10 мин.

Первый полностью женский экипаж в истории наших гонок – проехал наравне с топами! Мы видели их дебют

Едва не заехали на подиум дождевого марафона.

Первый этап серии G-Energy СМП РСКГ Эндуранс этого года можно отнести к историческим событиям нашего автоспорта, ведь 18 мая на старт 4-часового марафона вышел дуэт Ирины Сидорковой и Виктории Блохиной – первый полностью женский экипаж в российских гонках! Серия, в которой дебютировали девушки, по престижу располагается наверху иерархии отечественного автоспорта: благодаря статусу кубка страны на этапы съезжается большинство топ-пилотов России, включая тех, кто выступает за рубежом, а сам формат максимально приближен к мировым соревнованиям по многочасовым марафонам, где участвуют команды из нескольких гонщиков за рулем прототипов (машины, схожие по конструкции и характеристикам с «Формулой-1») или суперкаров класса ГТ, в которых угадываются черты дорожных версий «Ламборгини», «Мерседеса» и других спортивных машин люксовых марок.

Сидоркова и Блохина поехали свою первую гонку на подмосковном треке «Москоу Рейсвей» не только в наиболее требовательной дисциплине, но сделали это на одной из самых быстрых машин пелотона и в условиях ливня, по итогу избежав инцидентов и приехав на шестое место в абсолюте из более чем двух десятков экипажей.

Сыграл солидный опыт, которым обе спортсменки обладают несмотря на совсем еще молодой возраст: Сидорковой – 21 год, Блохиной – всего 18 лет. Тем не менее у Иры за плечами уже три полных сезона в российских кузовных сериях, несколько подиумов и победа, а до этого гонки в международных «формульных» соревнованиях, в том числе W Series, когда-то считавшейся фарм-чемпионатом для претенденток на место в «Ф-1». Вика и вовсе была приглашена на просмотр в гоночную академию «Феррари» еще в 14 лет и затем на постоянной основе выступала за границей в различных юниорских чемпионатах «формул». 

С большой вероятностью речь идет в целом о первом случае, когда на старт «кольцевых» соревнований в России вышла команда с целиком женским составом. В советский период подобная практика была распространена только в ралли, а после 1991-го в России девушки совместно на топ-уровне не выступали.

«Сегодня женские экипажи выступают везде в мире, поэтому почему бы и нет. Чем мы хуже?

[Об идее создать женский экипаж] узнала примерно тогда же, когда и все, и подумала «прикольно». [Виктория Блохина] с большим «формульным» опытом, поэтому каких-то тяжелых проблем [у нее с адаптацией к прототипу] не возникало. Она села и сразу поехала в отличном темпе. Вместе у нас темп тоже отличный», – делилась мнением о проекте и своей юной напарнице Ирина Сидоркова перед стартом.

В мировом автоспорте чисто женские экипажи уже давно не редкость – сказывается большее количество соискательниц и наличие программ, которые целенаправленно готовят девчонок к выступлениям в больших гонках.

Например, в главном марафоне планеты «24 часах Ле-Мана» в зачет для техники ГТ регулярно заявляется женская команда Iron Dames, являющаяся подразделением системы Iron Lynx – крупного европейского гоночного коллектива, с которым до недавнего времени сотрудничала программа гиперкаров «Ламборгини» и Даниил Квят.

В Ле-Мане 2021 года гонщицы выступали даже в более престижном классе прототипов LMP2. Правда, для трио Татьяны Кальдерон, Софии Флерш и Бейтске Виссер тогда все закончилось крупной аварией – заглохшую машину Флерш ночью протаранил еще мало кому известный Франко Колапинто, (выступавший, между прочим, за российскую команду!).

Теперь идею женских экипажей поддержали в наших гонках.

Девушки поехали на российском прототипе с мотором под 530 л.с. – управлять им не сложнее чем юниорской «формулой»

Экипаж Сидорковой-Блохиной дебютировал за рулем российской разработки BR03 – мощного (мотор в зависимости от настроек выдает от 420 до 530 лошадиных сил) и при этом несложного в управлении прототипа, который специально строится для соревнований внутри страны.

По задумке создателей из программы развития автоспорта «СМП Рейсинг» BR03 должен служить своего рода следующей ступенькой после картинга и младших «формульных» гонок, при этом по скорости не уступая дорогостоящим суперкарам GT3.

«Эта машина что-то между «формулой» и «кузовами». Есть что-то от «формул», что я могу применить, а есть что-то от «кузовов», что я еще только учусь применять. – объяснила Вика Блохина, которая впервые села за руль не только BR03, но и прототипа в целом, незадолго до своей первой гонки. – Посадка в кокпите – немножко другая.

В «формульном» болиде ты как бы лежишь, а тут, скажем, более автомобильная, «сидячая» посадка с автомобильными педалями. Иногда спине с непривычки больновато, но привыкаю».

О том, что юниорка, ранее выступавшая за границей, поедет в прототипах вместе с главной «кольцевой» гонщицей страны Ириной Сидорковой, еще в начале марта заявил ее агент Петр Алешин.

В 2021 году Блохина была приглашена на просмотр в Академию «Феррари», где дошла до финального раунда отбора, после пыталась закрепиться в зарубежных сериях «Формулы-4» и «Формулы-3» без спонсорской поддержки.

Кулуарно камнем преткновения для карьеры на Западе было как раз происхождение девушки, из-за чего в прошлом году менеджмент гонщицы неуклюже пытался позиционировать ее как «киргизскую сенсацию» (москвичка Блохина выступала под лицензией этой страны – Спортс’‘) и договаривался о роли амбассадора трассы-долгостроя «Сокол» в Казахстане.

