Консерваторы против рисковых парней
Интересная гонка, напряженная до самого финиша, украшенная очной борьбу на трассе за лидирующие позиции и разными шинными стратегиями при одинаковом количестве пит-стопов у главных действующих лиц, и при этом не раскромсанная на кусочки дождем или сэйфети-каром, по нашим временам – зверь из «Красной книги». Поэтому если к концу сезона у болельщиков найдется альтернатива для сравнения с Гран-при Канады, нам очень повезет…
Честно говоря, за предыдущие этапы я даже немного соскучилась по тактическому разнообразию. Правило одних и тех же шин на третий сегмент квалификации и старт гонки явно не работало, и выбор команд на сухие уик-энда стал до боли предсказуемым: опциональные на заключительные 10 минут субботы, затем короткий отрезок на них же, и дальше до финиша, благо основные покрышки выдерживали любое издевательство, которое придумывали для них пилоты. Сказать, что в Канаде это правило выстрелило, положа руку на сердце, нельзя. Большая часть «вины» за оригинальные стратегии все же лежит на причудах погоды в первые дни Гран-при и общих характеристиках асфальта автодрома имени Жиля Вильнева. Однако какую лепту внесло и оно, ведь делать непростой выбор резины командам пришлось не по текущим метеоусловиям, а загодя.
Даже когда никто особо не знает, как лучше, все равно существует два пути решения проблемы: консервативный и рисковый. А поскольку в отношении «суперсофта» существовали большие сомнения – он и «сдыхал» кругов через восемь, и на загруженной топливом под завязку машине обещал темп на 0,6 секунды хуже, чем «медиум», – поначалу казалось, что его выбор тем же «Маклареном» принадлежит ко второй категории. Но с другой стороны, такой подход, во-первых, соответствует сложившейся традиции, во-вторых, приглянулся и большинству участников третьего сегмента квалификации, а в-третьих, как раз таки команде из Уокинга рисковать на данном этапе не было никакого смысла – Льюис Хэмилтон был быстрее главных соперников из «Ред Булл» в любой обувке.
Другое дело «быки». Их решение стартовать на основных покрышках не нашло массовой поддержки, но главное, они впервые после Гран-при Бахрейна приехали на этап не в ранге фаворита, уступив эту привилегию как раз «Макларену». Против технологического преимущества MP4-25 на прямых монреальской трассы у «Ред Булл» оружия не было, кроме возможности отличиться от соперника стратегически и надеяться на то, что это отличие окажется для них выгодным. А это уже не просто минимизация потерь на неподходящих трассах. Больше похоже на желание где-то отыграться за последствия предыдущих растрат очков, и даже в какой-то момент возникло впечатление, что «быки» задергались, чувствуя, как в спину их преимущества уже вовсю дышит «Макларен». Следующая трасса в Валенсии снова, как и в Канаде, не блещет быстрыми поворотами, а технические проблемы команду все еще и не оставляют, достав ее на этот раз двумя сбоями с коробками передач. Напряжение как-то очень явно сквозило в переговорах Феттеля по радио во время гонки – немец, по-видимому, и не ожидал, что перед ним все три машины окажутся прямыми соперниками за позицию.
Конечно, существовала возможность того, что шинная тактика «Ред Булл» себя оправдает. В конце концов, Льюис Хэмилтон прошел на своем среднем комплекте 19, а затем, благодаря уменьшению топлива в баках и все большему обрезиниванию трассы, и все 44 круга – и кто до сих пор считает, что чемпион-2008 «жрет резину на завтрак, обед и ужин»? Но для Феттеля и Уэббера первой неожиданностью стал износ их основных покрышек – при повышении температуры в воскресенье на 10 градусов по сравнению с субботой значительно сократился не только срок службы шин соперников, но и продолжительность жизни надежд «быков». Собственно, с ними уже все стало ясно на 9-м круге, когда в боксы отправился также рисковавший на основных Роберт Кубица, а выехавшие с пит-стопов и уже прогревшие резину «Макларены» и «Феррари» пошли быстрее в среднем на секунду.
