Женщина на лыжах в России. Что ей надо?
Какое-то количество лет назад в Российском лыжно-биатлонном спорте наступил переломный момент, когда советское наследие, давшее нам великих и непобедимых резцовых, тихоновых, вяльбе, драчёвых и лазутиных закончилось. Им на смену пришли ребята, прославившие Россию разве что за счет допинговых скандалов, но и их время стремительно прошло. Кого-то поймали, кого-то нет, но после 2008 года смотреть на русских мужчин и женщин на лыжах стало совсем грустно.
Кем были великие Россияне 90-е и начала 00-х? Наследники советской субкультуры спортсменов, уезжавшие в Европу воевать за развалившийся Советкий Союз по инерции. Ни одного интервью на английском, зато море медалей, "утиравших нос" скандинавам, по праву считающим себя носителями традиций лыжных видов, зянявших "свое" место в Европейской спортивной семье.
Уходящее поколение
Кем были россияне безвременья и эпохи допинговой охоты? Мужчины - противоречивые личности, безуспешно пытающиеся что-то объяснить себе и окружающим - или слишком аморфные, как Николай Круглов младший, Дмитрий Ярошенко, Иван Черезов и Евгений Дементьев, или слишком резкие и импульсивные, как Максим Чудов. Словом - люди, попавшие в спорт неслучайно, благодаря таланту, но потерявшиеся в полуразрушенной системе, удовлетворяющей непонятно чьи амбиции. Заметим, амбиции не самих спортсменов, а каких-то сторонних людей, придерживающихся то ли советских, то ли новых российских ценностей. Желающих то ли заработать, то ли удержаться на своем посту. Им на смену, слава богу, приходят люди, чувствующие, зачем им все это нужно и уже лечге вписывающиеся в западное общество: легковы и малышко - спортсмены нового поколения.
А кем были женщины эпохи безвременья? Здесь картина гораздо более разнообразная. Давайте попробуем проанализировать нормативно-ценностные подходы, которые доминировали и продолжают доминировать в России.
Спорт как ощущение превосходства
Изначальная мотивация спортсмена - быть лучше всех. У мужчин вся спортивная карьера может пройти только под этим знаком, но у женщин такой подход не может быть единственным. В любом случае лучшие женщины проиграют лучшим мужчинам, а значит - быть спортсменкой только ради результатов и ощущения тотального превосходства очень тяжело, особенно в видах спорта, где существуют сборные команды - женские и мужские. Борьба за равные права, феминистское движение сделали свое дело - женщины соревнуются в тех же видах, где и мужчины, но не могут в них себя проявить лучше. Спорт в этом отношении не может сравниться с бизнесом, где любая женщина может достичь чего угодно, и тем более - с домашним хозяйством и воспитанием детей, где у женщины есть превосходство в силу эволюционных процессов.
Спортсменок от бога, стремящихся к результату во что бы то ни стало только ради того, чтобы стать лучшей в своем виде спорта, очень немного. Этот подход не может быть доминирующим на протяжении всей карьеры спортсменки, не происходило этого в нулевые в лыжах и биатлоне в России.
Спорт как заработок
Типичный пример отношения к спорту, как к способу заработать денег, продемонстрировала одна из наших дисквалицифированных за допинг биатлонисток Альбина Ахатова. В одном из интервью она честно призналась, что когда пришла на последний рубеж, думала о стрельбе на ноль с целью заработать на новый мебельный гарнитур.
Спортсмены не приходят в сборную из ниоткуда. Некоторые подростки голодных 90-х действительно воспринимали спорт в первую очередь как способ прилично зарабатывать, и в этом их нельзя упрекнуть. Впрочем, их можно упрекнуть в том, что ради этого они готовы были принимать запрещенные препараты.
Будем надеяться, что поколение этих спортсменок навсегдо ушло в прошлое. Таким женщинам лучше не уезжать далеко от детей "за длинным рублем". Принцип "всё - в дом" можно реализовать на любой другой должности в любой другой сфере, не обязательно становиться спортсменом.
Спорт как карьера
Не все спортсменки уходящего поколения выглядели потерянными и неудволетворенными. Женщины типа Анны Богалий-Титовец честно долгие годы пылили по трассам мира без личных медальных всплесков, зарабатывая свои драг-металлы в эстафетах. Когда у Анны Ивановны не срослось с новым тренером (считай - менеджером), она по сути просто перешла на другую должность: была спортсменом, стала функционером. И это нормально, есть и такой нормативно-ценностный подход, и спортсменки, у которых он доминирует - не очень яркие, но трудолюбивые, покладистые, находящие себе работу на административных должностях в областных спортивных комитетах, в СМИ или в связанных со спортом бизнес-структурах. Такие люди всегда были и всегда будут, но о них никогда не идет речь при обсуждении самых высших результатов, с них нет спроса, когда сборная не выполняет медального плана. И в новом поколении есть яркий пример Екатерины Юрловой, которая оказалсь в спортивной сфере, потому что пристроил отец, и в этом нет никаких противоречий, нельзя упрекать таких людей за отсутствие чего-то (таланта, мотивации, духа победителя). В конце концов есть в спорте и олимпийский тип мышления - главное участие.
