5 мин.

Что хорошего в немцах

Как и предполагалось, с началом второго тура на чемпионате мира немедленно стало поинтереснее. Выдающихся матчей, правда, по-прежнему нет, но ими уже чревата ситуация. Я пишу эти строки по дороге в Гельзенкирхен, где во второй тур вступают команды из «группы смерти» (Аргентина – Сербия и Черногория). Пока в двух предыдущих группах непременно кто-то расставался с шансами продолжить борьбу. Иными словами – умирал. Так вот, в группе С, где слово «смерть» вынесено, пусть и в неофициальный, но все же заголовок, тот, кто умрет, сделает это наверняка красиво.

 

Балласт сброшен

 

Потому что пока в лице Польши и Парагвая чемпионат мира в общем-то избавился от балласта. Не говоря уже о Коста-Рике. Эту команду интересно сравнить с Тринидадом: вышли из одного отборочного турнира, сопоставимые составы, но при этом на стороне костариканцев – большой опыт, все-таки третий чемпионат мира в новейшей истории, да еще и в отборе они стояли выше. И что же? Разве можно сравнить участие Коста-Рики в мундиале, которое я бы даже назвал не участием, а присутствием, с тем костром эмоций и надежд, который пылал и пылает вокруг выступления тринидадцев. А разница в пользу островитян только одна – тренер. Вот что это значит порой.

 

Причем заслуга Беенхаккера не должна преувеличиваться. Он выставил классический, всем известный и всем неприятный «капкан». Это не достижение тренерской мысли, это просто добротная работа. А вот заслуга Беенхаккера в том, что он принял это единственно верное решение при строительстве команды и ничем лишним не увлекся. Все, здесь в свою очередь важнейшее качество – профессиональное и личностное – это его опыт.

 

Что же до Польши и Парагвая, то в этих командах не нашлось никакой искры. Простые, как кирпичи. Вот и остаются они на дне, утрамбованы в фундамент прекрасного здания, у которого еще даже не вырисовываются ясные очертания, а этих уже нет.

 

Натужные победители

 

Две команды из числа фаворитов добились права играть в одной восьмой – Англия и Германия. Обе играют пока довольно посредственно, англичане так просто плохо. Буйные их фаны вчера пивом отмечали победу, а сейчас, когда мы мчимся в Гельзенкирхен и, конечно, опаздываем, отсыпаются. Зато когда отоспятся, покроют Свена-Ерана Эриксона толстым слоем нарочно для этого существующих в языке слов. Это стыд, конечно – так играть с Тринидадом, пусть он хоть трижды героический. Подумать только – у тех в обороне нашелся парень еще выше Крауча! Так что теперь: нет способа ему мяч доставить? Оказывается – нет. Уже на этой стадии пришлось бросать в бой Руни, совершенно, кстати, не готового, что тоже увиделось моментально и сразу. Славный капитан Бекхэм в конце концов сделал голевой пас в штрафную, но таким образом – «в конце концов», с Бог знает какой по счету попытки. Но такой пас мог прославить Дуайта Йорка, но никак не Бекхэма. Потому что это Тринидаду нужен был гол любой ценой, а на счет сборной Англии вопрос совершенно в ином – в том, на что она способна, каков ее потенциал? Так вот Дэвид Бекхэм сегодня способен только раз за разом давать пинка под зад бросающемуся под мяч защитнику. Может, это тоже дорога к победе, вот только не вспомнить, кто ею с успехом хаживал.

 

Кипящая чаша

 

Про немцев же, несмотря на натужное впечатление, которое неизменно оставляет их игра, хочется сказать доброе слово. Для начала – о матче как таковом. Я работаю на большом турнире второй раз, и должен сказать, что впечатление об этой работе не будет полным, если не побывать на игре хозяев. На матче Германия – Польша я очень просился поработать и очень рад, что попал на него. Это особенный аттракцион. Стадион в Дортмунде – знаменитый «Вестфален» – выстроен очень необычно. Он полностью лишен величественности, если смотреть снаружи. То есть он почти не возвышается над землей: он опирается на склоны холмов. И не будет большим преувеличением сказать, что фактически «Вестфален Штадион» выкопан в земле. Получается так, что ты идешь и идешь среди каких-то строений серого или кирпичного цвета, мимо временного здания пресс-центра (привычная гигантская палатка), потом не поднимаешься, нет, а спускаешься по лестнице и в этот момент… дым чаши «Вестфалена». Он почти полон людьми и музыкой, он сияет огнями, он огромен, и команды уже разминаются на таком близком к тебе поле!

 

На комментаторских позициях – настоящий бомонд. Слева, если вытянуть руку, можно похлопать по плечу Жерара Улье. Впереди, правда, через проход, так что рукой не дотянуться (разве что скомкать лист бумаги и швырнуть в спину, чтобы обернулся) – согнулся над микрофоном Мик Маккарти. Он, разумеется, в шортах, я никогда не видел его без шорт. В перерыве этот простецкий дядька достает прямо из кармана шорт пакетик, из которого появляется… уже намазанная горчицей сосиска. Матерый человечище, что сказать!

 

И все мы сидим в огромной, кипящей чаше «Вестфалена». Нам всем очевидно повезло, что матч сложился именно так, как сложился, потому что гол на последней минуте осчастливил уже основательно разогретых болельщиков. И их радостный вопль получился особенно громким и страстным…

 

Сила скамейки

 

Так что же хорошего в немцах? Во-первых, при не то чтобы звездном составе стартовом у них, как выясняется, очень приличная скамейка. Сравните с англичанами – там все наоборот. Но любой тренер предпочтет именно немецкий вариант, который чреват всякими разными перестройками игры. Чем и воспользовался Клинсманн. Ничтоже сумняшеся меняет он никак не попадающего пока в удачу Подольски, выпускает ветерана Нойвилля, выпускает простого, как скоростной трамвай, Одонкора. Но у того и задача простая – рывок за рывком мотать защитника на краю. Чтобы в первый раз, может быть, наступить на мяч, во второй – упустить его за боковую, но на четвертый, ну ладно – на седьмой – непременно убежать и подать. А там на эту подачу уж найдется кому выскочить.

 

И центр обороны сыграл гораздо надежнее. Мертезаккер при своем огромном росте – защитник довольно быстрый. Мах-мах длиннющими ногами – и уже рядом. И уже тянется эта самая нога словно выдвижное колено спиннинга, и выбивает мячик у уже готовящегося нанести удар соперника. Еще важно, что с возвращения Баллака сбалансировалась игра в центре поля. И в игре с поляками куда чаще атаки соперника немцы прекращали еще на дальних подступах к своей штрафной. Впрочем, сборная Польши сыграла впереди откровенно беззубо, и настоящая проверка немецких оборонительных сил, конечно, впереди.

 

И при всей противоречивости игровых практик тех ведущих сборных, которые мы успели посмотреть, совершенно очевидно, что весь чемпионат в целом – конечно, прибавляет. Уверенность в том, что в конце концов его решающие матчи подарят изумительные образцы игры, в вашем покорном слуге только растет.

 

Василий УТКИН

Эта статья написана специально для газеты «Спорт. День за днем»