Второй неожиданностью для подопечных Кристиана Хорнера стали круговые. Вернее, полное их отсутствие на пути соперников. Столкновения и вылеты на первом круге так основательно проредили середину пелотона, куда должны были провалиться, и где должны были застрять намертво Хэмилтон, Баттон и Алонсо, что единственным «препятствием» на их пути стал Хейкки Ковалайнен, и тот чудесным образом оказавшийся на шестой позиции. Согласитесь, когда в гонке сухо, а в лидеры, пусть всего на круг, выходит Себастьян Буэми – это не совсем нормально.
«Ред Булл», занявший в итоге два места под подиумом, утешает себя тем, что цель – минимизация потерь – на данном этапе достигнута, ибо могло быть хуже. Хуже, в преставлении Хорнера, это еще одна «Феррари» и как минимум какой-то «Мерседес», ведь у «быков» нет ни модных воздуховодов, ни лучшего мотора, и вообще, трасса им не подходит по характеристикам. А ведь еще два Гран-при тому мы чуть не хватались за голову: «Ред Булл» – непобедим…
Кстати, если уж зашла речь о более медленных машинах и здесь же круговых, не показалось ли вам, что в этом Гран-при они сыграли непривычно большую роль, местами открыто, местами не очень заметно влияя на то, как в итоге расположились на финише пилоты? Про то, как о них споткнулись расчеты тактиков «быков», мы уже говорили, но это было еще не все. Себастьян Феттель успел пожаловаться, что потерял шесть секунд за два круга из-за неуступчивого кругового, что не позволило ему бороться с Дженсоном Баттоном за подиум (в свете проблем с коробкой и катастрофическим сбросом темпа на последних кругах, ему все равно бы это не помогло). Фернандо Алонсо не только дважды терял позиции, но и перед вторым пит-стопом, имея преимущество в скорости над Хэмилтоном на протяжении двух кругов, потерял возможность отыграться у англичанина за обгон, уткнувшись в Ярно Трулли. Конечно, все это – часть гонки, и умение защитить позицию, одновременно обгоняя кругового, точно так же, как и умение воспользоваться заминкой и выиграть позицию, должны быть в арсенале любого пилота. Но, как и чрезмерный износ резины, в зрелищность Гран-при на этот раз действительно вмешался трафик.
Естественно, для «Феррари», упустившей шанс в Монако и не имевшей никаких вариантов в Турции, возвращение на подиум можно считать отличным результатом. Просто не оставляет ощущение того, что Алонсо мог вынести из этой гонки гораздо больше. Что ж, такая возможность будет у него в Валенсии. Там, конечно, не копия Монреаля, прижимной силы потребуется больше, но в целом похожие прямые, соединяющие медленные повороты. Существенная модификация болида сделает его единственным обладателем всех новомодных изобретений этого года – от воздуховода, до низко расположенных выхлопов а-ля «Ред Булл» – с чем Скудерия и надеется пойти против «Макларена», который и на следующий этап пока остается фаворитом. Что касается команды Феттеля и Уэббера, то будет крайне интересно посмотреть на ее дальнейшее поведение под прессингом, желательно, как и в прошедший уик-энд, как минимум двойным.
Такое впечатление, что «супер-мягко»-стартовавшие точнее придерживались своего плана на гонку.
Понятно, что свою лепту внесла стабильная погода и отсутствие сэфети-кара, что само по себе редкость для Канады. Хотя заводила «супер-мягко»-стартовавших перед гонкой говорил как раз об учете при выборе тактики большой вероятности эксесов. Но и без этих неприятностей рисковые уверенно довели гонку до
выигрыша.
В общем получается, что рисковавшие оказались расчетливее консерваторов :-)
После Гран При Канады компания Bridgestone решила использовать состав SuperSoft, который сильнее всего гранулировался и изнашивался в Монреале, в большинстве оставшихся гонок, чтобы фактор выбора шин и стратегия их использования стали одной из переменных Гран При.
В Bridgestone подчёркивают – этот выбор не скажется на безопасности, которая является приоритетом для компании. Составы резины на два ближайших Гран При уже были объявлены – в Валенсии команды будут использовать SuperSoft и Medium, в Сильверстоуне – Soft и Hard, так что новый принцип выбора резины стартует только в Гран При Германии.
Гвозди на асфальте -дешево и сердито :-)