Спорт как образ жизни
Именно в рамках этого подхода произошел кардинальный перелом сознания. Образ жизни советской спортсменки действительно мог состоять только из спорта, а именно - из спорта как явления в первую очередь политического, из идеологизированных баталий со всем миром. Спортсмены и спортсменки на лыжах были воинами, им был не чужд образ жизни солдат и их же ценности. Закрытые сборы в засекреченных местах? Если так надо для страны - мы готовы. Не видеть семью по нескольку месяцев? Для олимпийского золота - не жалко.
В современной ситуации и солдатам есть место в лыжных видах, особенно в биатлоне. Армейскую прописку имеют и французские женщины, и, кажется, автстрийские. По крайней мере, это честно. Нравится бегать с оружием и стрелять - будь или солдатом или полицейским. В конце концов, если не получится в спорте, служба для тебя найдется. Вот только в российском биатлоне и тем более лыжах ведомственная принадлежность себя исторически исчерпала еще в 90-е. А в нулевых из спорта ушли последние женщины в погонах.
Какой же образ жизни может прийти на смену службе государству? На Западе ответ дали давно, и все нации - разный. В Норвегии - это любовь к спорту. В стране, где на лыжи люди встают раньше, чем начинают ходить, находится достаточное количество девочек, влюбленных в свой вид спорта - будь то лыжи или биатлон. Они не рожают детей до конца карьеры, они улыбаются всегда, даже если гонка не удалась. Подобная любовь пробивается и у небольших спортивных наций типа румын или болгар. Там спортсмены бегают ради популяризации вида спорта в стране.
В Германии есть проблемы с женскими лыжами, но нет проблем с биатлоном, почему? Биатлон в Германии - это шоу-бизнес. Жизнь в шоу-бизнесе полна ярких моментов, это веселый способ провести тщеславную молодость. Выступать перед переполненными трибунами Рупольдинга и Оберхофа - что может быть радостнее для симпатичных девочек вроде Кати Вильхельм или Магдалены Нойнер? Не зря этим девушкам предлагаются контракты моделей, а спонсоры отбивают через них свои рекламные бюджеты. Кстати, и в Германии не принято рожать детей до конца карьеры. Видимо, чтобы не портить модельную внешность.
Что из вышеперечисленного могло подойти спортсменкам начала нулевых в России? Нашу страну нельзя было назвать "больной" биатлоном, а как к шоу-бизнесу относятся к нему наверное только Дмитрий Губерниев и организаторы "Гонки чемпионов" в Москве. И это не говоря уже о лыжных гонках, которые находятся в тени своего биатлонного пасынка.
Несмотря на то, что западных идеалов и ценностей в лыжных видах наши девушки иметь просто не могли, кое-кто придумал свои, и именно эти женщины добились успеха на наших глазах. Что объединяет Ольгу Зайцеву и Анастасию Кузьмину, единственных двух настоящих российских чемпионок последних лет? Ответ один - мужья-иностранцы, сами бывшие биатлонисты. Семья, общее семейное дело, размеренная жизнь в Европе - вот какие идеалы у российских звезд, одна из которых - уже давно не российская. В системе ценностей Насти не оказалось места излишнему патриотизму.
Вспомним других спортсменок, раскрывшихся во второй половине "нулевых". Екатерина Юрьева своим возвращением после допинговой дисквилификации показала, что какой-то смысл кроме денег для нее в биатлоне был; это любовь-мечта или нежелание менять работу - судя по интервью и заметкам в блогах - Екатерина сама до конца еще не разобралась. Последим за ее судьбой. Светлана Слепцова была уже готова стать звездой шоу-бизнеса, но столкнулась с тем, что далеко не все в России готовы поддерживать спортсмена, красующегося на публике, но не показывающего результата. Светлане пришлось пересмотреть свое отношение к биатлону. В прошлом году, судя по ее интервью, была потеряна мотивация. Как мы уже поняли, на данный момент русскую женщину эффективно мотивировать может только спорт как работа или семейное дело, и Светлане остается только принять эту данность, а значит - радоваться средним результатам.
Не справились со столкновением с российскими реалиями уже человек 10 биатлонисток, перебравшихся за последние 10 лет за рубеж - в Казахстан, Белоруссию, Украину. Не будем анализировать их идеалы и отношение к биатлону, но будь то любовь к спорту, желание больше зарабатывать, стать звездой или найти свою судьбу. В российской сборной мы их больше не увидим, а значит и обсуждать их не стоит.
