13 мин.

8 причин полюбить чемпионат-2011

Юрий Дудь, главный редактор – краснодарское дерби

В понедельник на ТНТ стартовал третий сезон сериала «Реальные пацаны». Не знаю, как у них с продакшеном сейчас, но в прошлом году, на момент запуска, парни были для меня гостями из несуществующей, идеальной России. Банда шутников из пермской команды КВН собирается у себя в городе, там же снимает уморительный сериал, продает его по всей стране, набирается федеральной славы и, хочется верить, стремительно богатеет. И все это, подчеркну еще раз, не пересекая границ Московской кольцевой автодороги.

Зарабатывать нормальные деньги и тратить их здесь же на что-нибудь интересное можно только в двух с половиной городах – таково устройство сегодняшней России и такова ее великая беда. Люди из регионов не любят москвичей, хотя нам давно надо сочувствовать. Из-за того, что все хотят жить не на Самарском море или Шаморе, а на Новой Риге, Москва превратилась в помойку – это уже давно город для работы, а не для жизни. И это ни разу не претензия к тем, кто едет на Новую Ригу – это претензия к тем, кто не может обустроить окрестности Самарского моря и Шаморы. Тот факт, что матчи «Кубани» и «Краснодара» стали первым провинциальным дерби в истории премьер-лиги, – сто первая иллюстрация того, как нечасто в российской провинции случается что-нибудь интересное.

Краснодарское дерби – это тоже несуществующая, идеальная Россия. Россия, где футбольные клубы будут не только сосать бюджетное вымя, но и жить за частный счет. Россия, где на матче середняков турнирной таблицы собирается 30 тысяч человек и больше. Россия, где футболисты принимают своих болельщиков накануне игры и слушают, почему завтра они должны непременно выиграть. Россия, где на интересное событие люди будут брать билеты не в столицы, а из них. Россия, где счастье будет заключаться не в московской прописке, а в чем-то более важном.

Новая серия «Реальных пацанов» – сегодня, в 20.00, на том же канале.

Иван Калашников, шеф-редактор – кристаллизация «Рубина»

Роман Павлюченко, забивший победный гол «Рубину» в матче Лиги Европы, совершенно серьезно говорил после матча российским журналистам: «Да они намного сильнее, возили нас весь матч», но англичанам то же самое повторять не собирался – все равно не поймут, как уже три года не могут понять самого Павлюченко. «Рубин» в России сначала не любили, затем начали сдержанно отдавать должное, а теперь и вовсе начали уважать – и это, возможно, лучшее, чего в последнее время добился любой российский клуб. Поднявшись на вершину премьер-лиги на воздушном шаре юбилейного бюджета, «Рубин» распродал игроков, наошибался с селекцией, пережил административную чехарду, но в итоге как будто освободился от подозрений, зависти и упреков в смертной скуке, а временами еще и стал показывать действительно любопытный футбол.

Сегодня «Рубин» способен обыграть двух фаворитов подряд и уступить аутсайдеру; он постоянно бьет пенальти, но не замешан в судейских скандалах; в его составе отыщутся вечно больной бразилец за 20 миллионов, пропустивший целый год, и израильский черкес за 600 тысяч, с ходу ставший лучшим опорником премьер-лиги; а главное, им руководит единственный человек в российском футболе, про которого можно сказать «больше, чем клуб» – хоть сам он с этим решительно не согласится и быстро переведет разговор на тему, скажем, баскетбола. Про Курбана Бекиевича нельзя пошутить «дайте Бердыеву поработать» (выйдет несмешно), его не выживет из клуба внезапно назначенный президент, он не сможет выкупить у конкурентов лучших футболистов – короче говоря, в Казани в ближайшее время будет существовать совершенно нормальная, обычная, понятная футбольная команда. И я, в отличие от Павлюченко, уже готов объяснять, почему за нее стоит болеть.

Михаил Калашников, креативный директор – молодежь

Меня в нескольких последних матчах «Динамо» прямо-таки поразил Александр Кокорин – человек-отдых, еще недавно походивший скорее на героя юмористического шоу, чем на футболиста, оказывается, действительно игрок особого таланта. У него есть дриблинг, у него есть работоспособность, у него есть все задатки современного крайнего форварда – и за тем, как он все лучше осваивается в этом амплуа, интересно наблюдать. Артем Дзюба – другой герой народного юмора – в «Спартаке» в этом сезоне и вовсе превратился, извините за выражение, в треквартисту, создавая атак куда больше, чем замыкая (и при этом все же оказавшись в тройке самых забивающих российских нападающих). Оттянутый нападающий ростом под два метра, любящий сыграть в мелкий пас – тот еще аттракцион, между прочим.

