4 мин.

Переход на новый уровень

Голландец уже дебютировал в новом клубе – случилось это в проигранном «Севилье» матче Суперкубка Испании. В субботу, вполне вероятно, он проведет первый матч в испанской примере – им станет дерби с «Атлетико». А на следующий день отправится на родину, где перед матчем «Аякс» – «Херенвен» состоится церемония прощания Снейдера с родными болельщиками. В Амстердаме Уэсли за последние годы стал настоящим любимцем публики, и расставание с ним далось аяксовским фанам нелегко. Но все понимали – уровень голландского Eredivisie 23-летний полузащитник перерос. Он вовремя сделал шаг вперед в своей карьере, и, думается, «Реал» не пожалеет о своем выборе. В Мадриде Снейдеру в наследство от Дэвида Бекхэма достался номер 23, и хотя конкуренция в команде не чета аяксовской, руководство «королевского клуба» раскошеливалось на столь крупную сумму явно не для того, чтобы держать «оранжевого» новобранца на скамейке.

Воспитанник знаменитой академии «Де Тукомст», Снейдер дебютировал в «Аяксе» в 18-летнем возрасте и отыграл за самый титулованный клуб Голландии пять сезонов. А с тех пор, как сборную Голландии возглавил земляк Уэсли Марко ван Бастен (оба родом из Утрехта), полузащитник твердо прописался и в основе «оранжевых», за которых, несмотря на молодость, уже успел провести 36 встреч. Не удивительно, что креативный футболист давным-давно попал на карандаш скаутам европейских грандов. Он мог бы уехать и год назад, но прошлым летом в его семье ожидалось пополнение, и в этой ситуации Снейдер не решился на смену обстановки.

Но уже с осени минувшего года болельщики «Аякса» мысленно приготовились к расставанию с кумиром. Тем более что Уэсли провел отличный сезон, после некоторого спада вновь заставив говорить о себе в превосходных тонах. Невысокий (всего-то 170 см), но техничный и работоспособный атакующий хавбек, прекрасно бьющий с обеих ног и отлично выполняющий штрафные, провел в голландском чемпионате 18 голов. Правда, его клуб в очередной раз не стал чемпионом, и не обошлось без злых языков, критиковавших Уэсли. Мол, парень хорош лишь в матчах с «Граафсхапами» и «Бредами», а когда дело доходит до серьезных баталий, все его умения куда-то деваются…

Но время шло, а Снейдер вопреки ожиданиям не подписывал контракт ни с каким иностранным клубом. В июне «Валенсия» предлагала за него 16 млн евро, но надо отдать должное нынешнему техническому директору «Аякса» Мартину ван Гелу – он умеет блестяще торговаться при продаже своих звезд. Года два-три назад, когда ван Гела не было в Амстердаме, Снейдера наверняка уступили бы валенсийцам, найдя предложенную трансферную сумму приемлемой. Но этому переходу не суждено было случиться, и месяц спустя, ближе к концу июля, Снейдер созвал пресс-конференцию, на которой во всеуслышанье объявил, что остается еще на год в «Аяксе». Зачем он это сделал, не вполне понятно, поскольку до окончания трансферного периода оставалось больше месяца. Потом аяксовские болельщики припомнили Уэсли то обещание, но, наверное, футболист просто хотел успокоить – в первую очередь самого себя. Он не скрывал, что хочет уехать, но подходящего варианта все не было, и терзаемый сомнениями Снейдер решил расставить все точки над i. Кто же знал, что пройдет две недели, и «Реал» сделает голландцу и его клубу предложение, от которого невозможно отказаться.

Хотя переговоры с «королевским клубом» и проходили непросто. «Аякс» требовал за Снейдера 30 миллионов, «Реал» соглашался лишь на 24. Голландцы пошли навстречу, снизив сумму до 27 млн, но мадридцы внезапно выдвинули ультиматум. Мол, или в течение трех часов соглашаетесь на 24 миллиона, либо – до свидания. В «Аяксе» такому странному поведению «Реала» удивились, на ультиматум ответили отказом и решили, что, наверное, у «королевского клуба» на примете какой-то другой вариант, и поэтому испанцы так спешат. Как признался потом Мартин ван Гел, два последующих дня он с нетерпением ожидал новостей о переходе в стан чемпиона Испании какого-нибудь звездного атакующего полузащитника. Но ничего подобного не случилось, и 12 августа «Реал» вновь вышел на связь. На сей раз мадридцы без обиняков согласились на условия «Аякса», в результате чего уже на следующий день Снейдер был официально представлен в качестве игрока испанского клуба – кстати, вместе с Дренте.

Хоть в «Реале» Снейдеру и достался в наследство номер Бекхэма, вряд ли стоит ожидать от голландца гламурных замашек английской суперзвезды. По крайней мере, на родине Уэсли всегда вел достаточно скромную жизнь. На поле он порой мог быть вспыльчивым, но в быту оставался вполне спокойным и рассудительным молодым человеком. Кстати, наш герой из футбольной семьи – его старший брат Джеффри играет за клуб «Стормфогелс» из Телстара во втором голландском дивизионе, а младший брат Родни, также воспитанник академии «Де Тукомст», выступает пока за юношескую команду «Аякса». Интересно, что в семье Снейдеров повелась традиция давать мальчикам американские имена, заканчивающиеся на «и». Вот и сын Уэсли, появившийся на свет ровно год назад, получил имя Джесси.

Кстати, фамилия новобранца «Реала» по-русски пишется по разному – то Снайдер, то Снейдер. Причина в том, что весьма распространенный в голландском языке звук-дифтонг, передаваемый буквосочетаниями «ei», «ij» и «eij», произносится как что-то среднее между русскими «ай» и «эй». Точнее, в классической теории это «эй», но голландцы произносят его так широко, что для русского уха слышится нечто, весьма похожее на «ай». Да и язык развивается, не стоит на месте – в последние десятилетия произношение с уклоном на «ай» завоевывает в Голландии все большую популярность. Этот феномен ученые даже назвали «понижением гласных». Отсюда и все разночтения при переводе на русский – Райкард или Рейкард, Матайсен или Матейсен, Хайтинга или Хейтинга, да примеров тому предостаточно. В принципе каждый из вариантов имеет право на жизнь – главное, чтобы было понятно, о ком идет речь…

Сергей НИКОЛАЕВ