13 мин.

Новый владелец «Портленда» любит всем управлять сам. В НБА такое редко работает

Владельцы НБА – самая загадочная категория людей. Мы как зрители видим игроков, мы видим тренеров, мы видим судей и обслуживающий персонал. По результатам команды на дистанции мы можем оценивать работу менеджеров, а инсайдеры расскажут о качестве внутрикомандных департаментов – у кого лучший медперсонал, насколько вовлечены в процесс ассистенты, консультанты и легенды клуба. Есть серые кардиналы – индивидуальные тренеры, диетологи, влиятельные агенты и прочие. И о деятельности этих людей можно составить мнение, у них есть результаты работы.

А как оценивать владельцев?

Быть владельцем команды НБА – значит входить очень эксклюзивный клуб. И НБА отличается от многих других лиг тем, что здесь во все времена предпочитали персонификацию иерархии. В последние годы в НБА пришла тенденция на консорциумы, когда долю клуба приобретает группа инвесторов. Но даже в таком случае подобный коллектив представляет узнаваемое лицо. Например, подобным образом чуть ли не во все спортивные клубы Лос-Анджелеса вписался Мэджик Джонсон, которому принадлежат доли в «Доджерс» (MLB), Спаркс» (женская НБА) и ФК «Лос-Анджелес» (MLS).

Стать владельцем команды НБА – это престижно. Но обычному болельщику бывает сложно понять, что же такого делают этот человек. Вовлечен во все внутренние процессы или относится к клубу только как к активу в портфеле? Что на самом деле думает о факте владения командой? Разбирается ли в баскетболе? «Хороший» или «плохой»?

Принято считать, что у плохого владельца команда не может быть успешной. Рыба гниет с головы, а клуб гниет с владельца. Если клуб долгое время не может добиться успеха, то болельщики начинают предъявлять претензии к владельцу. Правда, памятник никто не посадит, а владельца команды сменить «снизу» почти невозможно. Могут пройти десятилетия, прежде чем владелец решит продать актив.

В НБА были случаи, когда владельца принуждали к продаже команды. Так случилось с Дональдом Стерлингом («Клипперс») и Робертом Сарвером («Финикс»), которых изгнали из песочницы с позором – но это произошло после конкретных скандалов, которые были сочтены нарушением Конституции НБА (статья 13, пункты 13a и 13d – «невыполнение обязательств, влекущее за собой неблагоприятное влияние на Ассоциацию). Короче говоря, попрощаться с владельцем за неудачные результаты нельзя, нужен скандал и 3/4 голосов коллег в пользу признания персоной нон грата.

Плохой владелец или хороший, он будет владеть командой до тех пор, пока сам не захочет уйти.

В НБА пришел успешный владелец из НХЛ

Зачастили клубы НБА со сменой владельцев, а? За последние пять лет это случилось в «Юте», «Финиксе», «Милуоки», «Шарлотт», «Миннесоте» и двух самых титулованных командах в истории НБА: «Бостоне» и «Лейкерс». Дошла очередь и до «Портленда», который должен перейти в руки Тома Дандона. Личное состояние Дандона оценивается «всего» в 1,5 миллиарда долларов, поэтому в рамках приобретения «Трэйл Блэйзерс» за 4 млрд он лишь возглавляет группу инвесторов – но по неписанным законам спортивного бизнеса считается «лицом» всей сделки и, скорее всего, будет влиять на политику клуба намного сильнее совладельцев.

Спектр активов Дандона широк, в спорте он тоже не зацикливается на чем-то одном – он инвестирует в пиклбол, производителей экипировки для гольфа, а также был ключевым игроком в недолгой истории Альянса американского футбола, который существовал с марта 2018-го по апрель 2019-го и не провел даже одного полного сезона.

Но главный спортивный актив в распоряжении Дандона – клуб НХЛ «Каролина Харрикейнз». Он приобрел 52% команды в 2018-м, а затем скупил оставшиеся акции в 2021-м.

