Джим Грант: бейсбольное сокровище
Президента Музея бейсбола Негритянских лиг Боба Кендрика не нужно убеждать в том, что Джим Грант, известный под прозвищем «Сом», был крутым.
Кендрик видел, как Грант брал в руки микрофон и устраивал импровизированный концерт. А ещё он проводил экскурсию для легендарной певицы Патти Лабелль, входящей в Зал славы премии «Грэмми» — всё потому, что она тоже знала Гранта.
«В те времена он носил афро и бакенбарды — все атрибуты настоящего артиста, — говорит Кендрик. — Немногим из нас выпало счастье быть одинаково хорошим в двух видах искусства. И он — один из таких людей».
«У него была группа Mudcat and the Kittens, — рассказывает бывший кэтчер «Окленда» Джин Тенис, игравший с Грантом. — Он был художником. Рисовал маленьких котят на своих шиповках. Это было круто».
Грант умер 11 июня 2021 года в возрасте 85 лет. Он любил развлекать других, он любил историю бейсбола. Его страсть к собирательству историй о великих чернокожих игроках привела к написанию книги в соавторстве с Томом Сабеллико и Пэтом О’Брайеном, и появлению термина «Чёрные тузы».
На момент выхода книги бейсбол знал тринадцать «Чёрных тузов». Позже к этому клубу присоединились Дэвид Прайс и Си Си Сабатия. Стремление Гранта рассказать истории этих игроков вдохновила на создание выставки, посвящённой великим питчерам Негритянских лиг и чернокожим питчерам Главной лиги бейсбола.
«Он был прекрасным хранителем истории, а мы были обязаны её задокументировать, — говорит Кендрик. — Когда мы потеряли его, мы лишились одного из великих голосов. Кроме того, он был одним из постоянных сотрудников нашего Музея бейсбола Негритянских лиг. Всё это сыграло свою роль в решении сделать эту выставку и отдать дань уважения не только невоспетым героям прошлого, но и современным «Чёрным тузам», о которых так красиво рассказывал Джим».
Грант был четвёртым «Чёрным тузом», выигравшим не менее двадцати игр за сезон, после Дона Ньюкомба, Сэма Джонса и Боба Гибсона. За свою карьеру он выступал за семь команд, а своё достижение заработал в составе «Миннесоты Твинс». Он стал первым чернокожим, одержавшим двадцать побед в одном сезоне в Американской лиге. Это произошло в 1965 году, который Грант завершил с результатом 21—7. В том же году он занял шестое в голосовании, определявшем MVP лиги, и стал лучшим по количеству шатаутов. «Твинс» в том сезоне проиграли Мировую серию «Лос-Анджелес Доджерс» в семи матчах.
Позже Грант сказал, что, представляя чернокожих питчеров, не знал, какое место сам занимает в истории.
«Я не знал, что в Американской лиге до меня не было питчера афроамериканца, одержавшего двадцать побед, — сказал он в интервью для сайта лиги в 2017 году. — По ходу сезона я начал получать письма, пару раз мне даже позвонил Говард Коселл [выдающийся журналист и комментатор, работавший на канале ABC]. Это было очень необычно».
За четырнадцать сезонов карьеры он одержал 145 побед при 119 поражениях, в основном играя за «Миннесоту» и «Кливленд». Он дебютировал в лиге в 1958 году в составе «Индианс», а в 1963 году сделал 157 страйкаутов и впервые был приглашён на Матч звёзд. Позже он будет выбран туда ещё раз.
Свой последний сезон в роли питчера стартовой ротации Грант провёл в 1966 году в «Твинс». Но в 1969 году он ещё раз вошёл в историю, открыв первый матч команды «Монреаль Экспос». Заключительный этап карьеры он провёл в роли реливера в «Окленде».
В этой роли Грант тоже был хорош — сезон 1970 года он закончил с 24 сейвами.
«Он сделал несколько изменений, играл скоростью, менял направление броска, — рассказывал Тенис. — Силы броска у него уже не было, но он всё равно оставался эффективным».
Даже на позднем этапе карьеры Гранта, Тенису было легко понять, за что его приглашали на Матч звёзд.
«Я бы хотел застать время, когда он выигрывал по двадцать матчей в год. Мне рассказывали, что он был очень неприятным соперником, — говорит Тенис. — Это чувствовалось и в конце карьеры, когда я ловил его подачи в буллпене».
В музее в Канзас-Сити Кендрик проводил с Грантом много времени. Здание находится в историческом районе Вайн и 18-й улицы, одном из мест, где зародился джаз. Он объединял две страсти Гранта — историю чернокожих бейсболистов и музыку.
Сам Кендрик никогда не видел, как выступали Mudcat and the Kittens, но говорит, что всегда был счастлив, когда Грант брал в руки микрофон и пел. А делал он это довольно часто. «Комната снова вспыхивала, когда он входил», — добавляет Кендрик.
Это относилось и к периоду, когда музей в Канзас-Сити посещала Патти Лабелль.
«Каждый год он проводил турнир по гольфу, и каждый раз был его бенефисом, — рассказывает Кендрик. — Все знали, что он возьмёт в руки микрофон и даст нам немного волшебства. Для него бейсбол и музыка были двумя слившимися мирами. А выступление вместе с Патти Лабелль было самым незабываемым».
Сейчас он стремится сделать так, чтобы люди не забывали о Гранте, потому что он делал всё, чтобы люди не забывали о чернокожих пионерах в Главной лиге бейсбола.
«Во время одного из последних появлений на публике, когда он уже был в инвалидном кресле, мы пригласили его на сцену, — говорит Кендрик. — Он начал петь, что-то импровизировать, а ребята из его группы подхватили. Публика сходила с ума».
Несмотря ни на что, Грант всегда был готов развлечь толпу.
"Музей бейсбола Негритянских лиг" - это официальное название? Специально вынесено таким термином?