6 мин.

Свежесть второго дыхания

Андрей Тихонов

Почти каждый сезон знаменуется для Андрея Тихонова важным свершением. Только за минувшую пятилетку он трижды достигал со своими командами исторических вершин: с «Крыльями» завоевывал бронзу-2004, с «Химками» – пробивался сначала в финал Кубка, а затем – в премьер-лигу. Свой последний матч за сборную Тихонов провел в июне 2000-го, а осенью того же года оказался отрезанным ломтем как в национальной команде, так и в московском «Спартаке». Олег Романцев оказался первым, кто ошибочно предрек карьере Андрея скорое увядание. Однако прошло 8 лет, Олег Иванович уже и тренерскую карьеру-то фактически свернул, а Тихонов все еще играет. Летом 2003-го достопамятный президент «Спартака» Андрей Червиченко старательно создавал иллюзию бурных переговоров о трансфере 32-летнего хавбека, апофеозом которых стало заявление о том, что «Тихонов, по всей видимости, не впишется в игровую модель Андрея Чернышова». Спустя 5 лет про Червиченко вспоминают разве что благодарные болельщики ЦСКА, а Тихонов по-прежнему остается одним из хедлайнеров российского футбольного действа. В 6 стартовых турах в его активе 2 результативные передачи и 3 мяча, один из которых – забитый в ворота Марека Чеха потрясающим ударом со штрафного – был признан читателями Sports.ru самым красивым голом 4-го тура. В октябре Тихонову 38, однако сил и побудительных мотивов еще на парочку подвигов у него предостаточно. Быть может, и Гус Хиддинк заблуждается, полагая, что Андрей уже малопригоден для сборной.

Клаудио Каниджа

На рубеже столетий El Pajaro (Птица) вздумал круто изменить свою жизнь. Вдоволь налобызавшись со своим лучшим другом – Диего Марадоной, – Каниджа оставил родную «Боку» и, поддавшись уговорам супруги, вновь дунул в Европу. Повторный старосветский парад патлатого голеадора стартовал в Бергамо. В начале 90-х Клаудио наколотил за «Аталанту» свыше 20-ти мячей, но со второй попытки отметился лишь одним. Подсобив бергамаскам в деле продвижения в серию А, Каниджа взял 4-месячный тайм-аут, а затем неожиданно всплыл в шотландском «Данди», став с еженедельным окладом в 15 тысяч фунтов самым высокооплачиваемым игроком команды. Слова о стремлении вернуться в «альбиселесту» красной нитью проходили через большинство британских интервью 33-летнего бомбардира – однако поверить в столь невероятный камбек за полтора года до японо-корейского мундиаля было ой как непросто: Батистута, Креспо, Пьохо Лопес, Савиола и Палермо представлялись, мягко говоря, не менее достойными кандидатами. Забив за команду Ивана Бонетти 8 мячей, Каниджа уже летом 2001-го оказался под крылом Дика Адвоката. «Рейнджерс» выложили за резво трясшего стариной забивалу миллион фунтов, оттеснив «Селтик» и 4 клуба АПЛ, – и ничуть не пожалели: Каниджа помог глазвегианцам выиграть Кубок Шотландии и Кубок Лиги. Игра Каниджи была столь впечатляюща, а его желание вновь облачиться в униформу родной сборной – столь настойчиво, что Марсело Бьелса ничтоже сумняшеся прихватил его с собой на азиатский ЧМ. Там, правда, Клаудио подстерег конфуз – не сыграв на турнире ни секунды, великовозрастный форвард умудрился схлопотать красную карточку в поединке со шведами. С тех пор в сборную его больше не звали.