К чему это все: когда-то Игорь Порошин написал про предыдущее поколение российских талантов несколько горьких и точных абзацев под названием «Будущего нет». Как теперь известно, через три года те ребята дошли до полуфинала Евро. Слова Игоря не то чтобы были ошибочны: лимит действительно сделал молодых игроков еще богаче, высокомернее и менее готовыми к конкурентной борьбе. Но будущее все равно есть – потому что молодые спортсмены всегда и везде подвержены тем или иным грехам молодости (почитайте любые воспоминания советских ветеранов футбола), многие из них пропадают, не реализовывают себя, не могут играть стабильно на высоком уровне. Без этого футбола в более-менее развитых странах, видимо, не бывает – но кто-то все равно остается, кто-то все равно играет в футбол, все равно продолжает раскрывать свой талант, то ли из-за особенностей характера, то ли из-за объема этого самого таланта. Ну да, некоторые – но важно, что некоторые, при всех внешних атрибутах, на самом деле не зажрались (не всегда это коррелирует с общественным впечатлением) и продолжают играть так, что становится интересно не только мне, но и тренеру Адвокату.

Все не так плохо, как кажется. Будущее есть – просто не требуйте, чтобы оно вело себя так, как хотелось бы лично вам.

Кирилл Благов, редактор – маркетинг клубов

Вряд ли кого-то удивлю, сказав, что в моем представлении футбол как зрелище – это уже давно не только то, что происходит на поле. Я часто представляю, как буду ходить на стадион со своим ребенком, каждый раз пытаюсь понять, какие впечатления после этого останутся в детском сознании, и нередко прихожу к выводу, что будут они не самыми прекрасными и веселыми.

Поэтому я неизменно радуюсь, когда вижу на стадионах какие-то новые, дополнительные активности. Мне нравится, какие истории устраивает «Локомотив» – бодро презентуя новую форму и стремясь сделать семейный сектор уютнее (тигра, конечно, можно было бы заменить, но это уже мелочи в концептуальных масштабах). Я кайфую от работы диктора на том же «Локомотиве» и от того, что познакомиться с ним можно – например, гуляя в Парке Горького. Я в восторге от того, как проходит презентация стартового состава на матчах «Динамо» – с бойкими мальчишками и пестрящими флагами. Я доволен, что с Александром Кокориным можно не только столкнуться в ночном клубе, но и запросто погонять в киккер, а с другими игроками увидеться на Дне города. Круто, что чирлидерс в этом году стали симпатичнее, чем в прошлом. Хорошо, что игроки «Спартака» разговаривает не только скучным языком официального сайта, но и куда более простым – фейсбука, который в будущем не обойдет стороной уже никого.

Это далеко не все примеры, об этом думают и стараются делать другие клубы («Зенит», ЦСКА, «Анжи», кого забыл – расскажите в комментариях). Такие инициативы далеко не всегда находят понимание и поддержку со стороны клубного руководства, но, по-моему, это как раз тот случай, когда лучше просто не мешать. И тогда футбол в нашей стране продолжит становиться хоть немного, но приятнее.

Никита Коротеев, редактор «Трибуны» – Это’О

Эволюция такого вида, как «африканский легионер», в чемпионате России завершилась в августе 2011 года. Начиналось все, если помните, с диковинных Августина Эгуавона и Лаки Изибора, продолжилось диким Люком Зоа, перешло в обрусевших Джейкоба Лекхето и Чиди Одиа. Самюэля Это’о называют лучшим африканским форвардом XXI века и было бы странно не выделять его в отдельную категорию.

Поначалу на Это’о смотрели через призму его зарплаты, не вспоминая о том, что человек, последними клубами которого были «Барселона» и «Интер», а последними выигранным турниром – Лига чемпионов, не способен сделать выбор в пользу «Анжи» без серьезного повышения в зарплате. Вслед за обвинением в продажности следовало обвинение в непрофессионализме, который позволяет одному из лучших форвардов современности Серию А и Лигу чемпионов менять на команду, идущую в чемпионате России восьмой.

Африканские легионеры порой и сами не знают, сколько им на самом деле лет, и за один сезон способны превратиться из звезд в посредственностей, так что в чем-то Самюэля можно понять – внезапно наступившую старость лучше пережить подальше от мест былой славы. Не исключено, что уставшим и постаревшим Самуэля мы еще увидим, но сейчас он пребывает в отличной форме: 7 голов в 9 играх чемпионата заставляют поверить в то, что и на предыдущем месте работы он не отбывал бы номер. Он не стесняется говорить о том, что играет в футбол (в том числе и в Махачкале) ради денег и четко понимает свою роль: Это’о вдохновенно занимается благотворительностью, а ролик о знакомстве с парнем Надиром растрогал даже самых маргинальных обитателей рунета.

Нам невозможно представить, что когда-то футбол станет для России тем, чем он является для Англии, Италии и Испании. Любую попытку приблизиться к Европе мы считаем заведомо провальной, и ничто не способно поменять нашу точку зрения. Все это так. Но давайте только не будем говорить об этом Самуэлю Это’о – пусть он хотя бы попробует.

