4 мин.

Александр Панов: «Слава была такой, словно я до луны долетел»

– Александр, признайтесь, десять лет спустя вспоминаете тот матч на «Стад де Франс»?

– Вспоминаю в основном благодаря журналистам. Иногда еще песню группы «Сплин» включают. Все это звучит очень приятно. Но ведь была своеобразная прелюдия к матчу Россия – Франция, финал Кубка России. Для меня тот матч был очень знаковым. И может быть, не менее важным, чем игра за сборную во Франции.

– Неужели вы перед матчем были уверены, что России по силам обыграть чемпионов мира?

– Уверенности, что мы непременно обыграем французов, честно говоря, не было. У меня даже не было уверенности, что я попаду в состав. В сборной я был практически дебютантом и настроение было таким: играть так играть, не играть – так не играть. Но после победы в Кубке России боязни выйти на поле за сборнйю у меня не было. Думаю, то, что я заранее себя не накручивал, на настроение на поле повлияло. Когда приехали во Францию, за день до матча, сидели с Валерой Карпиным, смеялись. Я говорю: Валер, мы вот сейчас с тобой сидим, смееемся, Романцев вон косо смотрит, а нам ведь с французами завтра играть. А он мне: завтра – это будет завтра, а сегодня надо расслабиться. Но я, когда услышал состав перед игрой, немного разволновался, это довольно необычные ощущения – играть с чемпионами мира к тому же единственного нападающего. Думал, что все-таки сделают ставку на более опытных футболистов.

– Романцев объяснил, почему выпустил вас?

– На меня сделали ставку, потому что у французов были рослые, мощные защитники, а остальные наши форварды тоже были большие: что Володя Бесчастных, что Юран, что Ширко. А я маленький и юркий. Так что думаю, французы ждали не меня. Не ожидали, что выйдет такой Панов и забьет два таких гола.

– Однако был момент, когда сборная пропустила второй гол. Помните, что подумали в тот момент? Сильно переживали?

– Знаете, я был отключен от понятие «переживание». Для меня ничего кроме 90 минут матча не существовало. Не только в том матче, а на протяжении всей карьеры. Всегда надо ждать свой момент, чтобы его реализовать. Но внутри звоночек все-таки прозвучал. Французы были сильнее, создавали моменты, но просто фарт, который так нужен в спорте, был на нашей стороне. Да и верил я в себя, в партнеров, так что мыслей таких, что вот они сейчас нам 5 загрузят, не было. К тому же до матча от нас не требовали непременной победы: проиграли бы и проиграли. Да, победа позволяла нам сократить отставание от Украины и Франции, надеяться на выход из группы, но такая мысль, что мы сейчас что-то упустим, если и посетила, то только на миг. А в России-то нас, думаю, уже похоронили. Но у нас было еще два момента и мы их использовали.

– Наверняка вы продолжаете общаться со многими бывшими партнерами по сборной. К этому матчу возвращаетесь?

– Ну мы много матчей отыграли, кто-то за сборную, кто-то в Лиге чемпионов, так что далеко не для всех это прямо матч века. Это было очень приятно, но это история, это уже в прошлом. Так что мы вспоминаем об этом, но прошлым не живем. Мы живем сегодняшним днем, а о прошлом вспоминаем благодаря СМИ. Вы же пишете об этом, хотя десять лет прошло. У каждого свои ассоциации с тем днем, но для меня это, конечно, был пик карьеры. И слава была такая, словно я до луны долетел!

– Известный ведущий Михаил Шац после матча сказал, что родись у него в этот вечер сын, назвал бы его АлександрПанов Михайлович Шац...

– Знаю, что улицу в Колпино собирались моим именем назвать. Да благодаря тому матчу многие отвели своих детей в футбольную школу. Это было некое возрождение интереса к футболу. Стартовый скачок для многих людей, которые были раньше к футболу неблагосклонны. На улице подходили женщины, которые признавались, что влюбились в футбол именно в тот момент, когда Россия обыграла Францию. Миллионы болельщиков смотрели тот матч, а ведь в нем было все: Россия и выигрывала, и проигрывала, потом сравняла счет, и наконец, выиграла. Все эмоции, которые только могут быть в футболе, в этом матче были. Недавно вот ездил в Турцию, так и там мне сказали: о, этот парень забивал французам. То есть даже там смотрели этот матч. Это очень приятно.

– В «Сент-Этьене» вы оказались тоже благодаря дублю в ворота чемпионов мира?

– Не думаю, что только благодаря этому. Французы искали усиление состава, а мы – игроки сборной России – были тогда на виду. Конечно, следить за мной они стали после матча Франция – Россия, но смотрели и игры чемпионата России. Так что выводы были сделаны не по одной игре.