8 мин.

Лидер «Ф-1» знает 6 русских фраз – его учил суперталант из Питера. Есть видео

Что объединяет российского гонщика Роберта Шварцмана, выступающего сейчас под израильским флагом, и австралийца Оскара Пиастри? Совместный сезон в «Ф-2» за «Прему».

Они провели 2021-й бок о бок в одной команде и до определенного момента вели борьбу за титул. Оскар Пиастри, который проводил первый сезон после чемпионства в «Ф-3», получил в напарники уже опытного (второй год в «Ф-2»), но тоже чемпиона той же серии Роберта Шварцмана.

За год в «Преме» австралиец собрал 11 подиумов (6 побед), тогда как российский пилот – 8 (2 победы). Финальное преимущество Пиастри над Шварцманом составило впечатляющие 60,5 баллов – 252,5 против 192. Уже тогда эксперты говорили, что Оскар – будущий претендент на титул «Ф-1».

Но мы вернемся на несколько лет назад, когда в сентябре 2021-го сочинский автодром принимал Гран-при России. Пресс-служба «Премы» придумала для своих пилотов челлендж: так как для Шварцмана гонка была домашней, а Пиастри не знал ни слова по-русски, первому предложили обучить второго нескольким фразам.

Все это назвали Russian to survive, обыграв название популярного сериала про «Ф-1» от Netflix (Drive To Survive). Вот что из этого получилось.

Взяли фразы, которые помогли бы Оскару не растеряться в Сочи. Первая – «какой пароль Wi-Fi?»

«Каво…» – у Пиастри не получилось первое же слово. Но со второй попытки он все-таки справился: «Какой парол (с мягким знаком было сложно) вайфай. Еее, я говорю теперь по-русски. Прекрасно. Мы сделали самую важную вещь».

Вторая фраза – «где находится спортзал?» Вдруг австралийцу захотелось бы перед гонкой подтянуть физическую форму, а рядом никто не говорит на английском.

«Гиде нахолится спортзал?» – Оскару довольно трудно далось первое слово из-за буквы «г», а «д» он проглотил и получилось что-то похожее на «л». Однако вы бы поняли его, если бы он подошел к вам и спросил про зал.

Третья фраза – «где находится трасса?» И ее предложил сам Пиастри. Хорошо включился в челлендж и показал тягу к новым знаниям!

«Гиде» снова – о, я понял, что «гиде» – это where, – обрадовался Пиастри. – Я уже выучил это! Гиде нахоится трасса».

Нынешний пилот «Макларена» в общем-то и тут справился, но обоих рассмешило то, как Оскар произнес слово «находится». Буква «д» ему дается с трудом – все-таки в родном языке она используется иначе.

И снова Пиастри проявил инициативу и захотел узнать, как по-русски звучит комбинация «лево – право – прямо».

«Лево, право, прямо. Это было легко!» – теперь Оскар сможет подсказать таксисту, где его нужно высадить.

Побыли в Сочи и хватит. Теперь самое время лететь назад, но перед этим узнать «где аэропорт».

С ней Пиастри справился очень легко, но от шутки не удержался: «В зависимости от того, как все пройдет в Сочи, она может очень пригодиться».

Роберт Шварцман так быстро произнес фразу, в которой уже не было знакомого «где», что австралиец попросил сделать это помедленнее.

У Оскара все получилось хорошо, за исключением буквы «г» в слове погода. Затем он прекрасно произнес «солнечно», но «дождливо» вышло с таким выражением лица:

От легких фраз, которые дались Пиастри довольно легко, перешли к тем, что посложнее – «можно, пожалуйста, мне борщ?»

Когда Роберт произнес ее, то ученик настолько ничего не понял, что отреагировал таким движением и добавил: «Давай еще раз и по одному слову».

Когда Шварцман проговорил все, как просил Оскар, у австралийца кое-как получилось все произнести. Но он признался, что далось это тяжело. А потом добавил: «Мне очень трудно запомнить хотя бы первое слово. Думаю, теперь я хорошо знаю русский язык». Зря он это сказал, ведь пришлось повторять все, что ему говорили.

«Где аэропорто?» – спросил на итальянский манер Пиастри, но прекрасно сказал «лево», «право» и «прямо». Австралиец попросил выставить оценку его знаниям. Получил четыре, но с минусом. И блеснул словом, которому сегодня его не учили – «до свидания».

Шварцман попытался научить Оскара Пиастри шести фразам и трем словам, а австралиец, хоть и повторил все, запомнил только одну (где аэропорт), а также (лево, право и прямо). Интересно, помнит ли он их до сих пор?

Шварцман остался без мечты о «Формуле-1», а Пиастри – один из претендентов на титул

С сентября 2021 года многое изменилось. Оскар Пиастри стал чемпионом «Формулы-2», чуть было не подписал контракт с «Альпин», но благодаря лазейке оказался в более сильной команде – «Макларене».

На третий год он заматерел, получил нужный опыт и быстрый болид, что позволяет ему лидировать в чемпионате. И это притом, что противостоит ему не только четырехкратный Макс Ферстаппен, но и партнер Ландо Норрис с шестью годами опыта в «Ф-1». Сейчас именно Пиастри у букмекеров главный претендент на победу в чемпионате.

Позади у Оскара 53 Гран-при, в которых он 16 раз был на подиуме, 6 раз победил, а также трижды стартовал с поула. Его хладнокровностью впечатлены многие формульные эксперты. Хорошая заявка на успех.

После вице-чемпионства в «Ф-2» в 2021-м Шварцман не получил место боевого пилота «Ф-1», но стал тест-гонщиком «Феррари», в академии которой был слушателем.

Годом спустя его на аналогичную должность подписала «Пенске» из «Формулы-Е», но Шварцман хотел быть на трассе и заключил контракт с командой AF Corse для участия в GT WCEE. В 2024-м Роберт перебрался уже в WEC, откатал «Ле-Ман» на гиперкаре «Феррари», стал резервным пилотом Скудерии и тестовым у «Заубера».

Новый сезон Роберт начал в знакомой «Преме», но в «Индикаре» – пока без особых успехов (лучшее место – 18-е). Но в этот уик-энд на трассе в Индианаполисе проходит легендарная «Инди 500» и россиянин сенсационно взял поул. Причем сделал это с первой попытки!

После этого достижения Шварцман заявил, что он не хочет довольствоваться достигнутым и планирует бросить вызов многократному чемпиону Алексу Палоу, который доминирует в сезоне.

«Моя цель, разумеется, не только «Инди». Это потрясающе, уникальный опыт, но нам нужно улучшить и болид для дорожных трасс, чтобы как можно ближе подобраться к лидерам. Ведь я хочу сражаться, к примеру, с Алексом Палоу, который лидирует в чемпионате с большим отрывом. Я хочу к нему подтянуться. Хочу бросить ему вызов.

Это меня мотивирует: «Чувак, тебе слишком легко, я должен осложнить тебе жизнь, хочу приблизиться к тебе и сразиться с тобой».

Получится ли?

Что еще почитать про Шварцмана и Пиастри:

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson/Getty Images, Justin Casterline; premaracing.com/en