В женской НБА надвигается локаут. В самый неподходящий момент
Только-только пошли в гору.
10 октября «Лас-Вегас Эйсес» с Бекки Хэммон праздновали победу в финале женской НБА. А уже 31 октября закончилось действие трудового соглашения между лигой и профсоюзом игроков. Стороны согласились продлить период переговоров на 30 дней – теперь дедлайном, после которого можно будет говорить о начале первого в истории ЖНБА локаута, стало 30 ноября.

Что означает локаут?
Забастовка – это когда работники отказываются работать до выполнения каких-то их требований. Локаут – это когда работодатель отказывает работникам в доступе к их источнику заработка. Как это проявляется в случае со спортивными лигами? Команды не тренируются на своих базах, игроков не допускают до клубных объектов, включая тренажерный зал и медицинский департамент. Все внутренние операции в лиге замораживаются – никаких подписаний или обменов.
И выплат заработной платы тоже нет.
Раньше в истории женской НБА не было ни одного локаута. В мужской лиге их уже было четыре штуки, но один был на три месяца в межсезонье, в другом случае вообще договорились за пару часов. Количество игр в регулярном чемпионате НБА из-за локаута сокращалось дважды – в сезоне-1998/99 и сезоне-2011/12. В женской НБА перерывы, переносы и отмены матчей были только из-за олимпийских пауз и пандемии.
Чего хотят стороны?
Баскетболистки требуют более справедливого распределения доходов между работодателями и работниками. Они также настаивают на увеличении пенсий для экс-игроков и выплат по уходу за детьми, просят расширить составы на случай травм, а также сделать обязательными чартерные рейсы для перелетов между играми.

По расчетам экономиста Дэвида Берри, игроки женской НБА получают меньше 7% общих доходов лиги. Для сравнения, в НБА эта доля – 50%. Позиция ЖНБА заключается в том, что пересмотр этой цифры возможен лишь при достижении определенных финансовых показателей. Когда мы будем зарабатывать достаточно, чтобы больше делиться – тогда и будем больше делиться. Профсоюз же хочет привязать потолок зарплат к доходам от баскетбольной деятельности, как в мужской лиге. Эта система обеспечивает мощные зарплаты баскетболистов НБА, женщины хотят того же.
Звезды женской НБА могли бы зарабатывать до 3 млн долларов за сезон, если бы распределение средств было таким же, как в мужской лиге (то есть примерно 50/50).
Еще одна тема для разногласий – игра баскетболисток НБА за рубежом. Владельцы хотят, чтобы игроки возвращались в клубы для подготовки к сезону с 1 мая. В противном случае – штрафы. Не успела вернуться в ЖНБА до старта регулярки – отстранена на весь сезон. Получается замкнутый круг – если игроки ЖНБА не добьются пересмотра условий сотрудничества, то их зарплаты не повысятся. Если их зарплаты не повысятся, то играть осенью/весной за пределами США будет выгоднее. А тут им пытаются запретить и это.
Кто представляет стороны?
Президент профсоюз игроков женской НБА – легенда лиги, MVP-2016 Ннека Огвумике. Но более заметной фигурой в обмене ударами с лигой стала вице-президент профсоюза и звезда «Миннесоты» Нафиса Коллиер, одна из лучших баскетболисток современности. Коллиер знатно прошлась по комиссионеру лиги Кэти Энгельберт.
«У нас есть лучшие баскетболистки мира и лучшие в мире фанаты, но также у нас худшее руководство. Реальная угроза для нашей лиги не в деньгах, не рейтингах и не ошибках судей. Наша проблема в том, что лига ведет себя безответственно», – заявила Коллиер.

