4 мин.

Царь горы

В минувший четверг прошел матч по зимнему виду спорта, не включенному в Олимпиаду – февральскому футболу в России. «Рубин» выиграл, а «Хапоэль», как команда южная, откровенно домашняя и не слишком пекущаяся о собственном достоинстве, списал все на погоду.

Несомненно, в случае менее удачного исхода тренер «Рубина» при желании мог бы придумать не меньше оправданий: «более классным командам плохое поле мешает сильнее», «не набрали форму», «не хватало ключевых игроков», да и судью можно было вспомнить. Но этого не понадобилось. Потому что «Хапоэль» был не просто обыгран, а обезврежен и задушен. Несомненно, Бердыев планировал в межсезонье подготовку на весь сезон, про который уже точно известно, что он затянется до декабря, но никакого «весеннего футбола» в исполнении команды не было. «Рубин» может позволить себе играть без оправданий, просто выходя и исполняя то, что нужно.

Иногда складывается ощущение, что место «Рубина» в российском футболе до сих пор не оценено полностью, и клуб не воспринимается окончательно всерьез. Нет, журналисты научились использовать эпитет «двукратный чемпион России», но «Рубин» не вписан в традиционное соотношение сил, он все еще воспринимается подсознательно как загадочное недоразумение в таблице. Действительно ведь сложно осознать до конца, что казанский клуб два года подряд выиграл чемпионат досрочно, за явным преимуществом — и, в общем-то, не видно предпосылок к тому, чтобы это не произошло еще и еще раз.

Бердыев ведь не просто собрал команду — он создал нечто большее. «Рубин» – это не машина и не нечто живое, у него нет центра управления, он не зависит вообще ни от одного игрока. Это что-то из научной фантастики, биоробот, способный мыслить всем своим телом. У него есть моторы, есть приспособления для нападения, есть жесткая структура в обороне, но все это удивительно заменимо. Символично, что капитаном клуба назначен Сергей Семак — один из самых универсальных игроков вообще, не в смысле возможного своего размещения на поле, а именно по набору ролей, которые он может сыграть. В свое время «ПСЖ» принял его за ударного форварда, в сборной его в последнее время считают опорником, в «Рубине» он играет там, где нужно, и так, как нужно, — иногда «разгоняющим», иногда так, как с «Хапоэлем». Поэтому и Семак тоже заменим — так же, как оказались в матче с «Хапоэлем» заменимы Домингес, Сибайя и Шаронов.

При этом у «Рубина» нет единой просчитываемой схемы нападения — все зависит от того, кто у команды в данный момент выполняет роль основной атакующей силы. Если Бухаров способен принимать и оттеснять — он будет получать соответствующие передачи. С появлением Фатиха Текке, игрока чуть более мягкого и техничного, выдающегося мастера одного неожиданного касания, разнообразия станет больше. К тому же постоянно кто-то добегает, кто-то успевает на подбор, кто-то, как Рязанцев на «Камп Ноу», просто решает пробить, почувствовав уверенность — приятные следствия общей подготовки и организованности игры. Даже странно вспоминать, что еще недавно считалось, что «Рубин» может играть лишь за счет стандартов и контратак, не умея действовать «первым номером».

«Хапоэлю», конечно, с «Рубином» уже не справиться. Да, израильская команда дома в групповом этапе Лиги Европы прибивала «Рапид» со счетом 5:1, но с 2004 года прошло немало времени, и «Рубин» «Рапиду» теперь не ровня. То злосчастное поражение наверняка запало в душу Бердыеву, который сделал из него выводы; в некотором смысле весь нынешний «Рубин» — вывод из того безвольного и бессмысленного поражения от весьма среднего клуба, случившегося перед своими болельщиками на фоне общего восхищения командой. Теперь «Рубин» может проиграть. Но опозориться уже не может.

Как бороться с этой гидрой, которую нельзя просто обезглавить, — этим вопросом стоило бы задаться тренерам всех клубов премьер-лиги, претендующих на медали. Клубам, не претендующим на медали, можно особенно не задумываться — нынешний «Рубин» обыграет, условно говоря, трех середняков из четырех, а четвертому отдаст очки просто потому, что в футболе иногда неблагоприятные обстоятельства для одних накладываются на удачи других. Чтобы остановить казанцев на их пути к третьему золоту подряд, нужны общие усилия. «Спартак» способен на предельной скорости, на отчаянном кураже прорезать оборону «Рубина» и забить больше, чем пропустить. «Зенит» в состоянии еще пару раз устроить размен полузащитами, что приведет как минимум к нулевой ничье, а в случае какого-нибудь удачного эпизода — и к победе. «Локомотив», собирающийся, в отличие от «Рубина», играть чуть ли не с тремя плеймейкерами, может попробовать взять свое умом, помноженным на класс, ЦСКА — энергией и мощью.

Все эти усилия должны совпасть и поддержать друг друга, но и тогда кто-то другой сможет стать чемпионом, лишь если научится, подобно «Рубину», душить и растворять в себе середняков и аутсайдеров. Существование команды, за которой всем необходимо тянуться изо всех сил, может на какое-то время пойти на пользу чемпионату, но если «Рубин» еще раз-другой не встретит действительно серьезного сопротивления, это будет уже свидетельством общей деградации. А за этим, как мы знаем по истории чемпионата России, следует и деградация самого гегемона.

Хотя, пожалуй, если до 12 мая не только российские клубы, но и ни одна европейская команда так и не смогут найти верный способ победить «Рубин», это тоже может оказаться весьма интересно.