9 мин.

Шишкин влез

ШАГ 1. ШКОЛА

 

В Воронеже у «Факела» своей школы раньше не было, и я до пятого класса в футбол играл только во дворе. А потом узнал, что создали СДЮШОР, и пошел записываться. Правда, команда моего года рождения была уже набрана. Но меня все же взяли, а потом еще и капитаном назначили. Наверное, из-за того, что я играл лучше всех и вел себя достойно.

Вообще-то я всегда играл последнего защитника, но постоянно был лучшим бомбардиром в команде. Забивал с пенальти, очень часто со штрафных, забивал после угловых, хотя никогда не отличался высоким ростом. А когда нам было по 14 лет, мы выиграли турнир среди городов Черноземья. Ну там Елец, Липецк, Старый Оскол... Нам говорили, что на такие турниры всегда приезжают агенты и скауты и вылавливают талантливых пацанов. Но ко мне никто не подходил. А вот про Данишевского мне рассказывали, что он о себе заявил на одном из таких турниров. Он за Елец играл, очень хорошо себя показал, и после этого его стали звать к себе в СДЮШОР чуть ли не все московские клубы. Только я этого не видел – он постарше меня. В общем, тот турнир мы выиграли летом. А зимой я поехал на просмотр в «Спартак».

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: По данным РФС, в России 1524 детско-юношеские футбольные школы, в которых занимается около 609 000 детей. Ежегодно они выпускают около 30 000 юных футболистов. Клубы премьер-лиги имеют право заявить не более 800 профессиональных игроков (включая легионеров). «Из тех ребят, с которыми я играл в спортшколе «Факела», больше никто, кроме меня, не стал профессиональным футболистом. Пара человек сейчас учатся в университетах. А остальные… кто спился, кто скурился, кто скололся…» (Роман Шишкин)

 

 

ШАГ 2. ПРОСМОТР

 

Когда я приехал в «Спартак», в детско-юношеской школе как раз проводился набор. На просмотр приехало человек двадцать, новичков разделили на две команды и дали мяч. Я опять играл последнего защитника. Вроде и сыграл неплохо, но меня не взяли. В тот набор в школу практически никого, по-моему, не взяли.

Но, хоть меня и не приняли в спартаковскую школу, я остался в Москве. Я в Воронеже индивидуально тренировался у Сергея Васильевича Крестененко – он раньше играл в «Спартаке», как раз с Романцевым. Ну, вот он мне и помог. Мы с Сергеем Васильевичем пришли к Романцеву. Они обнялись, после чего Олег Иванович предложил мне сесть в его кресло: «Вот можешь посидеть в кресле главного тренера сборной России и «Спартака». Я сел, конечно, но после этих слов окончательно перепугался, и, пока они разговаривали и вспоминали, как вместе играли, я не то что слово сказать – пошевелиться даже боялся! После этой встречи я и стал тренироваться с дублем.

С дублем я потренировался месяц, после чего меня наконец-то приняли в спартаковскую школу. Всех приезжих ребят поселили в гостинице «Байкал», что на ВДНХ. Те, кто постарше, жили по двое в номере, а тех, которые помладше, могли поселить и впятером в одну комнату. Но меня первое время волновали не бытовые проблемы. Просто было очень тяжело. Чужой огромный город, ни одного знакомого, даже поговорить особо не с кем было… Я несколько раз собирал вещи и хотел вернуться в Воронеж. Но через пару месяцев мы начали ездить по турнирам, выезжать за границу. Для меня все это было в новинку, все интересно, и я понял, что жизнь стала потихоньку налаживаться.

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: На просмотр в футбольные школы столичных клубов юные футболисты приходят постоянно, а во время зимних каникул проводятся большие просмотры, куда приезжают игроки из разных городов. По оценкам работников спартаковской школы, за год они отсматривают около 200–300 кандидатов, из которых выбирают не более 20–30).

 

ШАГ 3. ДУБЛЬ

 

Команду моего года рождения в школе тренировал Илья Цымбаларь. Прошло время, и он вместе с Юраном стал тренером дубля. Они тогда быстро перевели из школы в дубль много молодых игроков, в том числе и меня. Кстати, мне рассказывали, что до прихода Юрана с Цымбаларем в спартаковском дубле молодые практически не играли – все время из основы присылали каких-то легионеров, которых не знали, чем занять. А Юран и Цымбаларь были категорически против того, чтобы в дубле играли легионеры, и постоянно спорили с руководством о том, чтобы к нам в дубль перестали их привозить. И хотя иногда Селкичей и прочие достояния селекции в дубль привозили, но при Юране и Цымбаларе играли только россияне.

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: Сейчас в дубле «Спартака» числятся 22 футболиста 1986–1989 годов рождения. В основном составе таких футболистов 5). 

 

 

 

ШАГ 4. ЗНАКОМСТВО С ОСНОВОЙ

 

Когда в «Спартак» пришел Скала, он постоянно стал ходить на игры дубля. И со временем несколько молодых игроков стал привлекать к тренировкам с основным составом. Где-то через четыре месяца после того как Скала возглавил «Спартак», он позвал меня тренироваться с основой. Через месяц после этого начался Кубок Интертото, пошли травмы у игроков основы, и нас, молодых, стали выпускать на поле. В итоге при Скале я сыграл семь матчей: пять в кубке Интертото и по одному в чемпионате и Кубке России. Я был просто счастлив.