Лотар Маттеус

Неисправимый склочник впервые подпортил свои отношения с бундесманншафт еще в начале 90-х, выказав возмущение идеей Берти Фогтса переложить плеймейкерские функции на 25-летнего хавбека «Лацио» Томаса Долля. Не желая перекочевывать в опорную зону, Маттеус заплел изощренные интрижные кружева, которые не без труда распутал Руди Феллер, жестким и нелицеприятным разговором с Лотаром пресекший восстание против бундестренера. Скандал удалось замять, но очень уж долго утаивать свою обиду Маттеус не мог. Незадолго до Евро-96 душа поэта не выдержала, и в издании Bild появился отрывок его дневника – напичканного негативными реляциями в адрес Фогтса, Клинсманна и многих других членов сборной Германии. Пролетев мимо континентального первенства, ставшего триумфальным для его бывших товарищей, Маттеус выбросил сборную из головы и вспомнил о ней лишь в 98-м. Лишенный двух основных центральных защитников – Маттиаса Заммера и Олафа Тона – Берти Фогтс не нашел лучшего способа залатать прореху в обороне, кроме как отправился на поклон к своему старому антагонисту и попытаться стереть из памяти былые распри. В итоге Маттеус стал первым в мировой истории футболистом, поучаствовавшим аж в пяти чемпионатах мира. Особой славы, правды, французский мундиаль немцам не принес. Равно как и бенилюксовский Евро, куда Маттеус тоже поехал – но уже без Фогтса.

Хенрик Ларссон

Бесславно прокатившись с «тре крунур» на ЧМ-2002, Хенрик Ларссон решил сосредоточиться на клубной карьере, освободив позицию в атаке юному Златану Ибрагимовичу. Однако с приближением Евро-2004 глас шведского народа становился все сильнее. Почти 100 тысяч человек донельзя растрогали 32-летнего Ларссона, накатав коллективное письмо с одной только просьбой: «Хенке, возвращайся!». В ряды «нижеподписавшихся» затесались даже президент УЕФА Леннарт Юханссон и премьер-министр Швеции Ханс Еран Перссон. В итоге, в начале апреля 2004-го импресарио Хенрика Роб Янсен поделился с масс-медиа радостной вестью: «Хенке полностью изменил свое отношение к дальнейшим выступлениям за сборную – его тронуло всенародное изъявление чувств. Однако он все еще колеблется и пока не принял окончательного решения». А уж когда к сотне тысяч просящих присоединился 6-летний Джордан Ларссон, сын Хенрика и его супруги Магдалены, сами собой отмелись последние сомнения. Ларссон поехал на Евро и вывел «тре крунур» в четвертьфинал.

Зинедин Зидан

Уступив в четвертьфинале Евро-2004 героическим грекам, творцы славных триумфов сборной Франции – Зинедин Зидан, Марсель Десайи, Бишенте Лизаразу, Лилиан Тюрам, а позднее и Клод Макелеле – дружно сказали родной сборной «adieu!», чем обрекли нового наставника «трехцветных» Раймона Доменека на несусветные муки в ходе отборочной кампании к немецкому ЧМ (что уж говорить, если в одном из матчей на позиции плеймейкера пробовался … левый вингер Жером Ротен). Погрязшие в ничьих французы скатились на четвертое место в своей группе, отпустив на три очка ирландцев. Весной 2005-го в прессе всплыли слова Зидана о возможном возвращении под знамена сборной, однако уже через пару недель сам Зизу назвал подобные публикации «неудачными первоапрельскими шутками»: «Я подтверждаю, что остаюсь при своем прежнем решении, и обсуждать тут нечего. Я многое слышал о моем якобы готовящемся возвращении, но у меня нет желания все это ворошить. Точка». К счастью, в начале августа Зизу все же оттаял – точнее сказать, его принудительно разморозили. «Как-то я проснулся в три часа ночи и начал разговор кое с кем, – поведал этнический алжирец в интервью uefa.com. – Об этом никто не знает, даже моя жена, а я не выдам его имя до самой могилы. И даже не пытайтесь угадать – не получится. Я не смог не повиноваться его воле и решил вернуться в сборную». Однако обрушившаяся на французов радость не выдержала конкуренции с любопытством : так, с кем же это кумир нации просыпается посреди ночи? «Я хотел сохранить тайну, – развенчивая интригу, отвечал Зизу. – но раз люди так реагируют – признаюсь: речь о моем брате. Религия и мистика здесь не при чем». Квалифицировав родную сборную на мундиаль, Зидан прошагал с ней до финала, а приключившееся там – уже совсем другая история…