерской работы. Правда, выглядеть он здесь будет так же неестественно, как и его товарищ Тони Пулис, считающий главным атрибутом тренера спортивный костюм и кепку, а не гламурно повязанный на шее шарф.

Перспективы созревания

Команда у Холлоуэя хоть и собрана по принципу «с миру по нитке», но атмосфера в ней остается семейной. Так было во всех клубах, где работал Олли, кроме, может быть, «Лестера». Холлоуэй отлично разбирается в людях и обладает редким талантом избегать покупок проблемных игроков, при этом умудряясь за небольшие деньги подписывать тех, кто позже окажутся очень хорошими футболистами.

Например, летом 2009-го Холлоуэй за £500k подписал резервиста «Рейнджерс» Чарли Адама, который и стал лучшим снайпером команды с 16-ю мячами в чемпионате. Но хорош Адам не только бомбардирскими качествами, но и безусловным талантом плеймейкера. Лучшее подтверждение его исключительной важности в «Блэкпуле»- гол в финале плей-офф с «Кардиффом».

Нападающих в «Блэкпуле», как и во всех командах Холлоуэя, в избытке и все они внесли вклад в общий успех. Таков принцип Олли – чем больше форвардов, тем выше конкуренция и тем больше они забивают, стараясь использовать каждый матч и каждую возможность. Ди-Джей Кэмпбелл стал автором хет-трика на «Сити Граунд» в полуфинальной схватке с «Ноттингемом», Стивен Добби забил решающий мяч в первом матче с «Форест», а Бретт Ормерод попросту вывел команду в АПЛ, забив свой самый важный гол в карьере. Такой богатый выбор нападающих (а ведь есть еще Гари Тейлор-Флетчер) – главное отличие команды Холлоуэя от «Блэкпула» Саймона Грейсона. Там забивал больше всех Бен Берджесс, ныне просто один из многих.

Вряд ли кто-то из названных форвардов способен порадовать сверхрезультативностью в премьер-лиге, но Бретт Ормерод, когда-то засветившийся в «Блэкпуле», а затем поигравший в «Саутгемптоне», «Уигане» и еще массе клубов, по крайней мере, имеет опыт игры в элите. То же самое можно сказать и о капитане команды, Джейсоне Юэлле, воспитаннике знаменитого «Уимблдона».

С атакой у «мандаринов» дела обстоят неплохо на фоне общего уровня и игры защитников. Иан Эватт, Стивен Крейни, Алекс Баптист, Нил Эрдли – единственным их преимуществом в премьер-лиге будет небольшая зарплата. И если от Эрдли и Баптиста еще можно ожидать прогресса, то скромные возможности Эватта и Крейни давно известны АПЛ по выступлениям в «Дерби» с «Саутгемптоном».

Вызывает беспокойство и вратарская позиция, где попеременно играли бывший резервист «МЮ» Пол Рачубка и воспитанник скромного «Рочдейла» Мэттью Джилкс. В перспективе усилить эту позицию нужно будет в первую очередь.

Вообще же «Блэкпулу» имеет смысл надеяться лишь на все то же мастерство Иана Холлоуэя и на то, что он сумеет разумно распорядиться появившимися у клуба деньгами. При этом выход «Блэкпула» в АПЛ – большая удача для туристического будущего города, который в силу доступности недорогих европейских курортов стал терять статус всеанглийской здравницы, превращаясь в некий гибрид Диснейленда и Лас-Вегаса. Нужно задуматься о реконструкции стадиона, который с вместимостью в 16 тысяч (новая трибуна имени Джимми Армфилда уже готова, что увеличивает количество мест на стадионе на три тысячи) рискует побить все антирекорды посещаемости.

В качестве вывода напрашивается мощная аналогия с «Бернли», но у «Блэкпула» есть как минимум два существенных отличия. Первое, и главное – Иан Холлоуэй не покинет команду посреди сезона в силу своих принципов (как-то он высказался в том духе, что из этой команды его вынесут только вперед ногами). Второе – у «Блэкпула» намного более выгодное футбольно-топографическое положение и в определенном смысла этот клуб является «спящим гигантом» в интенсивно развивающемся городе. Осталось только его разбудить.