В этой ситуации примечательно и то, что Коллиер – со-основательница лиги Unrivaled, которая проводит турниры зимой и может считаться конкуренткой ЖНБА, пускай календари и не пересекаются. Следующий сезон Unrivaled начнется в январе 2026 года. В лиге уже 8 команд, контракт с TNT и HBO, экипировка от Under Armour, инвестиции на десятки миллионов (среди инвесторов – Карри, Яннис, Кармело, Стив Нэш и Эштон Кутчер), подписаны многие звезды ЖНБА, средняя зарплата за двухмесячный сезон составляет более 200 тысяч, а еще лига заранее рекрутирует топовых студенток из NCAA.
Разногласия между игроками и руководством ЖНБА вылезли на поверхность еще в июле, когда 40 ведущих игроков посетили встречу с представителями Ассоциации перед Матчем звезд в Индианаполисе. В итоге звезды женской НБА назвали предложенные условия оскорбительными, а на сам матч надели футболки с надписью «Платите нам столько, сколько должны».
Наверняка не последнюю роль в переговорах играет и маэстро спортивной дипломатии, он же комиссионер НБА Адам Сильвер. Собственно, он и пришел к власти в мужской лиге на фоне переговоров с профсоюзом во время локаута с 2011-м. Тогдашний комиссионер Дэвид Стерн уже потихоньку отходил от дел, а Сильвер проявил себя как мастер нахождения компромиссов и спас сезон от полного срыва.
Женская НБА же убыточна и зависит от мужской, нет?

Профсоюз называет это мнение устаревшей пропагандой для сдерживания зарплат.
Лига сейчас на коне – бьются рекорды по ТВ-рейтингам и посещаемости, баскетболистки становятся более узнаваемыми – а зарабатывают по-прежнему гроши. К примеру, самая растиражированная баскетболистка настоящего дня Кейтлин Кларк зарабатывает по контракту в женской НБА лишь 78 тысяч долларов (средняя зарплата в США составляет около $60 тысяч за год). Примерно такая же зарплата у Эйнджел Риз, еще одной видной представительницы нового поколения медиа-звезд женской НБА. И она уже отметилась афоризмом «зарплата в женской НБА не оплачивает мои счета». Эта фраза иллюстрирует положение игроков – одним баскетболом заработать серьезные деньги не получится, поэтому надежда только на рекламные контракты. И на модные показы нижнего белья.
Владельцы придерживаются позиции «денег нет, но вы держитесь». Игроки считают, что лига лукавит.

И причины для такого недоверия словам боссов есть. Женская НБА запланировала расширение на шесть команд до 2030 года и подписала соглашение на ТВ-трансляции на 2,2 миллиарда долларов за 11 лет. За вступление в лигу с клубов сейчас берут по 250 миллионов долларов – а потолок зарплат растет лишь на 3% в год. Конкретный пример – Марк Дэвис купил «Лас-Вегас Эйсес» за 2 миллиона долларов в 2021-м, а сейчас клуб уже оценивается в 300 миллионов. А «Голден Стэйт Вэлкирис» уже оценивают в полмиллиарда, хотя клуб провел в лиге только один сезон.
Отмена сезона возможна?
У женской НБА своеобразная история заключения коллективных соглашений:
● Первый документ согласовали за несколько дней до открытия тренировочный лагерей весной 1999-го;
● В 2003-м драфт провели в тот же день, когда было подписано второе соглашение. За две недели до этого Стерн угрожал свернуть сезон;
● В 2008-м соглашение одобрили в январе, а драфт расширения для «Атланты Дрим» состоялся спустя неделю;
● Коллективное соглашение 2014 года согласовали только в феврале;
● В 2020-м соглашение заключили в январе, но уже в марте вспышку распространения коронавируса признали пандемией, а лиге пришлось решать, проводить ли сезон.
Но в 2025-м на кону для женской НБА стоит больше обычного. Даже если не брать глобальные последствия для лиги, то любые задержки в переговорах между лигой и профсоюзом рискуют повлиять на расписание межсезонья – драфт расширения в пользу новых команд из Торонто и Портленда изначально планировали провести уже в декабре.

Локауты очень больно бьют по лигам, поэтому задержка или полная отмена сезона – это катастрофа. Даже если вы уже имеете под собой прочный фундамент, то отказ от проведения игр неизбежно приведет к оттоку аудитории. Женская НБА набрала обороты за последние несколько лет, и игроки видят в этом рычаг для давления на владельцев в переговорах.
Фото: East News/AP Photo/Godofredo A. Vásquez, James Black/Icon Sportswire; Gettyimages.ru/Christian Petersen/Getty Images, Chris Coduto, Michael Hickey, Andy Lyons










Кто прав : лига или профсоюз?
Есть за счет чего повышать зп или нет?
Какие зп в женском баскетболе в Европе?