10 мин.

Кейд Каннингем впервые поедет на Матч звезд и тащит «Пистонс» в плей-офф. Ну наконец-то!

Надежды оправдались.

В начале 1990-х годов в НБА была такая эпоха, которую называли «too much, too soon» (англ. слишком много и слишком рано). Этот ярлык журналисты вешали на игроков, которые приходили в НБА и сходу могли зарабатывать большие деньги, поскольку до 1995 года новички заключали первые контракты без ограничений по срокам и суммам. Недовольство таким положением вещей и привело к введению шкалы новичковых контрактов – но это случилось уже после того, как Крис Уэббер и Джувэн Ховард заключили свои мегасоглашешия (первый сменил команду уже после дебютного сезона и скакнул по зарплате с 2 до 7 млн, а второй и вовсе выбил из «Вашингтона» 100-миллионный контракт после двух лет в лиге).

Но то же самое выражение «too much, too soon» можно использовать в отношении тех, кого выбрали в топ-5 драфта, потому что от тебя сходу требуют взвалить на себя серьезную ответственность, готов ты к тому или нет. Особенно это касается первых номеров драфта, к которым приковано особенно пристальное внимание. Первый пик драфта – это возможность выбирать вообще из всех, кто доступен. Первый пик – это заветная награда за то, что ты опустился на самое дно. Первый пик – это подарок и праздник для болельщиков клуба.

К первым пикам драфта свои требования

Вот так получается, что молодой человек еще не может легально купить алкоголь (в США его продают с 21 года), а он уже является лицом многомиллионной франшизы. Лучший пример из недавних – Виктор Вембаньяма. От парня ожидали многого, и он доставляет. Уже на второй сезон стало понятно, что вокруг него нужно срочно строить конкурентоспособный клуб – нечасто у тебя в руках оказывается 21-летний центровой, который прогрессирует в атаке до 25 очков за игру и должен единогласно забирать приз Лучшему оборонительному игроку года. Наличие такого исполнителя заставляет руководство форсировать процесс трансформации состава, то есть принимать более агрессивные решения, чтобы включаться в борьбу за плей-офф и не тратить зря драгоценные годы своего топа. Отсюда и приглашение Криса Пола, и недавний обмен Де’Аарона Фокса.

С Кейдом Каннингем все пошло по накатанной далеко не сразу. Новичком года он не стал, уступив Скотти Барнсу и Эвану Мобли в голосовании. Во втором сезоне он и вовсе перенес операцию из-за перелома голени, здорово напугав фанатов «Пистонс». Два года назад даже всерьез обсуждалось, что такие травмы рискуют превратиться в хроническую проблему, и вообще зря Кейд придерживается веганской диеты. Третий сезон оказался успешным, но летом 2024-го ситуация осложнилась массивным контрактом на $224 млн за пять лет.

Руководству «Детройта» после подписания этого соглашения оставалось лишь скрестить пальцы на удачу. И к середине сезона-2024/25 Кейд оправдывает их надежды. Классические 20 бросков за матч при 35 минутах на площадке, 25 очков за игру, третье место в НБА по передачам (9,4) и уже семь трипл-даблов, из них три – с 15+ ассистами. Благодаря такой красоте «Пистонс» (25-25) борются за плей-офф и даже наверняка надеются залезть в стадию игр навылет в обход плей-ин.

Хотя на фоне прогресса «Детройта» легко упустить то, что это по-прежнему не очень хорошая команда в целом. И что Каннингем действительно вносит огромный вклад в то, чтобы она держалась на плаву. Как он это делает?

Тише едешь – дальше будешь

Первым бросается в глаза то, что Кейд Каннингем, мягко говоря, не самый быстрый игрок. Это, конечно, не уровень Кайла «Слоумо» Андерсона, но тоже примечательный случай игры на скорости 0,75. Можно даже заподозрить, что Каннингем происходит из не самой спортивной семьи, но нет, с «родословной» у него полный порядок, и среди родственников много атлетов высокого уровня.

В первой половине регулярки-2024/25 Каннингем четко сформулировал, как превратить позорный недуг в подвиг. Лидер «Пистонс» выделяется тем, что играет в баскетбол в своем ритме и перемещается по площадке на своей волне. У него нет резкого первого шага или выдающегося прыжка, но он умудряется раз за разом обманывать ожидания защитников.

Например, Каннингем использует свою обманчивую медлительность, чтобы лучше выцеливать партнеров передачами. Неспешность помогает Каннингему ориентироваться в пространстве и гипнотизировать соперников, чтобы выиграть время для принятия решения.

Во-вторых, Каннингем не стремится к тому, чтобы создать себе свободное пространство – он создает угрозу, ставя соперников в неудобное положение. То есть защитник будет рядом, но помешать броску он не сможет. В этом Кейд похож на лидера «Никс» Джейлена Брансона. Каннингем тоже сажает соперников на спину после пик-н-ролла, тоже ищет контакт, провоцирует фолы, довольно часто делает показы, бросает с сопротивлением и так далее.

А уж как ему не дали фол за таранный маневр против Дюрэнта – одним судьям известно.

Может показаться, что Каннингем пошел по стопам Луки Дончича, который тоже любит все эти неудобные для соперников движения и остановки, толчки, тычки и обманки. Но у словенца довольно специфический стиль игры, в рамках которого он замыкает все ходы нападения на себя (посмотрим, что теперь будет рядом с Леброном), а партнерам остается лишь реализовать открытый бросок, который он для них придумает. Каннингем на его фоне кажется классическим разыгрывающим, который не лишает партнеров инициативности, избавляется от мяча в случае сдваиваний и никогда не передерживает мяч. Плюс, с ним более в паре более выгодно смотрятся ограниченные в атакующих действиях игроки, как Джейлен Дюрен и Осар Томпсон.