Придя в «Спартак», Скала ввел несколько интересных новшеств: на обед вся команда должна была приходить одновременно и садиться за один большой круглый стол. И еще Скала очень многое изменил в питании. Можно сказать, что мы ели одни макароны! Причем их запрещалось есть с кетчупом и майонезом, а в день игры запрещалось есть даже мясо. Я макароны не люблю, но, конечно, Скале ничего против не говорил. Ладно я – с итальянцем не спорили даже опытные игроки, которые макароны терпеть не могли. Наверное, потому, что было видно, что авторитетов для Скалы нет и решения свои он не меняет. Может, со стороны он и кажется таким добреньким дедушкой, но на самом деле он довольно жесткий тренер: сказал – как отрезал.

Еще от времен Скалы очень запомнился приезд Зоа. Помню, иду по базе, а мне навстречу идет огромный африканец в белом плаще и шапочке, как у докторов, в огромных наушниках и диким голосом орет какую-то африканскую песню. Я, конечно, за время, проведенное в «Спартаке», повидал большое количество легионеров – странных и не очень, но Зоа при первой встрече произвел на меня огромное впечатление: я раньше и представить не мог, что так может выглядеть игрок «Спартака». Но потом Зоа оказался нормальным парнем, вполне дружелюбным. Да и в футбол он играет неплохо, в отличие от всяких Селкичей и Руссо. На тренировках он выглядел очень неплохо, но, после того как он забил в свои ворота в матче против ЦСКА, его тут же забраковали. 

 

ШАГ 5. ПЕРВЫЙ КРИЗИС

 

Когда Скала ушел, все изменилось. Старков всех молодых игроков, которые при Скале тренировались с основным составом, обратно отправил в дубль. Поначалу мы не сильно расстроились. Думали, что все нормально: пришел новый тренер, знакомится с командой, в первое время делает ставку на опытных игроков. Думали, что если будем играть хорошо за дубль, то нас не забудут. Но очень быстро стало ясно, что пока в «Спартаке» есть Старков, молодых к основе подпускать не будут. И на игры дубля Старкову ходить было неинтересно. А после того как Старков в одном из интервью сказал, что у него не будут играть игроки младше 21 года, многие ребята засобирались уходить. Предложения были и у меня, и у Торбинского, и у Ребко. Меня звали обратно в «Факел», еще мне мой агент говорил, что мной интересуются некоторые клубы в премьер-лиге. Если бы я был не в «Спартаке», за который мечтал играть всю жизнь, а в каком-нибудь другом клубе, то уже давно ушел бы.

Нас, молодых, во время правления Старкова постоянно поддерживал Федотов. Владимир Григорьевич не пропускал ни одной игры дубля, а после матчей нередко индивидуально разговаривал с нами. Успокаивал, убеждал никуда не уходить, а переждать, пока уйдет Старков. Я очень хотел, чтобы Старкова уволили, но после того как «Спартак» занял второе место и попал в Лигу чемпионов, стало понятно, что Старков остается еще как минимум на сезон. После этого я решил, что нужно уходить. Зимой было несколько предложений от команд первого дивизиона, Федотов меня по-прежнему убеждал остаться, но я понимал, что если я еще один год проведу в дубле, то, может, уже никогда не смогу заиграть на высоком уровне. Но Владимир Григорьевич постоянно говорил, что в команде всего один правый защитник – Йиранек, и тот постоянно ломается, что у меня хорошие шансы заиграть на следующий год. Старков по настоянию руководства клуба даже взял меня на сбор в Испанию. И хоть после поездки я окончательно понял, что Старков на меня не рассчитывает, после того как мы вернулись со сбора в Москву, я продлил контракт на один год.

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: «Когда Старков отправил молодых которые при Скале тренировались с основным составом, обратно в дубль, то никакой обреченности и угнетения у ребят не было. Но когда они узнали, что Старков не ходит на игры дубля и практически не следит за молодыми, то начали киснуть. После этого мы с Юраном начали проводить с ребятами индивидуальные беседы. И Шишкина, и Торбинского, и Ребко удалось убедить в том, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, а нужно продолжать играть и тренироваться с полной отдачей и пытаться пробиться в основной состав. И очень хорошо, что тогда удалось убедить ребят, ведь сейчас все трое – основные игроки «Спартака». (Илья Цымбаларь)

 

 

ШАГ 6. ВТОРОЙ ШАНС

 

На следующий день после отставки Старкова мне позвонил Федотов и сказал, чтобы я отправлялся в Тарасовку – тренироваться вместе с основным составом. Я, конечно, понимал, что Владимир Григорьевич даст нам, молодым, шанс. А вот что так скоро стану играть, конечно, не ожидал. Но мой дебют при Федотове сложился очень удачно: я вышел в основе против «Ростова», мы крупно победили, и хотя я ужасно волновался, вроде бы не допустил грубых ошибок. А вот перед матчем с «Баварией» я ужасно нервничал. Когда стоял рядом со скамейкой запасных и начали играть гимн Лиги чемпионов, у меня аж мурашки побежали! И тут Йиранек получает травму, и Федотов говорит, чтобы я быстро переодевался. Переоделся я очень быстро, трясущимися руками завязал бутсы и пошел к бровке. Все было как в тумане… Правда, когда вышел на поле, уже минут через пять волнение прошло. Я вообще довольно спокойный человек, поэтому сам удивился, что так сильно тогда занервничал. Больше со мной такого не случалось ни разу.

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: Из 26 сверстников Шишкина – игроков юношеской сборной России 1987 года рождения – в основных составах клубов премьер-лиги уже закрепились четверо. Остальные пока выступают за дублирующие составы или в командах низших лиг).

 

Евгений СТАЦЕНКО, PROспорт

 

Свежий номер журнала PROспорт20 (63) 30 октября - 12 ноября 2006 Почему они побеждают PROспорт оценил футбольный ЦСКА Шишкин влез Открытие года" сделал "Спартак" Вам и не снилось Стрелки перевели на Долматова Славянская защита Ляхович, Кличко и Маскаев Новый свет НБА открывает сезон