Получается ли у Дандона управлять «Каролиной»? Тут двух мнений быть не может – до 2018 года «Харрикейнз» девять сезонов подряд не выходили в плей-офф, а начиная с сезона-2018/19 ни разу его не пропускали, вылетев в первом раунде лишь один раз. Клуб сделал ставку на главного тренера Рода Бринд’Амора, прекратив чехарду специалистов на этом посту, и теперь занимает высокие места в рейтингах претендентов на Кубок Стэнли. Домашняя арена «Каролины» регулярно обновляется, Дандон занимается и развитием инфраструктуры вокруг «Леново Центра» – он пообещал суммарно вложить в это аж 800 миллионов долларов. В сезоне-2024/25 «Харрикейнз» были в топ-10 команд НХЛ по посещаемости.

Казалось бы – «Каролина» вошла в элиту НХЛ при Дандоне. Да, чемпионство клуб еще так и не завоевал, но за это в значительной степени ответственны «Тампа» и «Флорида», команды-династии. Но в начале года издание The Athletic опубликовало анонимный опрос, в котором почти половина респондентов назвала Дандона… худшим владельцем НХЛ.

Как так получилось? Дело в том, что респондентами были агенты – не болельщиков, не игроков, не менеджеры и не другие владельцы.

Получается, что хороший владелец или плохой – это для всех выглядит по-разному.

А что именно разделяет эти понятия? Как понять, принадлежит ли ваша любимая команда толковому человеку или не очень?

Дандон участвует во всех делах команды – в НБА это работает не всегда

Во-первых, нужно разобраться с тем, чем Дандон так не угодил агентам.

«Каролина» идет в топе рейтинга ESPN как «команда будущего», поскольку у нее все в порядке с перспективными игроками, менеджментом и контрактами. У клуба хорошая репутация по развитию молодых талантов и работе на драфтах. Нюанс, который бесит агентов, заключается в том, что Дандон очень погружен в клубные дела. Владелец ограничивает функции своего генерального менеджера и часто ведет переговоры и принимает решения сам. Естественно, что агентам такое не нравится.

Хорошо это или плохо, когда владелец контролирует все процессы в клубе?

В НБА считается, что это не к добру. Владелец должен уметь находить баланс между делегированием полномочий и принятием решений. Очень часто бывает так, что владелец, только что купивший клуб, начинает мести по-новому, как и подобает новой метле. И с этим связано такое понятие, как «синдром нового владельца». Человек приобретает клуб и решает все переустроить в нем по своему видению. Вскоре после сделки он уже настаивает на громких обменах и подписаниях. Владельцу хочется, чтобы его команда сразу была на виду. Есть даже анонимные признания о том, что конкуренты абьюзят это – звонят командам с новыми владельцами и предлагать не совсем справдливые варианты обменов, поскольку те склонны к скоропалительным решениям.

Самый свежий пример? Вскоре после того как Мэт Ишбиа купил «Финикс», клуб пополнили Кевин Дюрэнт и Брэдли Бил. В «Санз» не оглядывались ни на совместимость игроков, ни на их возраст и медкарту, ни на потраченные ресурсы. В итоге проект провалился: Била «Финиксу» пришлось выкупать, а Дюрэнт продавил переход в «Хьюстон» и сделал это так, что «Финикс» продешевел с полученными взамен активами. В межсезонье-2025 Ишбиа вынужден был признать, что провалил дебют в качестве владельца. Сезон-2024/25 он назвал «позором» и «разочарованием». Ишбиа взял на себя вину за то, что при нем в команде не зародилась правильная «культура», а состав собирался по принципу фэнтези со ставкой на громкие имена.

Признание вины – это похвально. К сожалению, «Финиксу» как организации от этого легче не станет. Мэт Ишбиа считает, что проблема в том, что он был недостаточно вовлечен. Теперь он самостоятельно собрал в команде своих знакомых по университету Мичиган Стейт – нового главного тренера, нового генменеджера, другой персонал – и считает, что этот подход поможет. «Первые пару лет мы пробовали делать все немного по-другому, но теперь я буду действовать так, как считаю нужным», – его цитата. Ну что ж.