Подержите мои олдскулы и постмувы

Еще в отношении Каннингема интересно то, что он в эпоху трехочковых не стесняется полагаться на средние броски, использует игру спиной к кольцу и умеет атаковать с расстояния 2-3 метра от кольца. Уже упомянутый Осар Томпсон, к примеру, мало того что не бросает со средней, так у него еще и нет в арсенале завершения атак хотя бы с расстояния в пару шагов от кольца. В случае с Томпсоном эта проблема иногда решается тем, что он может себе позволить оттолкнуться от пунктира и лететь забивать сверху через головы. Но у Каннингема такой возможности нет, поэтому он ищет другие варианты.

Иногда в ход идут локти, различные отмашки и придерживания, которые вызывают бешенство у соперников.  

Почти двухметровый (официально – 198 см) Кейд ожидаемо входит в топ среди защитников по игре через «усы» – в его активе 1,9 пост-апа в среднем за игру. Это немного в абсолютных цифрах, хотя сопоставимо с Дончичем (1,7) и позволяет Каннингему держаться в топ-5 среди игроков схожих габаритов. Но Кейд использует игру спиной не для набора очков – среди защитников с 1+ владением из поста он занимает предпоследнее мест по доле очков, но первое – по передачам, в том числе и результативным. Когда же дело доходит до броска, Кейд регулярно применяет непривычный для защитников полукрюк после разворота в сторону центра трехсекундной зоны.

У Каннингема в принципе очень сбалансированный график бросков. После проблем на старте карьеры все хорошо с трехочковыми (36% реализации при 6,3 попытках за матч), есть ощутимая доля средних бросков, а также различные варианты завершения вблизи кольца.

Вырисовывается очень универсальный атакующий профиль, поскольку Каннингем оказывается опасен на всех трех уровнях позиционной атаки.

График бросков Каннингема в сезоне-2024/25

Подводные камни тоже есть

Может показаться, что Кейду Каннингему остается совсем чуть-чуть до звания полноценной суперзвезды, заслуживающей свою зарплату. Что этот парень вот-вот может стать тем, кто поможет «Детройту» бросить вызов лидирующим командам Восточной конференции. Но насчет перспектив Каннингема и «Пистонс» остаются сомнения.

1. Травмы точно остались позади?

Каннингем уже перенес хирургическое вмешательство и пропустил значительное количество игр, поэтому пока что с трудом верится, что он избавился от своих болячек и проблем насовсем. В ноябре он пропустил 4 матча из-за травмы бедра – и «Пистонс» проиграли три из них. Любое повреждение несет за собой дисбаланс, который чреват дальнейшими проблемами. Даже если вылезут только спустя несколько лет.

2. А стиль игры не подведет в решающий момент?

Когда игрок полагается на контакт и сам провоцирует столкновения, это может не лучшим образом сказаться на организме. С одной стороны, игроки такого типажа не летают под потолком и поэтому могут избежать проблем из-за многочисленных приземлений с метровой высоты. С другой стороны, болячки могут появляться, даже если ты не кусаешь дужку кольца, как это делают близнецы Томпсоны. Брансон в прошлом плей-офф был вынужден геройствовать, поскольку тащил повышенную атакующую ответственность на значительных минутах. Тело с таким обращением мириться отказалось, и до финала конференции «Никс» не дошли.

3. «Пистонс» вообще готовы претендовать на что-то серьезное?

«Детройт» сделал шаг, даже прыжок вперед по сравнению с прошлым сезоном. Но тогда было много вопросов к работе Монти Уильямса, а сейчас коллектив выглядит более слаженным при новом тренере Джей Би Бикерстаффе. И фронт-офису во главе с Траджаном Лэнгдоном предстоит проделать серьезную работу. Партнер Кейда по бэккорту Джейден Айви должен вернуться до конца регулярки после перелома ноги, это хорошо. С однолетним контрактом Малику Бизли тоже угадали. Защитный рейтинг у «Пистонс» чуть опережает атакующий, но по обороне на периметре клуб идет только в третьем десятке.

Сам Каннингем нашел баланс между собственной инициативой и уходом в тень, но в отдельные моменты игра откровенно сваливается к формату «давай, Кейд, выручай». И подводят не молодые, подводят ветераны: Тобайас Харрис привычно для себя держится подальше от ответственности, Симоне Фонтеккио приуныл на сокращенной роли, Тим Хардуэй нестабилен на истекающем контракте. Пространство для маневра у менеджмента еще есть, даже не смотря на вступление в силу максималки Кейда в следующем году, но использовать его надо с умом.

Последним участником Матча звезд от «Детройта» до Кейда Каннингема был Блэйк Гриффин в сезоне-2018/19 – последнем, когда клуб был в плей-офф. То была лебединая песня некогда выдающегося игрока, который вскоре после нее развалился окончательно. Но вряд ли у кого-то повернется язык назвать Гриффина неудачным первым пиком драфта. Сможет ли и Каннингем войти в категорию действительно качественных или даже выдающихся первых пиков драфта? Начало положено.

Фото: Gettyimages/Elsa / Staff, Gregory Shamus / Staff