5 мин.

Ку-клукс-клан против чернокожих

Стадион «Айленд-парк», Уичито, Канзас. Wichita Public Library.

Воскресенье, 21 июня 1925 года. Остров Акерман на реке Арканзас в той её части, где она течёт через город Уичито в Канзасе. Именно здесь состоялся самый невероятный бейсбольный матч из всех, которые можно только представить. В этот день — за два десятилетия до преодоления цветного барьера в Главной лиге бейсбола, за три десятка лет до отмены сегрегации в государственных школах и почти за сто лет до событий вокруг Джорджа Флойда в Миннеаполисе — члены Ку-клукс-клана сменили свои белые балахоны на бейсбольную форму, и вышли на поле стадиона «Айленд-парк», чтобы сыграть с командой чернокожих «Монровианс».

 Это был Золотой век бейсбола, времена Бейба Рута, Роджерса Хорнсби и Тая Кобба. В него играли повсеместно. «Я думаю, что в Уичито в то время было около шестидесяти команд, игравших в различных городских лигах», — говорит историк Боб Ривис, живущий в городе. — «Было много церковных и общественных команд. Практически в любом заведении, где работало девять человек, существовала команда».

 И вот, в городе, жёстко разделённом законами Джима Кроу (распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации — прим. пер.), команды ККК и «Монровианс» сыграли «товарищеский» бейсбольный матч.

 Газета The Wichita Beacon в день игры вышла с заголовком: «В Айленд-парке только бейсбол: Клан и цветная команда сегодня выйдут на поле». Согласно статье, «цветные парни просят всех своих поклонников быть там, чтобы посмотреть на соревнование, которое не только привлекало огромными различиями между командами, но и обещало быть по-спортивному интересным». Примечательно, что в статье также содержалось предупреждение о запрете «удушающих приёмов, режущих предметов, кнутов и других предметов, которые могут быть использованы как аргументы в споре».

 Хотя в «Айленд-парке» на 5000 мест была предусмотрена смешанная рассадка зрителей, сам бейсбол в то время был интегрированным не более, чем чёрные и белые фигуры на шахматной доске. Так почему же состоялся этот матч? Игрокам «Монровианс» эту игру оплачивали. Мотивация Ку-клукс-клана была двусмысленной.

 К 1925 году ККК прочно укоренился в американской культуре. По оценкам многих историков, численность его членов, достигшая пика в это десятилетие, составляла около 6 млн. человек. За год до игры на обложке журнала TIME появилось фото Великого мага Клана Хайрама Уэсли Эванса. Ещё через год на собрании женского отделения Клана выступила основательница организации «Планируемое родительство» Маргарет Сангер.

 Основная платформа организации, по словам основателя возрождённой организации Уильяма Джозефа Симмонса, гласила: «Мы верим в отчуждение жёлтой расы и в бесправие негров. Бог решил создать белую расу выше всех остальных».

 Постыдным было то, что федеральное правительство поддерживало данную точку зрения и фактически работало на благо Клана. Закон об иммиграции 1924 года, направленный на тех, против кого выступал Клан, и по сей день остаётся одним из самых дискриминационных в истории. Известный также как Закон Джонсона-Рида, он ограничивал приток иностранцев, которые не считались полностью белыми. Азиаты, которым и так был закрыт въезд в США, по-прежнему оставались изолированными. Число итальянцев, в отношении которых в Конгрессе шла дискуссия о том, являются ли выходцы с юга страны «негроидами», сократилось с 200 тысяч до менее чем 4.

 Неудивительно, что в 1925 году более 50 тысяч членов Ку-клукс-клана с гордостью прошли по столице в парадном строю. Демонстрируя свою силу и единство, они маршировали по Пенсильвания-авеню более трёх часов. Лидеры организации были одеты в атласные мантии, рядовые члены — в простые белые балахоны. Газета Washington Evening Star описывала это как «зрелище поразительной красоты» и говорила о множестве зрителей, толпившихся на улицах и в окнах офисных зданий.

 Тем не менее, в Канзасе у Клана были проблемы с имиджем. В 1922 году губернатор Генри Джастин Аллен начал кампанию по его изгнанию из штата. К началу 1925 года Верховный суд штата запретил деятельность организации на том основании, что она действовала без зарегистрированного устава. Пока это решение оспаривалось в Верховном суде США, Клан мог продолжать действовать и развернул в прессе полномасштабную кампанию, стремясь доказать, что он не является машиной по разжиганию ненависти, чего многие боялись, а состоит из добропорядочных граждан.

 Клан вовсю задействовал PR-машину, внедряясь в местные сообщества, спонсируя парады, пикники и конкурсы красоты. Он жертвовал деньги церквям и больницам. Его члены посещали рождественские вечеринки для детей-сирот в костюмах Санта-Клауса. Клан поддерживал различных политиков.

 Теперь же, когда его дело дошло до Верховного суда, Ку-клукс-клан искал новые способы поправить свою репутацию и узнал, что игроки «Монровианс» ищут соперников, чтобы заработать на матчах. За несколько дней до этого в другой местной газете, Wichita Eagles, появилась заметка о том, что они готовы сыграть против любой команды в Канзасе.

 Для ребят в белых балахонах возможность сыграть с чернокожими стала настоящим подарком и возможностью показать, что они являются частью местного сообщества и дружелюбно относятся ко всем жителям города.

 Для поклонников бейсбола это была возможность увидеть игру «Монровианс». Команда выиграла единственный чемпионат цветной Западной лиги в 1922 году. Лига существовала всего год, а затем команда продолжила выступать в качестве независимой, зарабатывая на жизнь участием в любых играх, на которые приходили зрители.

 Глава шестого отделения Клана принял этот вызов и, чтобы показать честность будущего соревнования, нанял судей-католиков. У Боба Ривиса есть своя точка зрения на это решение: «Я думаю, что Клан боялся, что в случае поражения его будут считать неполноценным по сравнению с чернокожими. Поэтому они заранее объявили, что судить матч будут ирландцы-католики». В тот момент Ку-клукс-клан в Канзасе выступал против католиков столь же рьяно, как и против негров. «Я считаю, что они страховались, чтобы иметь возможность сказать: на самом деле мы не проиграли, посмотрите, кто судил игру», — добавляет Ривис.

 На деле же это не имело никакого значения. В Eagle назвали этот матч «самым посещаемым и интересным в Уичито». По ходу матча преимущество получала то одна, то другая сторона. Начинался он как питчерская дуэль, а закончился вихрем набранных очков. «Монровианс» победили со счётом 10:8. Два года спустя, когда Верховный суд США отказался пересматривать дело Клана, организация была изгнана из Канзаса.