5 мин.

Когда математика отдыхает

Знаете, у меня сложилось впечатление, что, не потребуй ФОТА две недели назад «немедленного изменения очковой системы», никакой бомбы сегодня бы не было. Потому что, желай ФИА изменить что-то в очковой зоне, она бы это сделала – пусть и не в тех пропорциях, как предлагала ФОТА. Задумайся Федерация всерьез о медалях Экклстоуна, были бы у нас сегодня медали. Но поскольку вышло нечто среднее – ни вашим, ни нашим – возникает ощущение, будто ФИА свое предложение формулировала по принципу «абы было». Вроде как нужно было отреагировать на предложение ФОТА, ну так хоть на горло ей наступить…

В общем, горевать поздно, будет у нас теперь эдакий гибрид традиционных очков и предлагаемых Экклстоуном медалей. Предыдущая очковая система (10-8-6-5-4-3-2-1) остается, но работает только со второго места и ниже, первым же становится гонщик, одержавший наибольшее число побед. И только в том случае, если чемпионат завершится с равенством Больших призов, судьбу титула решат очки – раньше было ровно наоборот.

Вот выиграет, скажем, Феттель, парочку дождевых этапов и какой-нибудь шальной Гран-при Австралии, в остальных сойдет, а Кими Райкконен наберет 100+ очков, станет лучшим, но при этом будет занимать в основном вторые места, и всего дважды поднимется на верхнюю ступень подиума. И все, Себастьян – чемпион!

В принципе, понять логику, которая стоит за сим нововведением, можно. Болельщики непрерывно просят увеличить отрыв в очках между первым и вторым местом, чтобы победитель все-таки получал более убедительное преимущество, чем какие-то два очка. При этом у каждого свой рецепт: кому и три балла – нормально, кому-то хочется пять. Что лучше – никто не знает. Поэтому что может быть ценнее, чем победа сама по себе? Вот только, мне кажется, если уж идти по этой дороге, то до конца, и действительно решать положение в турнирной таблице так, как предлагал Берни, чтобы подогреть борьбу не только за первую, но и за все остальные позиции.

Хотя, кто знает, может это как раз первый шаг, и вскоре «Формула-1» будет считать места, а не очки. А может, наоборот, вернется к привычной схеме, а чемпион-2009 будет эдакий исключительный. Все равно весь сезон у нас получается вроде как переходно-экспериментальный, и по осени, а то и по ходу чемпионата, нам не избежать разбора полетов и изменений.

Вот идея, которая, как мне кажется, вовсе не доживет до 2010 года – ограничение бюджетов. Нет, на самом деле, мне в ней все нравится еще с 2007 года. Вместо массы мелких ограничений тут и там, которые просто невозможно запомнить (хотя, согласна, рядовому болельщику о них можно и не знать вовсе) – одно понятное глобальное. И в рамках выделенной суммы делай, что хочешь: развивай моторы, KERS, аэродинамику, тестируйся до посинения хоть на треке, хоть в трубе, покупай Райкконена или Алонсо… Да, и вот тут наступает облом, потому что ни того, ни другого в рамках того бюджета, что предлагает экономный Макс Мосли, купить не удастся. Из каких соображений вообще взялась цифра в 30 млн фунтов стерлингов (33 евро, 42 долларов) – понять невозможно. Не иначе бережливой и еще не существующей американской командой навеяло, потому что ни одной другой конюшни, функционирующей в «Ф-1» с такими деньгами, нет.

Была одна недавно. «Супер Агури» называлась. И именно благодаря ей болельщики узнали, что только на участие в европейском Гран-при (приехать, развернуться, кое-какие запчасти, откатать дистанцию очень аккуратно, потому что можно повредить что-то очень дорогое или отсутствующее «на складе») команде нужно было 2 млн долларов. Умножаем на 17 этапов, получаем 34 млн зеленых на очень скромные выступления, и в остатке – 8 млн на все остальное. Конечно, сейчас на дворе кризис, карбон подешевел, перелеты Берни оплатит, но неужели Макс всерьез думает, что какая-нибудь изголодавшаяся по победам «Тойота» рискнет подписаться на программу 90-процентного снижения бюджета, зная, что обязательно найдется тот, что кто на это не пойдет?

Основная идея, правда, состоит в том, чтобы «бедным» дать техническое преимущество над «богатыми». Моторы разморожены, без лимитатора оборотов, аэродинамика подвижная, KERS мощнее. Итого, если у команд-тридцатимиллионников, конечно, останутся деньги на то, чтобы сделать что-то путное, – два типа болидов пелотоне. Хоть ты два Кубка конструкторов устраивай. Вот только очень хорошо вписывается сюда вчерашняя аргументация на тему, почему «Форс-Индия» никогда не станет «Маклареном». Тем более что работают они на одном двигателе. Это что же получается: «Мерседес» будет развивать движки не для своей команды, а для индусов, а потом их продавать за пять миллионов в год? Или, может, Маллья заплатит за разработки? Так немцы ему счет выставят – до гонок дело уже не дойдет.

А как быть с тем, что в период кризиса курсы валют скачут непредсказуемо? Вроде в начале месяца был еще в пределах 30 млн фунтов, и вдруг раз – и вылетел. А ФИА тут как тут со своими «суровыми штрафами»… В общем, как всегда, испоганили неплохую в принципе идею. Ведь можно было сделать, как запланировано ранее: постепенно, за несколько лет снизить планку до приемлемого уровня. Одно хорошо – дело это необязательное, и, если ФОТА продолжит свое мирное, сплоченное существование, под бюджетным ограничением вряд ли кто-то подпишется. Ну, разве что американцы.

Остальные принятые сегодня на Совете решения – открытая подачка Ассоциации команд, чтобы им было не так обидно за то, как с ветерком прокатили их программу Roadmap for the future of Formula One. Как и просили, гонщики теперь станут все как на подбор жутко дружелюбными, в пятницу на пит-лейн будут раздавать автографы (правда, непонятно, кому – обитателям «Паддок-клуба», у которых и так есть шанс заполучить вожделенную закорючку?), а сразу после выбывания из квалификации или схода в гонке начнут давать интервью прессе. Честно, я бы хотела посмотреть реакцию на это правило Михаэля Шумахера после инцидента в Спа-98 …

Оглашение объема топлива на борту сразу после квалификации – мера, которую я не понимала еще в тот момент, когда ее предложила ФОТА. Они явно хотят отобрать хлеб у журналистов (у меня в том числе!), которые только и делают с субботы и до первого пит-стопа, что гонят предположения о том, кто тяжелее, а кто вообще на парах бензина. Нет, серьезно, зная загрузку топливом, какой стратегический интерес? Никогда раньше нам не подсказывали, кто пойдет на пит-стоп на каком круге, и это было нормально. А если задумано с тем, чтобы мы поняли расстановку сил в квалификации, так мы и так ее прекрасно видим… когда болиды пустые за поул борются.

Кое-что Совет ФИА подкрутил сегодня и в техническом регламенте на этот год. Что конкретно, пока не говорят, но судя по количеству уже обнаруженных командами «серых зон», именно их наспех и латали. Интересно, сколько болидов в Австралии окажутся не совсем легальными?