Новое поколение
Чего ждать от молодых девушек в биатлоне? Для кого российская женская сборная подходит? Не случайно так получилось, что кроме тех, кого мы уже вспомнили, в обойме Пихлера и Гурьева сейчас остались почти только "рабочие лошадки". Анастасия Загоруйко мечтает об участии в Олимпиаде, но о медалях не говорит, не особенно надеется. Екатерина Шумилова довольна попаданием в топ-15 на гонке на Чемпионате мира в Нове место. Темными лошадками остаются Екатерина Глазырина и Ольга Вилухина, чего им хочется от жизни, чем для них является спорт? Пока это загадка, может быть и для них самих, но и они похожи на обычных работяг, не способных быть самодостаточными звездами на спортивном небосклоне и возможно именно поэтому ими и не являющимися.
Светлым пятном во всей этой трудовой бригаде является Ольга Подчуфарова, которая пришла в биатлон, подумайте, в 16 лет! После того, как смотрела его по телевизору. Ее история может стать историей любви, а начинается как история новой звезды. Ни тот, ни другой путь пока с успехом в России никто не прошел. Обращаемся к Ольге, скорее ищи себе мужа-иностранца, желательно не очень успешного биатлониста, но только не меняй гражданства, пожалуйста!))
ВЫВОД
Не нам с вами давать советы руководству российского спорта, но давайте пожелаем им выстроить вокруг лыжных гонок и биатлона в России какую-то приемлемую и привлекательную для женщин ценностно-нормативную модель, а может быть и полноценную субкультуру. Говорят, сборная Украины похожа на семью, и в ней есть место душевности. А может быть вообще стоит отказаться от модели "сборной команды", переведя всех на самоподготовку и таким образом предоставляя девушкам возможность выбирать ценности по себе? Об этом, кстати, идут разговоры.
Несомненно, решения у сложившейся проблемы есть. Да и таланты среди женщин России никогда не переведутся. Вот только в сочи 2014 выступать придется Ольге Зайцевой с ее семьей, не до конца нашедшим новых идеалов Слепцовой и Юрьевой, а также целой плеяде не хватающих звезд с неба ремесленницам.
PS Извините, что мало говорил о лыжницах-гонщицах, о них очень мало информации и интервью они дают скудные. Кроме того, они за рассматриваемый период и результатов почти не показывают. О субкультуре, нормах и ценностях, которые пытается выстроить вокруг сборной главный тренер Елена Вяльбе, пока говорить рано.
Достаточно давно слежу за всеми интервью, проанализировал биографии спортсменок, выводы в этой статье сделаны не просто так.
Насчет того, что смешно, когда мужчина пишет о женщине - давайте без дискриминации. Если уж переходить на такие настроения, то можно вообще ребром поставить вопрос - что женщины делают в биатлоне? Дама с винтовкой - это вообще оксюморон, если вдуматься серьезно.
1.Почему возможно удивляться отношению к спорту, как к заработку в 90-х.Если ученый шел торговать на рынке, то и для спортсменки возможность заработать являлась чуть ли не единственным стимулом. Как будто-бы спортсменки к нам с Марса десантировались.
2.Спорт как карьера. А что в этом особенного.Каждого из нас кто-то куда-то привел. Ну, и что. Меня когда-то в институт привела мама (она там работала). А я. закончив его (честно говоря, без особого желания) нашла любимое дело на всю жизнь. И честно делала карьеру.А оказавшись отлученнной от профессии из-за болезни, очень часто испытываю ностальгию. Так же и спорт может стать любимым делом для женшины, желающей достичь в нем успехов.
3.Государство сейчас стремиться спихнуть со своих плеч все, что только возможно. Как Вы помните апофеозом этого стало изречение, что государство - это, дескать, не собес. И , естественно, и у мужчин и у женщин исчез сам принцип служения. Но, если, государство когда-нибудь вспомнит, что оно государство, желание послужить ему будет у многих, в том числе людей спорта. Вы тут приводили в пример Кати Вильхельм. А она военнослужащая немецкой армии.
4.Спорт как шоу-бизнес. Несколько лет назад мы увидели, что такое в Германии есть. Проект "Магдалена Нойнер" был задуман и выполнен именно как бизнес-проект. Только вот сама Магдалена, повертевшись в этом бизнесе несколько лет, на биатлоне поставила крест. Сразу же после нее задумали бизнес-проект "Мириам Гесснер", но он, кажется, потерпели фиаско. Что и к лучшему. Спорт все равно остается спортом.
5. Семейное дело. Семейный подряд от спорта - это конечно супер. Но, спорт все-таки не шашлычная.
И напоследок. Проблема в том, что у современной женщины в спорте нет мотивации. Спорт как цель ( звания, медали, служение государству) ушли в прошлое. И не осталось ничего. Нынешние Глазырины, Шумиловы, Вилухины по своим внешним данным просто не могли устроиться в модельное агентство. А все другие цели считались отстоем.