Как живет топ-автодром России: десятки тысяч посетителей, свои «формульные» болиды и секретная трибуна
Рассказывает босс «Игора Драйв».
За последние несколько лет автодром «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом без преувеличения стал центром российских гонок: после ухода «Формулы-1» трасса запустила собственный фестиваль GARAGE FEST «Игора Драйв», который уже на второй год проведения собрал несколько десятков тысяч зрителей на местные соревнования!

Сегодня фестиваль развился не просто в крупнейший автоспортивный ивент страны, но и площадку по развитию отрасли в целом – наравне с постоянно растущими профессиональными сериями, как REC и RDS, в программу мероприятия включены соревнования «Формулы Студент» для обучающейся по инженерным специальностям молодежи и в целом большое количество мероприятий, направленных на популяризацию гонок. Теперь команда автодрома планирует аналогичным образом развивать мотоспорт и делает ставку на новый большой проект под названием «Мото Драйв», а еще ждет приезда «формульной» серии, но уже российской. Подробнее об этих и других планах нам рассказал генеральный директор «Игора Драйв» Алексей Титов.
«Если на первом мероприятии у тебя тысяча довольных посетителей, на следующем их будет уже пять тысяч»
– В мае в России стартовал новый автоспортивный сезон, если говорить о кольцевых дисциплинах и в целом обо всех, кто не готов ездить по снегу или в распутицу. Насколько плотный график у «Игора Драйв»?
– Мне проще сказать, какие соревнования мы не принимаем, чем перечислять все, что будет в календаре. На «Игора Драйв» не проводят только чемпионаты России по ралли и по картингу, все остальное здесь есть и в большом количестве. Если раньше организаторы предпочитали бронировать для мероприятий выходные, то теперь из-за загруженности трека они все чаще выбирают слоты по будням. Так, например, у нас пройдет несколько велогонок, Чемпионат Санкт-Петербурга по шоссейно-кольцевым мотогонкам, частные тесты и различные корпоративные мероприятия.
– Главным событием сезона для трека является GARAGE FEST «Игора Драйв» 2025. Но в прошлом году ваша команда решила дополнительно развивать мотоветку и провела первый фестиваль «Мото Драйв» с почти идентичным форматом. Не было опасений, что два одинаковых феста пересекутся по аудитории и отберут ее друг у друга?
– Нет, таких переживаний с нашей стороны не было по целому ряду причин. Во-первых, аудитория автолюбителей и мотолюбителей в базе своей разная, изначально они не пересекаются. Безусловно какой-то малый процент пересечения все же имеется, но уверен, что он вряд ли на что-то влияет. Во-вторых, мы являемся организаторами обоих мероприятий, которые к тому же служат одинаковым целям. Это популяризация спортивных дисциплин, которые представлены на каждом фестивале, а также самого автодрома как многофункциональной площадки. Вместе с тем мы демонстрируем объект B2C-сегменту, то есть тем посетителям, которые готовы приехать к нам в другие дни, чтобы прокатиться на гоночном такси по трассе или пройти курс контраварийной подготовки. В этом смысле мы совсем не переживаем, если аудитория перетекает с одного мероприятия на другое. По сути, она все равно остается нашей.