Денис Романцов, редактор – Силкин

Кто только не тренировал «Динамо» в нулевые – собственно, вся здешняя элита: Романцев, Газзаев, Семин, Прокопенко. Но подлинного успеха добивались мужчины попроще – свои плоть от плоти Андрей Кобелев и Сергей Силкин. Весной, резюмируя один из вступительных матчей Сергея Николаевича, я сравнил его с Константином Бесковым и, как со мной часто бывает, нарвался на серию весьма несдержанных откликов. Тогда я говорил исключительно о внешности, но сейчас, спустя полгода, готов сопоставлять их и на профессиональном уровне. Пару недель назад я очутился в новогорском кабинете Сергея Силкина и выведал несколько историй, сделавших его тренерский образ куда более насыщенным. Главным тренером «Динамо» он должен был стать еще семь лет назад – это ему обещал тогдашний динамовский управдом Юрий Заварзин. Силкин по такому случаю даже отверг зов «Томи», но увольнение Гжебика Сергей Николаевич встретил на костылях, пережив тяжелую операцию на обеих ногах, и вступить в должность не смог при всем желании.

Упустив долгожданный шанс, Силкин продолжил приносить клубу затененную пользу – в частности, убедил Александра Кокорина и его родителей, что трансфер из «Локо» в «Динамо» – именно то, что им нужно. Потом Силкин против своей воли оставил пост полководца динамовского дубля и на несколько лет вовсе прекратил тренерскую практику, сконцентрировавшись на управлении школой. Вернувшись к тренерской работе, Силкин сблизился с Божовичем – много общался на сборах, играл в теннисбол – и, вы удивитесь, именно Миодраг, уходя, рекомендовал поставить вместо себя тренера дубля. «Динамо» завершило второй круг в тройке лидеров – и именно Силкин ответственен за ренессанс команды, которую еще год назад первые люди страны смело называли сборищем полудохлых легионеров. Сергей Николаевич доказал, что русские тренеры – это не только распильщики трансферных бюджетов, деляги очков и завсегдатаи ток-шоу, но и талантливые трудяги, дождавшиеся своего шанса.

«Я не любитель афишироваться, – признался он мне в самом начале беседы, – Люблю на рыбалке с удочкой посидеть. Раньше и в театр ходил, но сейчас времени особо нет. Когда возникают свободные минуты, могу даже просто по лесу в Новогорске побродить – отвлечься от работы, чтобы телефон не беспокоил, подышать воздухом. Получаю огромное удовольствие».

Олег Халиулин, директор по маркетингу – вера в судей

Вряд ли в этом году судьи стали судить лучше и ошибались меньше. Но факт: педалировать судейскую тему, валить все проблемы на арбитров в привычных объемах перестали. Прежде всего руководители и работники клубов. Возможно, все отвлеклись на поток околофутбольных скандалов, хлынувших на наши голову весной. А возможно, все дело в том, что в судейском корпусе наконец-то наведен какой-никакой порядок.

Запрет на подачу протестов на судейские решения, приглашение авторитетнейшего Роберто Розетти, привлечение большого количества молодых арбитров – у меня есть уверенность, что в дальнейшем все это даст результаты. Все вокруг, от президентов клубов до простых болельщиков, со временем окончательно отучатся видеть все проблемы своих команд исключительно в «судьях-321-х». А те в благодарность наконец-то перестанут трястись по поводу и без и возьмутся за главное. За работу.

Александр Ткач, редактор Sports.ru in English – «Анжи»

Не перечислить «Анжи» в числе открытий нового сезона можно только, если ты его начисто пропустил; не увидеть в этом открытии ни капли позитива – только если ты глубокий пессимист (и хорошо бы еще кавказофоб заодно). Дело для меня здесь даже не в том, что по зову Керимова в наши края приехала очередная партия очень известных игроков: не так уж мало их приезжало и раньше – хоть в одиночку, хоть группами. Мне просто очень нравится, что случай с «Анжи» ломает добрую половину тех ограничений, которые я годами возводил в собственной голове на тему отечественного футбола. По-моему, в этом его, случая, глубоко психотерапевтическая функция. Благодаря кратовским махачкалинцам из российского чемпионата постепенно исчезает ощущение неизбежного потолка, ощущение «у нас-то такого никогда не будет» и «мы до такого не доживем». Парадоксальным образом клуб из региона, известного своими традиционными устоями, расшатывает эти самые устои в РПЛ – и это, по-моему, дорогого стоит.

Теперь «Анжи» осталось самое главное – завершить мой гештальт. Добиться на футбольном поле успехов, пропорциональных громкости имен и потраченным деньгам. Дать Это’О и Роберто Карлосу сыграть против «Барсы» и «Реала» в еврокубках – и хорошо бы даже обыграть их. А потом поселить их обоих на свежеотстроенной базе под Махачкалой. Мне вот очень хочется, чтобы все это получилось – при всем том, что к Дагестану я совершенно равнодушен, о возвращении Жиркова в российский чемпионат жалею, и даже склонен верить, что будь я сам на месте большинства новичков «Анжи», – особенно тех, кому еще нет тридцати – я бы от такого перехода отказался. Просто уж очень хочется, чтобы футбольные явления почаще переходили из разряда невозможных в возможные. Тем более, если это не электрошокер и не банан.