Только игра.Наслаждайтесь игрой. Часть 3
Многие играют в баскетбол. В школе на уроках физкультуры. На дворовых площадках, воображая себя лучшими представителями Национальной Баскетбольной Ассоциации. Но далеко не каждый решает связать свою жизнь с оранжевым мячом. Что касается Алексея Борнякова, то на его выбор отчасти повлияла мама. «Она была достаточно высокой женщиной и, учась в школе, начинала заниматься баскетболом. Потом и мне предложила. Не скрою, сначала на тренировки она приводила силой. Я убегал, начинал заниматься футболом. Но однажды раз и навсегда этим заболел». Борняков до сих пор поддерживает контакт со своим первым тренером Владимиром Михайловичем Петровым, который приходит на игры и проявляет неподдельный интерес к команде.
После школы Алексей поступил в УОР (училище олимпийского резерва – прим.авт.), где получил образование по специальности «тренер-преподаватель». «Пошел туда, потому что после школы у меня было желание развиваться, достигать новых целей в баскетболе», - говорит он. Закончив училище, будущий тренер поступил в Госуниверситет – УНПК (бывший ОрелГТУ – прим. авт.). Учился на социолога. Почему? «Когда поступал, были впервые введены спортивные контракты. Моя семья не так богата, чтобы платить за обучение. В рамках спортивных контрактов предполагалось несколько специальностей. Выбрал социологию, так как по натуре я гуманитарий. О выборе не жалею», - рассказывает Борняков.
Многие студенты помимо учебы работают. Не стал исключением и Алексей. Начав работать еще в УОРе, он продолжил совмещать учебу, работу и спорт в университете. И если в училище совмещение проходило относительно спокойно, то в вузе уже было тяжело. «Были преподаватели, дававшие понять, что наличие удостоверения спортсмена никак не влияет на учебу. Но в большинстве своем они понимали. Но и мы старались учиться и сдавать все вовремя. Самое главное – это желание», - вспоминает наставник команды. Приучает к подобной практике и своих ребят. «Учитесь. Это вам пригодится», - часто повторяет он.
Далеко не каждый профессиональный спортсмен обязательно станет хорошим тренером. На то, чтобы взойти на тренерский мостик, Алексея Борнякова подвиг яркий пример Виктора Завгороднего – многолетннго наставника вузовской команды, капитаном которой являлся Борняков.
«Когда мы выиграли Первую Лигу и вышли в Высшую, Завгородний предложил мне попробовать себя. «Леша, ты мне нужен как помощник», - сказал он. И я согласился». Позднее, после ухода Завгороднего в сезоне 2010-2011 гг., Борняков стал главным тренером команды. Назначение произошло буквально за пару дней до домашнего матча с командой из Ухты. «Я возглавил команду, где уже играли и Ветров, и Луганский. Поставили задачу быть в восьмерке. Стали седьмыми. Помню, как волновался перед первой игрой, буквально до дрожи в коленях. Выиграли. Потом много людей подходили, говорили хорошие слова. Приятно», - вспоминает Борняков
Многим кажется, что быть тренером – это просто. На самом деле все не так. Есть тренеры, дающие подопечным несколько упражнений, и методично отрабатывают их. Алексей Борняков не из их числа. «Виктор Иванович часто повторял о том, что я должен работать над собой. Четко понимать, что я должен дать ребятам на этой тренировке, на следующей. Моя работа складывается из тысячи мелочей, каждая из которых вносит вклад в общее дело. Баскетбол – это моя жизнь. Порой кажется, что я уже сплю с кроссовками и мячом».
Чтобы стать полноценной Командой, нужно достичь полного взаимопонимания как на площадке, так и за ее пределами. И это получается. Во время матча – единый коллектив, а вне паркета команда и тренер – это добрые друзья, готовые прийти друг другу на помощь. «Есть тренеры, которые ставят себя гораздо выше игроков, поднимают «нос кверху». Алексей Олегович не такой. С ним всегда можно посоветоваться, да и просто пообщаться», - рассказывает Алексей Ветров.
Свое мнение высказал на этот счет и Александр Дубняков «Площадка - это то место, где тренер - старший по званию. В жизни же мы не чувствуем постоянной субординации. Можно подойти и обсудить любой вопрос, как со старшим товарищем»
Внутри команды также сложились хорошие отношения. Ребята часто организовывают совместные «культурно-массовые» выходы. Собираясь вместе, происходит разбиение на мелкие группы по интересам, но всё равно сборная Госуниверситета – УНПК - единый коллектив.
Глагол «тренировать» созвучен глаголу «творить». А какое же творчество без вдохновения? Отвечая на вопрос о том, что заставляет каждый раз идти в зал, Борняков отметил: «Меня вдохновляют те дети, с которыми работаю. Я их по привычке детьми называю. Общаясь с ребятами, вижу, как горят у них глаза, и сам «зажигаюсь» с ними»
Продолжение следует