Том Дандон как раз управляет в таком стиле. Ишбиа убежден, что первые его три года в «Финиксе» были чем-то другим, владением с «минимальным контролем над работой приглашенных экспертов». Вы в это верите?

Любой владелец принимает финальное решение по большим сделкам, переходам, обменам, подписаниям. Ему не надо убеждать своих менеджеров выгнать какого-то игрока – он просто говорит, и это делается. То, что он после этого будет разгребать эту кашу долгие годы – это ему на первых порах невдомек.

Владельцы думают, что разбираются в баскетболе – и часто ошибаются

Допустим, Дандон так хорошо разбирается в хоккее, что «Каролине» не мешает его микроменеджмент. Каков шанс, что в баскетболе он понимает не меньше? И как его стиль управления проявит себя, когда придется быть лицом сразу двух спортивных клубов?

Но если владелец слишком отдален от управления клубом, в этом тоже нет ничего позитивного. Такая ситуация регулярно возникает, когда владелец слишком стар, чтобы участвовать в повседневной деятельности организации. Он начинает делегировать полномочия, которые к рукам прибирают люди из круга приближенных лиц. Естественно, не всегда ими оказываются самые профессиональные люди – особенно если это просто родственники владельца.

Таких случаев в НБА было много. Этим был известен, например, Майкл Джордан, который тоже считается одним из худших владельцев в истории. Величайший баскетболист в истории НБА уверенно пятнал свою репутацию, когда назначал на высокие посты друзей и слушал только тех, кто боялся сказать ему поперек хоть слово.

Важно, чтобы владелец четко понимал, где начинается и где заканчивается его участие именно в баскетбольных делах.

Баскетбольные решения должны принимать баскетбольные люди. Звучит банально, но не всегда оказывается понятно. Антипример – владелец «Сакраменто» Вивек Ранадиве, один из худших владельцев в современной НБА. Ранадиве вскоре после своего прихода начал продавливать в клубе странные решения, завязанные на его видении баскетбола, хотя баскетбол он понимал только за счет того, что тренировал школьную команду своей дочери. Ему принадлежит известная концепция «давайте у нас будут защищаться четыре игрока, а один игрок будет постоянно находиться у чужого кольца». Это работало в команде моей дочки, почему бы не попробовать так в НБА? Он же настаивал на постоянном прессинге по всей площадке, который в НБА, в отличие от школьного уровня, разбивается без проблем. Кто-то утверждает, что Ранадиве так шутил, но именно так он произвел на всех первое впечатление – как человек, который с баскетбольной точки зрения немножко не в себе.

У Ранадиве совсем не получается сделать самое важное – нанять правильных людей, которые выстроят четкую и автономную структуру. Менеджеры в клубе меняются чуть ли не каждый год. Такой вот парадокс – владельцами спортивных клубов становятся бизнесмены с гигантским состоянием, которые вроде бы должны понимать, как работает рекрутинг и выстраивание иерархии. Но нет – из клубов «плохих» владельцев всегда просачиваются слухи о проблемах с коммуникацией между менеджментом и тренерами или между тренерами и баскетболистами. Внутри многоуровневой организации важен каждый винтик, все работники должны чувствовать, что занимаются одним делом.

Богатство владельца не означает щедрость

Чтобы стать владельцем клуба НБА, нужно иметь много денег. Но «много» понятие растяжимое – даже среди миллиардеров есть градация по размеру состояния. Стив Балмер, например, находится на своем отдельном уровне по сравнению даже с другими богатеями. Именно благодаря этому он способен реализовывать даже самые амбициозные задумки в отношении «Клипперс».