(Скриншот из журнала The Glam)

Целью Блохиной была ни много ни мало «Академия F1» – полностью женский формульный чемпионат для молодых гонщиц и идейный наследник W Series, где когда-то гонялась Сидоркова.

«А почему Виктория Блохина, умница, красавица и спортсменка, до сих пор не в F-1 Academy? Спросите вы меня. И я вам отвечу. Я два года делаю все, чтобы Вика там оказалась. В женской серии, в которой, поверьте, прекрасно себя бы чувствовала. Но. Официально на эту тему никто общаться не хочет, просто не отвечают. А неофициально, с «понимающим» выражением лиц, говорят про гражданство РФ. Которое, разумеется, есть у Вики», – жаловался менеджер гонщицы Петр Алешин.

Усилия оказались тщетны и в этом году: после завершения выступлений в зимнем кубке испанской «Ф-3» Блохина с приличным «формульным» опытом вернулась в Россию. А дальше в сжатые сроки началась подготовка к дебюту на BR03: подгонка сиденья прошла только в 20-х числах апреля, после чего в столичном регионе пошел снег и времени для полноценных тестов на настоящей машине и трассе, оставалось в обрез.

«Я сразу согласилась ехать, потому что есть будущее и в прототипах и в «формулах». Всегда надо пробовать новую технику. [О приглашении в команду] узнала за два месяца, но все закрутилось за месяц до моей первой гонки», – рассказала Блохина.

Модный сейчас симрейсинг особой роли в адаптации не сыграл, но зато прототип оказался понятен и где-то близок к болидам молодежных «формул».

«На симуляторах понять новую машину сложно, потому что ты не чувствуешь ее. Баланс на нем никак не ощутить. Можно понять поведение машины, но все равно очень сложно взять что-то из симулятора в реальный мир, кроме как изучить трассу и траектории».

«Если честно, большой разницы [с «Ф-4»] не почувствовала. Тут больше чувствуется, что машина тяжелее, масса намного больше. Очень чувствуется, как «ходит» трансфер – когда тормозишь машина сильно наклоняется вперед, а на разгоне наоборот вес переносится на задние колеса.

Из-за этого пришлось привыкать тормозить до 100 [километров в час]. В «формулах» всегда тормозишь не раньше этой отметки, а [на прототипе] в конце прямой нужно сильное торможение до 100 даже с учетом более лучших тормозов. Но физически [управление BR03] примерно на одном уровне с «Формулой-4». Я переходила в «Формулу-3» и там, конечно, несравнимо тяжелее».

Шестое место, хотя могли приехать в топ-3. Несмотря на завал, ливень и нулевую видимость

Прототип под номером 51, на котором ехал женский экипаж, был одним из четырех BR03 в марафоне. В квалификации гонщицы показали шестое время, уступив только таким опытнейшим соперникам: первому русскому пилоту «Формулы-1» Виталию Петрову, чемпиону мира WEC Роману Русинову, многократному чемпиону России Кириллу Ладыгину и победителю этапов мировой «Ф-3» Александру Смоляру.

В гонке ключевая роль в дуэте ожидаемо отошла более опытной Сидорковой, которая ездит на российском прототипе уже второй полноценный сезон. Именно Ира взяла на себя два самых напряженных отрезка – старт, а затем вопреки первоначальному плану выступила финишером вместо Блохиной.

На первом круге ей удалось миновать массовый завал, который случился на мокром после дождя треке.

Стартовая авария выбила из борьбы не только две машины кузовного класса ГТ4, но заодно испортила гонку обладателю поула Константину Терещенко на прототипе «Лижье» столкнувшемуся с одним из экипажей BR03 в составе Смоляра и Кирилла Смаля.

Из-за последствий контакта обе машины заехали на длительный ремонт в боксы, а в начале второго часа гонки на болиде пилотов «СМП» самопроизвольно сработал огнетушитель, после чего им пришлось сняться с дистанции по правилам безопасности.

Вылет сразу двух фаворитов сыграл на руку девушкам и несколько раз за время заезда им удавалось подняться в тройку лидеров. Темпу экипажа №51 не мешал даже усилившийся ближе к закату дождь.

В сумерках и брызгах видимость на «Москоу Рейсвей» упала практически до нуля.

Менее чем за 40 минут до финиша 4-часового марафона Виктория Блохина шла третьей, но заключительная остановка для смены пилотов отбросила женский экипаж обратно на 6-е место, которое стало их итоговой позицией в протоколе.

Для двух других прототипов BR03 гонка сложилась успешнее – Виталий Петров, Кирилл Ладыгин и Константин Сугробов заняли второе место, уступив только Алексею Несову и Максиму Кизилову на «Мерседесе» AMG GT3, а рядом на третьей ступени пьедестала расположились пилоты клиентской команды Lecar Сергей Титаренко и Самвел Искоянц.

И все же исторический дебют женского экипажа удался – две экс-формулистки показали себя здорово. В гонке, проходившей в сложных условиях и с большим количеством контактной борьбы, Сидорковой с Блохиной удалось избежать аварий и поломок, при этом они показали хорошую скорость.

Тем интереснее будет следить за выступлениями многообещающего дуэта в следующих гонках. И, возможно, даже за их победами?

Что еще почитать о российском автоспорте?

Фотографии: Григорий Голышев и Марат Даминов для G-Drive СМП РСКГ; Эрик Расулев; соцсети, Eurocup-3