5 мин.

Портсмутные дни

Звезды и салага

1993 год. Восточный Лондон. Элитная футбольная академия «Сенраб». 12-летние Джон Терри и Ледли Кинг стоят у кромки поля и задорно обсуждают только что добытую победу над одногодками. «Какой счет, парни?» – вдруг выстрелил в спину будущим звездам хамоватым голосом, пришедший с соседнего поля (там играла группа на два года младшая) худосочный чернокожий мальчуган. «Пять – ноль!» – хвастливо процедили сквозь зубы Кинг и Терри. «Ха! Да вы мало тренируйтесь, ребята. Я один только что забил шесть голов!» – пропел салага по имени Джермэйн Колин Дефо.

Кстати, из «Сенраба» (в этой академии, основанной еще в 1961 году, занимается около 250 детей от 5 до 17 лет), кроме вышеприведенных персонажей, вышли еще и Сол Кэмпбелл, Ли Бойер, Бобби Замора, Уго Эхиогу и многие другие.

В 14 лет Дефо сманили к себе скауты «Чарльтона», а спустя два года шустрый отпрыск выходцев с карибских островов стал «молотком» – «Вест Хэм» пообещал более скромным соседям перечислить 1,4 млн фунтов в случае, если тинэйджер когда-нибудь заиграет в премьер-лиге. Указанная сумма поступила на счет «латикс» еще до 18-летия нападающего, которого Харри Реднапп, тогдашний рулевой «Вест Хэма», прежде чем откупорить для большого футбола, выдержал годик в аренде в скромном «Борнмуте». Здесь юноша покуражился на славу – Джермэйн повторил рекорд знаменитого форварда «Ливерпуля» Джона Олдриджа, который в 80-х годах забивал в 10 играх кряду. «Я хотел побить мировой рекорд Пеле, который не уходил с поля в 14 матчах подряд, но, как назло, получил травму», – сокрушался нападающий. Он и в сезоне-2001/02 стал самой увесистой кувалдой в руках у сменившего Реднаппа Гленна Редера. 14 голов в 39 матчах сезона помогли «Вест Хэму» занять 7-е место в АПЛ.

Однажды укушенный

Блистал Дефо и в следующем сезоне, но лондонцы, обладавшие вполне респектабельным составом (Джеймс в воротах, в защите – Гленн Джонсон и Ржепка, Синклэйр и Джо Коул – в полузащите, Кануте, Дефо, Лес Фердинанд и Ди Канио – на линии огня), умудрились вылететь из АПЛ. А Джермэйн тут же принялся настаивать на том, чтобы его продали. Новый сезон он все же начал в «Вест Хэме», но на поле откровенно саботировал и умышленно отоваривался красными карточками.

На Дефо претендовали «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед», а оказался он в результате в «Тоттенхэме», пожертвовавшим ради него Бобби Заморой и шестью миллионами фунтов. Джермэйн забил в первой же игре за «шпор» – в феврале 2004 года он открыл счет в матче против «Портсмута». Один из самых перспективных форвардов Англии прочно прописался в основе лондонцев: Дэвид Плит в нем души не чаял, Жак Сантини уважал за тактическую гибкость, доверял поначалу и Мартин Йол. Настолько, что стал инициатором в апреле 2005 года подписания нового (на четыре с половиной года) контракта с Дефо на 50 тысяч фунтов в неделю. За месяц до этого нападающий дебютировал в национальной сборной Англии против команды Швеции, но Свен-Йоран Эрикссон, отметив исключительный талант голеадора, прокатил его мимо Евро-2004.

Позиции Дефо в сезоне-2005/06 уже были не столь прочны – Йол попеременно ставил его и Робби Кина в пару к верзиле Мидо. В следующем сезоне апартаменты скамьи запасных стали для Джермэйна еще роднее – пара Кин – Бербатов смотрелась идеально, а Дефо, выходя на замену, редко усиливал игру, отмечаясь в основном патологической способностью залезать в офсайд. «Я не прочувствовал момент, когда все пошло как-то не так. Если вы спросите, что именно я делал неправильно, то у меня нет ответа, – делится нападающий с корреспондентом The Guardian. – У меня, несмотря на все кривотолки, были нормальные отношения с Йолом, болельщиками, я из кожи вон лез на тренировках, но играли почему-то другие. В результате я перестал получать удовольствие от футбола. Что может быть хуже?»

Те, кто знает Дефо, отмечают его веселый нрав. Но даже Джермэйна, как оказалось, можно вывести из себя. В октябре 2006 года Хавьер Маскерано из «Вест Хэма» всю игру безбожно лупил Дефо по ногам. И выпросил – большой поклонник бокса Дефо цапнул, как Тайсон Холифилда, с той лишь разницей, что пострадало не ухо Маскерано, а его плечо. «Он меня достал. Но, конечно, я не хотел прокусить ему плечо – так, чуток, прихватил. А он свалился, будто я скосил его бензопилой. Что сказать – аргентинец!» – объяснил свою комедию Джермэйн.

Молитва строить и жить помогает

Дефо очень хотел попасть на немецкий мундиаль, но Эрикссон включил вместо подсобившего англичанам квалифицироваться на чемпионат мира Джермэйна 17-летнего Тео Уолкотта. «Когда я узнал об этом решении, то хотелось выть от обиды. Меня спасло то, что я всегда был религиозным человеком. Я молюсь каждый день – по утрам и перед сном. Пережить ту депрессию мне помогла мысль о том, что так было угодно богу», – признается нападающий, который теперь уповает на Капелло, который пообещал предоставить ему шанс.

В «Тоттенхэме» жизнь для Дефо не наладилась даже после прихода Хуанде Рамоса. Испанец, похоже, все решил для себя после нереализованного Джермэйном в компенсированное время пенальти в поединке с «Вест Хэмом». Роберт Грин не дал мячу пересечь линию своих ворот, а карьере Дефо в «Тоттенхэме» выйти на новый качественный виток.

Перейдя в январе в «Портсмут», Дефо очень хотел сыграть против «Тоттенхэма», но так как переход наклюнулся в самый последний момент, стороны успели оформить до закрытия трансферного окна лишь арендное соглашение. А по правилам АПЛ игрок не имеет право выступать против клуба, которому принадлежит его трансферный лист. «Жаль, конечно, – признается Джермэйн. – Очень хотелось забить «Тоттенхэму». Обещаю фанатам «шпор», что когда это произойдет, я не буду праздновать этот мяч – даже если он будет самым красивым в моей карьере. Сегодня я вновь дышу футболом. Тренер верит в меня, «Фрэттон Парк» успел полюбить. Жизнь налаживается!» В матче с «Уиганом» Дефо стал первым игроком в истории «помпи», забившим пять раз кряду на домашней арене южан.