5 мин.

Профессор Криминале

«Все лето 2000-го мы потратили на поиски нового тренера. Нашей приоритетной целью был Гус Хиддинк, – вспоминает босс «Селтика» Брайан Куинн, – а потом Мартин приехал на прием, устроенный в доме Дермота Десмонда (акционер «кельтов»), чтобы поговорить с клубным руководством. И через полтора часа мы уже точно знали, кто возглавит команду». В народе, впрочем, ходит другая версия этой истории, согласно которой О’Нил убедил будущих работодателей за полторы минуты.

История очень показательная, не правда ли? О красноречии О’Нила, его умении найти верный подход к игрокам ходят легенды. Известно, что североирландец увлекается криминалистикой и его запросто можно встретить в зале суда. И может быть, именно тщательно выстроенные юридические спичи вдохновляют талант оратора, обеспечивший Мартину статус блестящего наставника.

О’Нил – живое опровержение постулата о том, что из ярких игроков редко вырастают большие тренеры. Десять лет Мартин выполнял центральную роль в «Ноттингем Форест» 70-х – одной из славнейших формаций в истории британского (а то и мирового) футбола. Главным «лесником» тогда служил, как известно, Брайан Клауф – алкоголик, скандалист, великий тренер, личность в высшей степени неоднозначная. Он первым разглядел в своем подопечном задатки коуча, и впоследствии Мартин не раз называл Клауфи своим ментором.

Провозившись четыре года с какими-то совсем уж стыдного уровня командами, летом 90-го О’Нил взялся за «Уайкомб Уондерерс», на тот момент прозябавший в Конференции (пятая ступень английской футбольной иерархии), и добился заметных успехов. Два года спустя вчерашние любители прозябали уже в четвертой лиге, а еще через сезон поднялись еще на уровнь выше. Последний подвиг, впрочем, совершался уже без О’Нила, к тому моменту сманенного в «Норвич Сити». Получив на «Кэрроу» задачу вывести команду в премьер-лигу, О’Нил потребовал адекватной финансовой поддержки, предоставлять которую тогдашний босс «Норвича» Роб Чейз наотрез отказался. Конфликты следовали один за другим – через пять месяцев после назначения О’Нил упорхнул из гнезда «канареек». И тут же подписал соглашение с одним из их ближайших конкурентов, «Лестер Сити», не меньше вожделевших промоушена.

Перестановка тут же возымела эффект – и поверьте, Роб Чейз еще не раз пожалел, что зажал пару миллионов для североирландца. «Норвич» ухнул в тартарары второго дивизиона, тогда как «Лестер» с приходом О’Нила не сбиваясь шел по прогрессивному курсу. Добраться в итоге удалось до зоны плей-офф, где Мартину впервые – и с успехом – довелось пройти тест беспощадной атмосферой серьезных игр на вылет. Пересилив в финале «Кристалл Пэлэс», «Лестер» оформил выезд в высший свет. Но это было только начало. Ближайшие четыре сезона в АПЛ и с О’Нилом стали славнейшими в истории клуба.

В те годы выход на уровень премьер-лиги отнюдь не гарантировал огромной кучи денег, как сейчас. Поэтому в деле сохранения элитного статуса «Лестера», О’Нилу пришлось положиться не на кошелек владельца, но, скорее, на собственную тренерскую изворотливость. К счастью для «лис», в этот раз финансовый вакуум Мартин воспринял куда спокойнее, чем на «Кэрроу». Набрав сомнительного (Маззи Иззет) и суперсомнительного (Робби Сэвэдж) с виду персонала, О’Нил до невозможности избаловал лестерских болельщиков, раз за разом превосходя все ожидания. Четыре подряд финиша в Топ-10 – уже великолепное достижение для провинциального клуба, а два завоеванных О’Нилом Кубка лиги и вовсе возвысили фанатов «лис» к экстатическим вершинам. Единственное, за что обозреватели немножко поругивали О’Нила – тотальное отсутствие элемента зрелищности в игре «Сити».

Лестерская сказка, кстати, могла закончиться раньше времени. Соривший в ту пору деньгами «Лидс Юнайтед» состряпал для О’Нила весьма аппетитный контракт. Однако увидев под окнами дома «марш несогласных», размахивающий плакатами «Марти, не уходи», североирландец подумал – и остался в «Лестере» еще на год.

