8 мин.

«Не стоит мешать ностальгию по советскому футболу с ностальгией по советскому государству»

Чемпионат СНГ

Сегодня в Москве состоится заседание оргкомитета объединенного чемпионата России и Украины, на которое приглашены все 32 клуба двух премьер-лиг. В то время как многие не верят в будущее этого турнира, колумнист «Р-Спорт» Георгий Кудинов не спешит ставить крест на идее его организации.

«Повидавший все на футбольном свете Колосков справедливо говорит о том, что нынешний регламент УЕФА не допускает СЕГОДНЯ создания такого проекта, о котором ведут речь представители ЦСКА, «Зенита» и «Анжи». Но ведь в современном мире все меняется очень быстро, а потому гипотетически нельзя отрицать изменений в регламенте, если в УЕФА по каким-то причинам ЗАВТРА поймут, что это выгодно. Понятно, что всегда главная причина – это деньги, но давайте не будем сводить все к банальному «Гинер все купил» и думать, что в данном случае главный застрельщик проекта «Газпром» закидает УЕФА деньгами ради собственной прихоти.

Дело обстоит немного иначе. На самом деле еще до нашего шумного обсуждения проекта Объединенного чемпионата в коридорах УЕФА начали бродить разговоры о том, что ради усиления конкуренции в Европе и получения большей прибыли от Лиги чемпионов и Лиге Европы можно было рассмотреть в ближайшем будущем вопрос слияния некоторых чемпионатов. Речь идет, в частности, о балканских странах. Кое-кто вентилирует возможность проведения объединенного чемпионата стран бывшей Югославии. Так что тема «Россия-Украина» для коридоров УЕФА вовсе не нова.

И хотя на официальном уровне УЕФА вроде бы по-прежнему поддерживает идею развития национальных чемпионатов, в недрах организации идет серьезный мониторинг европейской ситуации на фоне откровенной несостоятельности (как спортивной, так и финансовой) большого количества внутренних турниров. И если в какой-то момент в том же УЕФА посчитают, что идея объединенных чемпионатов имеет право на жизнь, то наверняка сам же УЕФА найдет для этого и идеологическую платформу.

Это я все к тому, что проект Объединенного чемпионата, если он не рухнет уже прямо сейчас, все же имеет в принципе некую перспективу. Но его счастливое будущее зависит не столько от Украины, сколько в первую очередь от УЕФА и от политики этой организации. Если УЕФА будет выгодно поддержать российскую инициативу по каким-то своим соображениям, то и проект трех российских клубов превратится из утопического в реальный», – заключает автор.

Редактор отдела футбола «Спорт-Экспресса» Борис Богданов между тем указывает на один из главных просчетов организаторов турнира.

«Когда в конце января «Объединенный чемпионат» объявил о том, что рассылает всем клубам российской и украинской премьер-лиг приглашения прибыть на свое заседание в Москву 18 февраля, это, честно говоря, было большой ошибкой. Не в смысле, что разослали, а в смысле, что объявили. В международных отношениях так не делается.

Президент России никогда не объявит о том, что к нему такого-то числа такого-то месяца приедет президент Украины, до тех пор, пока сроки и повестка дня визита не будут согласованы всеми заинтересованными ведомствами двух стран, пока не будет подготовлена вся соответствующая документация и пока российская сторона не получит от украинской твердых гарантий того, что визит состоится. Иначе можно оказаться в неловком, мягко говоря, положении. Что, собственно, и произошло с идеологами объединенного чемпионата. С Украины им в итоге дали понять: не стоит мешать ностальгию по советскому футболу с ностальгией по советскому государству, в котором ответственные работники союзного масштаба ответственных работников республиканского не приглашали, а вызывали в центр. И центра больше нет, и масштаб теперь один», – подчеркивает Богданов.

Редактор отдела футбола «Спорт день за днем» Алексей Павлюченко в своем блоге приводит еще один аргумент, почему российская и украинская стороны могут не прийти к согласию.

«До сих пор украинские клубы премьер-лиги не смогли договориться о едином телевизионном пуле! На мой взгляд, очень важный момент. Ведь телевидение в планах Гинера – это не меньше 30 процентов дохода от будущего объединенного чемпионата. И если уже между собой украинцы не договорились, то о какой коммуникации с «москалями» можно говорить?

Телевидение – один из примеров. В украинском футболе есть три группировки: империя Ахметова, империя Коломойского и несколько независимых клубов. Совершенно не укладывается в голове, каким образом их смогут консолидировать отцы-прародители объединенного чемпионата», – резюмирует автор.

«Зенит» и «Рубин» в Лиге Европы

В преддверии ответных матчей питерцев и казанцев в 1/16 финала Лиги Европы против «Ливерпуля» и «Атлетико» соответственно корреспондент «Спорт день за днем» Роман Логинов размышляет о том, как российским клубам сохранить преимущество в два мяча.

