5 мин.

Гладиаторы скудетто

Самое краткое и емкое описание подвига клуба: прошлым сентябрем букмекерский коэффициент на его победу в серии А был 300, а сейчас — 1,73. Нынешняя «Рома» — докторская диссертация Клаудио Раньери. К ней он шел всю свою карьеру и, возможно, всю жизнь. Раньери — коренной римлянин и болельщик «Ромы» с детства. Так что умножайте в несколько раз стандартную тренерскую мотивацию при работе с клубом — тогда можно понять, что испытывает синьор Клаудио, ступая на поле базы в Тригории или выходя на переполненную чашу «Олимпико». Для Раньери это — счастье, поэтому и денег за него он попросил немного, а прописал в контракте бонусы на случай, если клуб под его началом выиграет скудетто или Кубок Италии.

«Рома» Раньери — драгоценный камень, мало в чем уступающий бриллианту, ограненному когда-то руками Лучано Спаллетти. Да, разные философии, разные подходы, разные способы, но потенциал и размах тот же, если уже не больше. Добродетели современной «Ромы» — стабильность, надежность, прочность, психологическая устойчивость, мотивированность, разыгравшийся состав. В начале осени после двух стартовых поражений все было с точностью до наоборот, поэтому Раньери, только появившись в клубе, сделал логичный и, пожалуй, естественный ход: сбросил сбившиеся настройки на их дефолтные значения — перевел команду на проверенную базовую схему 4-4-2, а музой объявил простоту игры. Так у «Ромы» появилась новая точка отсчета — эдакая возможность лет в 30-35 начать новую жизнь без оглядки на прожитые годы. На перестройку римлянам потребовалась пара месяцев, привыкание шло не без труда, но с ноября обновленная «Рома» уже более-менее оформилась не только в защите, но и в атаке.

Подготовительные сентябрь и октябрь сыграли для Раньери роль предсезонки, которую спешно пришлось проводить уже по ходу сезона. Первым делом тренер принялся обводить жирным карандашом тонкую и прерывистую оборонительную линию: ввел профильные занятия, работал индивидуально с каждым. Методы простые, но эффективные — повысил численность при игре в обороне, отработал «стандарты», попросил не создавать больших разрывов между линиями и напомнил прессинговать соперника на его половине, уменьшая давление на свои ворота. Результаты, на счастье римлян, пришли сразу — три победы и две ничьих за полтора месяца. Отлаженной игры, конечно же, еще не было. В этот непростой переходной период команду тянули на себе старый вожак Франческо Тотти и реорганизованная защита. Но вклад Раньери уже чувствовался: трехматчевая серия поражений в конце октября не подорвала здоровье коллектива. А, напротив, укрепила и сориентировала дальше: тренер извлек из этого урока максимум пользы. Особенно его игроки прибавили в атаке, где наконец-то обозначились новые связи. Учеба на собственных ошибках была и дальше: например, по итогам обидных 2:2 с «Кальяри» после новогоднего перерыва команда научилась держать концентрацию до самого финального свистка.

По ходу сезона, а нередко и по ходу матча, Раньери легко меняет тактические схемы, подстраиваясь под счет, соперника и свой наличный состав. Если надо, то и Тотти может на скамейку усадить, как в недавнем дерби. La Gazzetta dello Sport насчитала у «Ромы» пять основных формаций, а на остальные, по признанию журналистов, «не хватило места на странице». Римляне заиграли компактно, стали реже закидывать наудачу навесы и прострелы, зато уделили больше внимания поиску свободного пространства в чужой защите и быстрым переводам мяча в эти зоны. В таких построениях тренеру, обожающему, чтобы всё было на своих местах, не хватало выраженного и забивного страйкера. С помощью Тотти удалось привлечь в Рим позабытого в Мюнхене Луку Тони. Преодолев естественный период адаптации и возвращения в регулярный футбол, форвард стал важной частью команды. Кстати, «Рома» твердо нацелена на чужие ворота — 15 ударов в среднем за матч, а чаще нее бьет только «Фиорентина».

Именно в тактической гибкости Раньери и его отменном понимании игры кроется первый фактор громкого успеха клуба. Отказ от «шампанского футбола», возвращение к простоте, создание толковой обороны, умное и бесстрашное варьирование схем и многое другое — без всего этого «Рома» не поднялась бы так высоко.

Второй фактор — психология. Раньери постепенно смог вселить в игроков бойцовский характер (четвертое место по выигранным единоборствам в лиге) и веру в самих себя. Тренер постарался подчеркнуть сильные стороны своих парней, а они с удовольствием ему ответили. На поле «Рома» не волнуется и без особой суеты добивается результата. Даже если матч складывается не очень хорошо, уже можно быть спокойным: Раньери и его команда обязательно что-то придумают. Позитивный фон не только укрепил силу коллектива, но и помог индивидуально раскрыться игрокам. Буквально из ниоткуда возник Жулио Сержио и как влитой встал в ворота. Арендованный Николас Бурдиссо быстро вырос в незаменимого защитника, а хрупкий прежде Жуан до сих пор избегает травм и порой показывает игру мирового уровня. Марко Кассетти вдруг оказался довольно надежным классическим бровочником, а Йон-Арне Риисе, доминируя в атаке, теперь почти не допускает оборонительных промахов. Отдельная речь о Давиде Писарро: чилиец придумывает и пишет игру «Ромы», успевая и в созидании, и в разрушении. Преобразился талантливый Жереми Менез, которого Раньери приучает работать на команду, активно открываться и раздавать пасы партнерам. Ну, и конечно, главное достижение тренера — Мирко Вучинич окончательно стал зрелым и стабильным игроком, одним из настоящих лидеров клуба. Черногорец с появлением Тони получил удобное место слева — там у него больше вариантов проявить свои лучшие качества, а беременность подруги здорово повысила его ответственность, в том числе и на футбольном поле. Так что почти вся основа преобразилась и перешла на новый уровень, соответствуя ключевым фигурам Тотти и Даниэле де Росси.

По словам игроков, такое восхождение «Ромы» далось им непросто — некоторые даже говорят о самопожертвовании. Это явно намекает на то, что нынешняя «Рома» — все еще проект, и ей надо много работать для закрепления чемпионской игры в своей ДНК. Ведь если начистоту, то в успехах римлян есть еще и третий фактор, не менее значимый — спад «Интера». Двузначный отрыв «черно-синих», собранный к плей-офф Лиги чемпионов, растаял под лучами весеннего еврокубкового солнца. У миланцев, только привыкающих активно бороться на нескольких фронтах сразу, косяком пошли ошибки в серии А — что говорить, если даже неизменно надежный Жулио Сезар оказался грешен.

Непонятно и будущее «Ромы»: клуб в долгах, Бурдиссо и Тони взяты лишь в аренду, денег на реальное усиление летом нет, Тотти стареет, а тем же Вучиничем активно интересуются из АПЛ. Тревожная для будущего чемпиона ситуация, честно говоря. Но думать об этом сейчас нет желания — хочется просто быть восхищенным современником одного из самых грандиозных взлетов в новейшей истории футбола.