К тому же, если бы у нас не появился второй фестиваль, то те люди, кто несколько лет подряд ездили на GARAGE FEST «Игора Драйв» и посчитали бы этот формат исчерпанным для себя, просто бы ушли. Но теперь у них есть возможность посетить «Мото Драйв» и увидеть что-то совсем иное. Со стороны может быть кажется, что фестивали абсолютно одинаковы, просто здесь машинки, а там мотоциклы. По факту они очень сильно отличаются. Другой характер спортсменов, другой характер гонок, эмоции разные, по музыкальному наполнению есть отличия.
– После первого «Мото Драйва» вы грустно шутили, что это было идеально организованное мероприятие, на которое никто не пришел. Как продвигали фестиваль в этом году?
– Базовый набор инструментов для продвижения остался неизменным. Это диджитал-реклама, выступления в эфирах и в целом работа с массмедиа. В прошлом году, насколько я помню, у нас в преддверии фестиваля не выходили публикации в крупных лайфстайл и спортивных изданиях. Второй момент, который очень позитивно работает в плане продвижения, это «сарафанное радио». Если на первом мероприятии у тебя есть тысяча довольных посетителей, на следующем эта тысяча превращается в пять. Просто потому, что люди приезжают домой, наполненные позитивными эмоциями, и начинают всем рассказывать, что были на фестивале и как это круто. Эту историю сложно измерить перед фестивалем, но по итоговым цифрам в этом году мы ее обязательно увидим.
Еще одним большим плюсом стало то, что в нас поверили спортсмены, за счет чего у соревнований «Мото Драйва» повысился статус до уровня полноценного национального чемпионата и кубка. Это значит, что гонщикам нравится то, что мы делаем, они готовы здесь выступать и приглашать фанатов, чтобы на них посмотрели. Не просто где-то в поле, а на автодроме с парковкой, едой, развлекательной программой и так далее. Поэтому в целом мы ожидаем картину по зрителям сильно лучше, чем годом ранее.
Где на трассе «Игора Драйв» лучшие места для просмотра мотогонок по мнению ее директора. Спойлер: это не VIP-ложа
– Как планируете развлекать зрителей на втором издании «Мото Драйв»? Чем новая программа будет отличаться от первого фестиваля?
– Если в прошлом году соревнования (на фестивале – прим. Спортс’‘) проходили без спортивного статуса, то в этом основная трасса «Игора Драйв» примет Чемпионат России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, а трек для кросса – первенство и чемпионат страны. Также в рамках фестиваля у нас пройдет Кубок по мотоджимхане – эта дисциплина представляет собой филигранное управление мотоциклом на площадке с препятствиями. То есть речь не про скорость, а про умение мастерски обращаться с техникой.

Для нас, как организаторов, во всем этом есть большой плюс, потому что с соревнованиями в статусе чемпионата России, ты получаешь в участники топовых спортсменов. У них профессиональный подход ко всему и, главное, они способны полностью раскрыть потенциал нашего автодрома, где есть целый ряд таких участков, от которых у мотогонщиков буквально дух захватывает. Но чтобы это могли заодно оценить зрители, на трассе должны ехать профессионалы.
К слову, хотел бы посоветовать одно уникальное место нашего автодрома всем, кто собирается посетить «Мото Драйв». У нас есть естественная трибуна в зоне «Ралли Мото Центра», откуда открывается прекрасный вид и на трассу для мотокросса и на часть шоссейно-кольцевого трека, поэтому можно наслаждаться мотоспортом во всех его проявлениях.

– Это только спортивная часть, а какие активности будут вне гоночной трассы?
– Помимо спорта планируется очень активная развлекательная программа. Например, выступление команды по мотофристайлу FMX13 титулованного райдера Алексея Колесникова. Они делают абсолютно невероятные вещи, крутят в воздухе кроссовые мотоциклы весом за сто килограмм словно бумажный самолетик.

Также заявлены стантрайдеры, про которых я говорю, что это аналог дрифта или фигурного катания, но только в мотомире. На «Мото Драйве» их будут представлять такие ребята с мировым именем, как Александр Михайлов, Сергей Аглиш и Фома Калинин. И, конечно же, мы не могли обойтись без выставки, поэтому, пообщавшись с Никитой Муравиным из проекта «Автокультура», решили привезти на фестиваль модели раритетных мотоциклов. Можно будет наслаждаться техникой не только в динамике, но и поглазеть на редкие современные мотоциклы либо очень крутые исторические.
– Музыкальную программу тоже решили переосмыслить и на «Мото Драйв» составили лайн-ап полностью из рэп-исполнителей.
– Мы подумали, что рок у нас традиционно звучит на GARAGE FEST «Игора Драйв», поэтому почему бы не объединить мотогонки с рэпом. Так и сложился нынешний лайн-ап. В субботу 7 июня на «Мото Драйв» выступит ST, а в воскресенье 8-го июня зачитают наш молодой питерский талант 10AGE и всем известный Feduk.
– И все-таки нет ли желания развить «Мото Драйв» в нечто большее и уникальное не только по российским меркам. Например, построить программу двухдневного фестиваля вокруг суточной гонки по типу мотоциклетных «24 часов Ле-Мана»?
– По части мотогонок мы придерживаемся сдержанной позиции. У нашей команды есть достаточно большой опыт в автоспорте, но с мотоспортом мы полноценно столкнулись только после начала работы на «Игора Драйв». Сейчас мы продолжаем изучать этот сегмент и на первый взгляд отечественное мотодвижение скорее всего не сильно захочет ехать длинные кольцевые гонки. С точки зрения зрителя эндуранс пока тоже достаточно сложный продукт, поэтому мы выступаем за короткие и зрелищные гонки. Но это же только начало.

