Новый российский болид в теле «Москвича»: двери открываются вверх!
Наш автоспорт продолжает поставлять премьеры: вслед за гоночным дебютом суперкара Rossa LMGT на марафоне в Дубае, в России презентовали еще одну разработку.
Речь о проекте MARTT от московской «АртЛайн Текнолоджи» – компании гоночного энтузиаста Шоты Абхазавы.

MARTT – аббревиатура от «Москвич АртЛайн Текнолоджи», так как производственные цеха и конструкторское бюро располагаются на территории бывшего завода АЗЛК, где с 1930-х собирались автомобили культовой советской марки.
«Москвичом» навеян в том числе дизайн – за основу облика MARTT взяли малолитражку «Москвич-401» (который был вдохновлен «Опелем» Kadett).

Мотором нового российского спорткара выбран ВАЗ-21126, как на «восьмерке» и «Гранте».
Причем у MARTT будет сразу две версии – дорожная с серийным двигателем и трековая с турбиной и мощностью 300 л.с. (при весе гоночной машины в 875 кг). Разгон до 100 км/ч обещают за 4,3 секунды.

«МАРТТ представляет собой двухместную «формулу», построенную по всем канонам автогонок, накрытую легким кузовом из композиционных материалов. В основе несущей конструкции – карбоновый монокок и интегрированная в него сварная алюминиевая рама, к которой сверху прикреплен каркас безопасности.
Расположенные продольно двигатель, картер сцепления и коробка передач жестко прикреплены к задней стенке монокока и включены в общую силовую схему, как на всех «формулах», – сообщается в релизе «АртЛайн Текнолоджи».

В конструкции нового болида в целом присутствует много комплектующих от «формул».
Например, адаптированная торсионная подвеска, позволяющая настроить жесткость, клиренс, амортизаторы, а также другие основные параметры. Механическая коробка передач на MARTT выполнена в секвентальном варианте с подрулевыми «лепестками».
Изюминкой машины стали открывающиеся вверх двери-чайки.


По заявлениям производителя, версия, представленная на фото, дорожная и прошла все проверки на безопасность перед постановкой на учет в ГИБДД.
Что касается гоночной модели, то планируется сначала заявить ее на соревнования, «не лимитирующие мощность». Поэтому дебют в главной серии страны РСКГ, где для каждого класса действует жесткий регламент, пока маловероятен.
«Формульному» «Москвичу» есть где гонять в России, но все будет упираться в его доступность
Хотя MARTT позиционируется как машина категории GT, речь скорее идет об аналоге французского «Митджета» для местного рынка.
Обе разработки относятся к классу «силуэтов» – гоночных автомобилей на основе пространственной рамы, поверх которой крепится (часто обычными застежками) стеклопластиковый кузов с узнаваемыми элементами определенной марки, например, двойной решеткой радиатора, как на «БМВ».

На первую версию «Митджета 1.3», созданную в нулевых французским гонщиком Жан-Филиппом Дайро, ставили мотоциклетные двигатели. Вкупе с малым весом болида это давало неплохие разгонные характеристики при низкой цене силовой установки.
Кроме того, пилоты отмечали простое и предсказуемое управление таких машин, а значит, их доступность для новичков. В общем, максимальное соответствие формуле «дешево и сердито».
В России «Митджеты» зашли – и промоутеры из компании Arctic Energy в 2014-м закупили эту технику для собственной серии, а год спустя приобрели новое поколение «Митджет 2.0L» уже с автомобильными моторами «Рено».
На пике популярности серия «Митджет Россия» выступала на разогреве у «Формулы-1» в Сочи, где также располагался ее хаб. Но затем последовали пандемия, сложности с поставками запчастей, спад интереса со стороны гонщиков и смерть руководителя проекта Сергея Егорова, после чего «Митджет Россия» прекратил существовать как самостоятельное соревнование.
Сейчас оставшиеся на ходу «Митджеты» выступают в разных зачетах РСКГ.

Разработка «АртЛайна» по крайне мере в техническом плане близка к «Митджету»: немного тяжелее – 875 кг в гоночной версии против 750 у «француза», но и мощнее с заявленными 300 л.с. «ВАЗовского» мотора, в то время как «Рено» выдает только 230 лошадей. В обеих машинах используется «гоночная» секвентальная коробка передач.
Ключевым для будущего MARTT станет его ценовая доступность: не самые сложные и недорогие комплектующие, плюс возможность купить и обслуживать болид в России (без необходимости обходить санкции с таможенными препонами) выглядят хорошей предпосылкой.
Но одновременно вызывает вопросы, будет ли машина востребована у пилотов и удастся ли перейти от штучной сборки хотя бы к мелкосерийной, чтобы снизить итоговую стоимость.

Компания Шоты Абхазавы известна тем, что в нулевых сама разрабатывала и собирала болиды младших «формул». Но в последнее время она сменила стратегию и пытается насытить российский автоспорт бюджетной техникой.
Например, в бюро переосмыслили и наладили выпуск ретрокаров «Легенда» (на фото выше), а еще вызвали резонанс своей «формулой», созданной по концепту 20-летней давности. Архаичный болид делали не для соревнований, а чтобы сдавать в аренду для тренировок за относительно небольшие (для автоспорта) деньги – 35 тысяч рублей за 20-минутную сессию или 80 тысяч за три практики по 10 минут.
Судя по всему, новое изобретение «АртЛайна» сделано по тому же принципу – недорогой, простой в обслуживании автомобиль с расчетом на неискушенных клиентов.
В российском автоспорте – культ ретроконверсий: есть драгстер из «Волги», раллийная «Калина» и рендер «Нивы» для кольцевых гонок
Силуэт-кар с внешностью «Москвича» 50-х – не единственный ретроболид из России. В чемпионате страны по дрэг-рейсингу RDRC еще два года назад презентовали промод в кузове «Волги» с мотором мощностью 3500 л.с.

А в российском ралли выступает ярославская команда СТК «Мотор» на созданной с нуля «Калине», которая представляет собой симбиоз из российского хэтчбека нулевых и «Субару» Impreza WRX.

Из недавнего также можно отметить фантазию дизайнера Владимира Гринчука, опубликовавшего рендер «Нивы», стилизованной под монструозные спорткары «Группы 5».

А как вам гоночные машины в стиле ретро? Скучаете по таким на треках?
Что еще почитать о российском автопроме и автоспорте?
Российский суперкар вывели в мировые гонки: «круг славы» и отказ мотора. Вышла наивная реклама?
Чемпион онлайн-«Ф-1», звезда гонок США – кто светил в первой молодежной «Формуле» России
В Россию вернулись гонки на болидах «Формул»: дорогое развлечение в условиях санкций
10 лет первому Гран-при России в «Ф-1». Каким он был и что за наследие осталось?
Борис Ротенберг теперь босс всех гонок России: забрал федерацию. Что ждет наш автоспорт?
Фотографии: Artline Engineering, Николай Булыкин/Wikimedia Commons, официальная страница РСКГ в ВКонтакте, RDRC, соцсети, СТК «Мотор»
Хорошо, что в стране не перевелись энтузиасты.
Теперь бы соответствующий спрос на их продукцию.
> Ключевым для будущего MARTT станет его ценовая доступность: не самые сложные и недорогие комплектующие, плюс возможность купить и обслуживать болид в России
какие-то прям взаимоисключающие пункты.