4 мин.

Жизнь продолжается

Пресс-конференции и открытые тренировки сборных - суровые трудовые будни всех корреспондентов. Футболистам телевидение, в общем-то, не  очень нужно, тренерам тем более. ФИФА разрешает посещать тренировки, ограничивая при этом свое позволение жесткими рамками. Пишущим журналистам попроще, они способны и за имеющиеся 15 минут сообразить текст, украсив увиденное собственным воображением. Телевизионным корреспондентам труднее. Чаще всего снимать можно только самое начало занятия, проще говоря - разминку. Иногда удается подтащить камеру поближе к игрокам, порой приходится работать с торца поля.  Если не включать фантазию и хитрость, то в итоге  будешь получать примерно одинаковую картинку - раз за разом повторяющиеся упражнения с одних и тех же ракурсов, меняться будут только форма команд да лица футболистов. Вот и думай, как лучше все это обрабатывать, чтобы не выходили сюжеты-близнецы.

Изредка случаются и полностью открытые тренировки, но это явление штучное.

Есть ещё пресс-конференции. Однако большинство иностранных специалистов говорит осторожно, да еще, естественно, не по-русски.  А перевод сушит даже самую живую речь. Бывают, конечно, исключения: главный тренер сборной Мексики Рикардо Ла Вольпе недавно порадовал мексиканских журналистов мыслью, что они "просто дерьмо и не могут отличить схему 4-4-2 от построения 4-3-3." У вечно всклокоченного специалиста отношения с прессой всегда были скверные, но ему, похоже, плевать, что там пишут в Мексике. Ла Вольпе - аргентинец. Немцы часами пытают возле микрофона своих игроков. Иногда по телевидению в прямом эфире подолгу заливается Лам или мучительно сражается с языком Гете Швайнштайгер. Все время и по всем каналам мелькает Клинсманн. К журналистам он лоялен, но приносить прессу в отель, где живут немецкие сборники, запретил. Наверное, чтобы не отвлекались.  На русском общается только один наставник, зато получается сочно и живописно. Олег Блохин на пресс-конференциях раскован и оживлен. Тренер украинцев и новости расскажет, и мыслями поделится, да еще сделает это максимально впечатляюще. Правда, на несуразные с точки зрения Блохина вопросы и замечания реакция тоже будет самая импульсивная. Перед игрой с испанцами Олег Владимирович обрушился на российского журналиста,  неосторожно написавшего накануне, что по Блохину плачет сцена. Оригинал статьи, оставшейся в автобусе, никак не находился, так что не все собравшиеся сразу поняли, о чем идет речь. Особенно изумились испанские журналисты, оставшиеся без перевода. Наставник сборной Украины тем временем объяснил всем присутствующим, что комиком и клоуном себя не считает и веселить никого не намерен. 

Конечно, клоунада здесь совершенно ни при чем, но артистический талант у Блохина есть, точно так же, как бодрая речь и неплохой юмор. Кроме того (это особенно ценно), Блохин даже после неудачных матчей сохраняет чувство собственного достоинства. Вместо того, чтобы призвать к расстрелу швейцарского арбитра Бузакки, тренер, размышляя о встрече Испания - Украина, покритиковал своих игроков за скверный настрой. А потом еще и признал, что, возможно, не угадал с составом. Наверное, характер у Блохина и, правда, непростой, но почему какому-нибудь Тотти можно, а наставнику украинцев - нельзя?

А ведь у Тотти, к слову сказать, "Золотого мяча" то  нет. 

Накануне второго матча Украины в прессу попала информация, что после поражения Гусин и Езерский находились в баре. Особенно почему-то всех заинтересовало то, что футболисты выглядели веселыми. Вероятно, если бы оба игрока рыдали в голос  в том же баре, никто бы и не обратил внимания. Наконец, еще через пару дней превзошел сам себя немецкий Bild, которому кто-то из украинских футболистов якобы объяснил, что команде мешают готовиться лягушки из озера под окнами базы. Уникальная по своей бредовости история.

За день до встречи с национальной командой Саудовской Аравии случилась обычная открытая тренировка украинцев. Блохин спокойно наблюдал за игроками, сидя на скамейке запасных. Пресс-атташе сборной Игорь Мирошниченко, слегка похожий внешне на аргентинца Хуана Пабло Сорина, объяснял, что и футболисты в баре, и лягушачья история  - выдумки прессы. Возможно, было и еще что-то любопытное, но тут 15 минут истекли, и журналисты отправились ждать общения с главным тренером.

Блохин не разочаровал. Правда, в тот момент, когда он появился в зале, телевизионщики все еще продолжали настраивать звук. "Уже второй раз странная какая-то пресс-конференция получается", - вполголоса задумчиво заметил Блохин, следя за нечеловеческими мучениями тянущих провода техников. Затем тренер рассказал о травме Езерского.  Ответил на пару немецких вопросов без помощи переводчика, напомнив, что когда-то играл в Австрии. Сообщил, что в случае поражения жизнь не остановится.

Наконец, отказался по второму разу реагировать на одни и те же вопросы  (у немцев никак не ладилось с аппаратурой). - Холодная погода вам на руку? - спросил кто-то из местных журналистов (накануне в Гамбурге слегка посвежело).

-  Да, если пойдет снег - ответил Блохин.

На следующий день сборная Украины обыграла Саудовскую Аравию 4:0. Жизнь продолжилась. 

Владимир Стогниенко (комментатор канала "Спорт")