Не изменил Марти своим наработкам и в «Селтике», где оказался на старте сезона 00/01. Все те же забросы и навесы – только уже по направлению Хенрика Ларссона, а не Эмила Хески. И за гораздо большие деньги.

Да, став «кельтом», О’Нил наконец-то позволил себе покуражиться на трансферном рынке. Стартовая закупочная кампания североирландца обошлась аж в 25 миллионов фунтов. Впрочем, щедрость боссов «Селтика» была понятна – на тот момент из последних десяти чемпионатов девять были выиграны «Рейнджерс». Свое мнение касательно гегемонии «мишек» Мартин ясно выразил в первом же Old Firm. Вечных соперников «Селтик» раздраконил со счетом 6-2. Ну а по окончании дебютного сезона североирландца трофейная комната «Селтик Парк» пополнилась сразу тремя наградами, в том числе и за победу в ШПЛ. Итоговый же улов О’Нила за пять лет в Глазго составил три чемпионских титула и четыре кубка – достаточно, чтобы получить прозвище «Мартин Великолепный». И совсем чуть-чуть не хватило ему, чтобы взять первый евротрофей «Селтика» со времен Джока Стина. В драматичном финале 2003-го года Кубок УЕФА вырвал «Порту» Моуринью.

Кстати, по ходу шотландского карьерного отрезка в жизни О’Нила опять появился персонаж по имени «Лидс Юнайтед» – на сей раз в куда менее пристойном образе борца за выживание в АПЛ. «Кельты» тут же повысили своему тренеру зарплату, и делегаты «Элланд Роуд» опять вернулись домой ни с чем.

Расставание Мартина с «Селтик Парк» произошло по семейным причинам – его супруга тяжело заболела. Быть может, именно неизбежная в таких условиях потеря О’Нилом концентрации и стоила «кельтам» чемпионства, упущенного на самом финише сезона 04/05. Но уйти красиво О’Нилу все же удалось – в последний раз он вывел команду на поле в победный для «Бхойс» финал Кубка Шотландии.

Прервать бессрочный отпуск О’Нила убедило новое руководство «Астон Виллы», во главе с американским миллиардером Рэнди Лернером. Дебютный сезон получился скомканным: «Вилла» ярко стартовала, но затем ухнула в водоворот ничейных результатов (17 «миров») и финишировала лишь на 11-м месте. Впрочем, назвать все это «фиаско Мартина О’Нила» никто не решился. Слишком уж хороша была его репутация и слишком уж большой бардак оставил после себя на «Вилла Парк» Дэвид О’Лири.

Зато в нынешнем сезоне доверие экспертов Мартин оправдал сполна. Оперируя небольшим составом, О’Нил помог даже возрастным игрокам выйти на новые уровни таланта. Гарет Бэрри великолепен в образе цементировщика середины поля. Мартин Лаурсен из завсегдатая лазарета превратился в надежнейшего защитника и серьезную угрозу на «стандартах». Прогресс молодежи не менее примечателен. Эшли Янг за год вырос в едва ли не лучшего левого вингера АПЛ. Сверхзвуковой Габриель Агбонлахор прибавил в финишинге и на «втором этаже». Защитник Кертис Дэвис, в первых матчах за «Виллу», по собственному признанию, «казавшийся игроком из паба», к февралю проходил в лонг-лист Фабио Капелло. Скоростной контратакующий футбол «Виллы» порядком напугал даже «Челси» с «Арсеналом», не говоря уже о командах послабее.

В насыщенном резюме североирландского тренера не хватает только одного, но очень существенного пункта – «успешная работа с топ-клубом или сборной».Но 56-летнему О’Нилу, поклоннику Боба Дилана, The Kinks и гольфа, похоже интереснее создать топ-клуб в Бирмингеме, нежели заключить контракт с кем-то из грандов. «Сможет ли «Вилла» выйти на уровень «Манчестер Юнайтед» и «Челси»? Получится ли это в ближайшие сезоны? Знаете, что бы кто не думал, мы нацелены именно на такие результаты».