Но миллиарды за душой еще не означают, что владелец готов по максимуму вкладываться в свой актив. В НБА невозможно залить деньгами любую проблему, как это можно сделать в лигах без потолка зарплат. Здесь менее ощутимо разделение на бедных и богатых. Тем не менее, в современной истории НБА было множество случаев, когда менеджмент клуба был вынужден существовать в условиях приказа не превышать потолок зарплат. Летом 2025-го ходили разговоры о том, готова ли наконец-то «Индиана» изменить своей привычке «жить по средствам». К сожалению, эти домыслы угасли после серьезной травмы Тайриза Халибертона, когда «Пэйсерс» не стали удерживать Майлза Тернера.

Со скупыми владельцами порой получаются занятные парадоксы. К примеру, Майкл Джордан в период владения «Шарлотт» предпочитал, чтобы клуб держался ниже налога на роскошь. При этом Джордан в качестве игрока оказался жертвой аналогичного мышления, когда в руководстве «Чикаго» решили уйти в перестройку в 1998-м в том числе и по финансовым соображениям. «Оклахома» в свое время поплатилась за решение не платить большие деньги Джеймсу Хардену, который назло «Тандер» тут же стал суперзвездой в «Хьюстоне».

Но щедрый владелец – это не только тот, кто готов платить несусветный налог на роскошь. У владельцев есть возможность вливать деньги и в другие вещи. Например, зарплаты тренеров не учитываются под потолком зарплат. Если есть деньги, можно хоть весь штаб составить из тренеров, имеющих опыт работы главными в НБА. Так поступили «Лейкерс» при найме Джей Джей Редика – его окружили ассистентами с богатым опытом, что позволило тренеру-новичку без нареканий пройти дебютный сезон.

Куда еще владельцы могут применить излишки средств на благо своей команды? Может показаться, что клубы НБА одинаково щедры во всех аспектах инфраструктуры, но это не так – анонимные опросы показывают, что между командами есть большая разница по части тренировочных условий, проживания на выезде, медперсонала, обращения с семьями баскетболистов и других работников.

Наконец, есть еще один любопытный пример щедрости владельца, который считается табуированным. Насколько владелец помогает звездам команды зарабатывать на стороне? Речь не о «деньгах в конверте» или совместном бизнесе, это жестко наказывается, расследуются даже малейшие намеки – спросите у Андрея Кириленко, который стал объектом расследования после перехода в «Бруклин» Михаила Прохорова на, как многим показалось, нерыночную зарплату. Но можно действовать хитрее – представить игрока хорошему финансовому консультанту, посвятить представителей игрока в нюансы перспективных инвестиционных проектов или посоветовать обратить внимание на какую-то недвижимость. Об этом неплохо рассказано в книге Брайана Уиндхорста «Корпорация «Леброн» – это повесть о том, что получилось из стремления Леброна Джеймса как можно чаще бывать в компании по-настоящему богатых людей. Бизнес-империи на одних баскетбольных контрактах не выстраиваются.

Чтобы быть хорошим владельцем, недостаточно просто быть богатым человеком. «Бостон» стабилен и успешен в XXI веке в том числе благодаря усилиям семьи Грусбек, и никто не даст гарантий, что «Селтикс» продолжат грамотно двигаться вперед при новых владельцах. Продажу «Миннесоты» наконец-то одобрили в июне 2025-го, болельщики с надеждой смотрят в будущее после долгожданного прощания с депрессивной эпохой Глена Тэйлора. «Юта», напротив, при Райана Смите пока что только и делает, что сливает сезон за сезоном.

С одной стороны, благодаря владельцам НБА и функционирует – они заключают с профсоюзом Коллективное соглашение, любое изменение в правилах утверждается через владельцев, они же назначают комиссионера. Для фаната НБА – это эмоции, впечатления и воспоминания. Но с точки зрения владельца – это или бизнес-инвестиция, или лишь игрушка в руках очень-очень богатого человека. И не всегда понятно, какой подход приносит клубу больше пользы.

Фото: East News/AP Photo/Gerry Broome, AP Photo/Karl DeBlaker; Gettyimages.ru/Elsa, Bruce Bennett, Chris Coduto, Streeter Lecka, Thearon W. Henderson