«На «Петровском» до гола Семака верховодил открытый футбол, и команды наиграли больше чем на два мяча. В Ливерпуле зенитовцам ни в коем случае нельзя ввязываться в драку, держа руки внизу. У Суареса такие матчи, когда мяч после его ударов летит куда угодно, но не в ворота, случаются, наверное, раз за сезон, так что испытывать судьбу еще раз не стоит. Быстрый гол «Ливерпуля» на «Энфилде» не только поменяет расклады, он, что хуже, удвоит, утроит силы соперника. Спаллетти просто необходимо «припарковать автобус» у своих ворот, а еще лучше — перевернуть его вверх колесами с помощью катеначчо, дабы англичане забыли о воротах Малафеева.

Дома подшефным Бердыева нужно сыграть так же, как в Испании. «Рубин» — опытный европейский боец, который не потеряет чувства реальности и не ввяжется в открытый футбол, дабы развлечь своих болельщиков голами. Тем более и развлекать-то, скорее всего, будет особо некого, поскольку встреча состоится в столичных «Лужниках». Вылет «матрасников» обрадует не только казанцев, но и всех остальных желающих пробежать круг почета с кубком Европы в руках. Все-таки «Алетико» — объективно одна из сильнейших команд турнира. Забить два гола «Рубину» вряд ли удастся, так как вратарь испанцев едва ли захочет еще раз сбегать в штрафную Рыжикова, зато не пропустить больше одного вполне реально», – полагает Логинов.

Взаимоотношения «Зенита» с фанатами

Откликаясь на победу питерского клуба в суде над собственным фанатом, который должен будет заплатить 20 тысяч рублей за то, что прошлой осенью прорвался через ограждения и выбежал на поле «Петровского» во время матча, главный редактор журнала PROспорт Евгений Зуенко в колонке для еженедельника «Ведомости. Пятница» воспринимает случившееся как важный прецедент.

«Получилось ясное и недвусмысленное сообщение всем обитателям трибун «Петровского»: отныне каждый отвечает за себя сам, свои файеры или забеги по футбольному газону теперь оплачивайте сами.

Наверное, это логично, что такой сигнал фанатам подает именно тот клуб, у которого было больше всего проблем из-за собственных болельщиков. И наверное, это именно тот случай, когда за «Зенит» будут болеть и в Москве. Есть отличная от нуля вероятность, что деньги окажутся тем самым супероружием, которое расколет сплоченные ряды футбольных «ультрас», отделив тех, кто просто пришел поболеть, от радикалов. Во всяком случае, деньги обычно с такой задачей справляются куда лучше, чем любые репрессии. А в наших широтах почему-то популярностью пользуются только два эти инструмента.

И если кто думает, что про репрессии автор загнул ради пущей выразительности, пусть вспомнит новости из Египта. Там после драки, в которой погибло 74 болельщика, полиция арестовала кучу фанатов двух местных команд. 21 из них признали виновным и приговорили к смертной казни.

Еще раз: 21 смертная казнь за фанатскую драку, в которой погибло 74 человека. Это то, что может случиться, если не помогут ни штрафы, ни уговоры. Так что пусть лучше у «Зенита» получится», – подводит черту автор.

Реклама алкоголя на матчах сборной России

Корреспондент «Новой газеты» Андрей Сухотин выясняет, почему выездные игры национальной команды сопровождаются масштабной рекламой водки, виски и коньяка на электронных щитах вокруг поля.

«13 марта 2006 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О рекламе» (№ 38-ФЗ), запрещавшие рекламу алкогольной продукции в местах расположения спортивных сооружений и на расстоянии ближе чем 100 метров от них, а также на медиаплощадках.

Таким образом, РФС лишился возможности зарабатывать деньги на предоставлении рекламы во время домашних матчей производителям алкоголя. Однако партнеры РФС из алкогольного сегмента быстро нашли лазейку — они стали договариваться о размещении брендов на гостевых играх сборной с зарубежными национальными федерациями, получая возможность рекламировать свой товар на российских каналах, которые показывали матчи главной команды страны. Технология таких договоренностей в последние годы донельзя проста: некое рекламное агентство выкупает у национальных федераций рекламные места, после чего продает их российским партнерам. Неудивительно, что наибольшую цену предлагают производители спиртного: ведь это, по сути, их единственный шанс показать свой товар российской аудитории.

<…> Министр спорта Мутко, отвечая на вопрос о возможных мерах государственного воздействия, признался, что российский регулятор — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — не способен повлиять на ситуацию, поскольку фактическое размещение водочных и коньячных брендов происходит на территории стран, где такая реклама разрешена. Разводили руками и в самой ФАС, адресуя все претензии к РФС: вроде бы футбольная федерация способна контролировать процесс — если будет сама покупать у федераций других стран рекламные места, а потом продавать надежным партнерам.

При Фурсенко использование российской сборной как инструмента рекламы водочной продукции федерацию вполне устраивало, а некоторые члены исполкома РФС даже настаивали на изменении законодательства, дабы разрешить рекламу спиртных напитков и в России. Сотрудник РФС, присутствовавший на одном из таких обсуждений в Доме футбола, говорит, что особую настойчивость в этом вопросе проявляли нынешние идеологи так называемой Лиги СНГ — патроны российских топ-клубов, стремящиеся создать автономный чемпионат на постсоветском пространстве. Кстати, в ряде стран СНГ, в том числе в Украине, реклама спиртных напитков не запрещена — а это, очевидно, хороший шанс заработать», – отмечает Сухотин.