Зачем в автопарке «Игора Драйв» появились «формульные» болиды
– Перейдем к «четырехколесным» и GARAGE FEST «Игора Драйв». Можно сказать, что формат этого мероприятия окончательно устоялся?
– Зачем что-то менять, если это работает. Спортивная программа в этом году останется без изменений: хедлайнером первого дня выступит Российская серия гонок на выносливость, которая становится все популярнее и в плане публики и участников, которых теперь на каждом старте набирается минимум двадцать с плюсом. Аналогичная история с серией RDS Open, чей этап пройдет в статусе чемпионата Санкт-Петербурга по дрифту. Сейчас это уже не дворовой чемпионат на битых машинах, как было в самом начале, а серия с мощными спортсменами и профессиональным паддоком.
Тоже очень сильно расширится в этом году «Формула Студент», во многом за счет международного присутствия. Уже заявлены команды из Китая, Казахстана, Египта, Индии, есть интерес со стороны Бразилии. Все это показывает, что вместе мы движемся в правильном направлении. Потому что, когда мы начинали работать с той же «Формулой Студент», то у нас с трудом набиралось десять российских ВУЗов, а сейчас участвует уже больше 25 команд, из которых почти половина зарубежные. Это очень радует.
Что касается концертной программы, то она будет представлена выступлениями Ани Лорак, Xolidayboy, Гарика Сукачева и группы «Три дня дождя». А традиционную выставку «Автокультуры» на этот раз посвятим гоночной технике – различным раллийным машинам и кольцевой классике. Всем будет, что посмотреть.
– Помимо двух крупных фестивалей на «Игора Драйв» в этом году должно состояться еще одно знаковое событие. На автодроме дебютируют «формульные» соревнования. Конечно, российский чемпионат юниорской «Ф-4» это не «Ф-1», которую здесь ждали, но все же как готовились к приезду?
– В парке автодрома есть восемь болидов «Ф-4», которые начали ездить у нас в режиме частных тестов еще в прошлом году. Трасса готова к соревнованиям этой техники и с точки зрения систем пассивной безопасности и в том, что касается работы команды маршалов, бригады извлечения, службы скорой помощи. Все наши сотрудники прошли необходимые тренинги Российской автомобильной федерации, чтобы быть готовыми к соревнованиям «формул».

Для России это все-таки не совсем дебют, так как в 2015-18 годах в стране был чемпионат «Формулы-4» североевропейской зоны, тогда еще приезжавший в Москву и Сочи. Тем не менее это все равно очень большой шаг для всего нашего автоспорта, потому что теперь молодежь поедет на современных болидах того же поколения, которое используют в сериях под эгидой ФИА по всему миру. Соответственно у наших спортсменов не будет никаких проблем с адаптацией, если они захотят выступить на аналогичной технике в зарубежных сериях. До этого такой возможности в России не было и если картингист все здесь выигрывал, то у него был единственный выбор ехать за границу, чтобы попробовать себя в «формулах». А сейчас выбор есть. Можно сказать, мы унифицировали свою учебную парту с международной и это действительно важное достижение.

Что еще почитать о российском автоспорте?
Первый полностью женский экипаж в истории наших гонок – проехал наравне с топами! Мы видели их дебют
Чемпион онлайн-«Ф-1», звезда гонок США – кто светил в первой молодежной «Формуле» России
10 лет первому Гран-при России в «Ф-1». Каким он был и что за наследие осталось?
Фотографии: пресс-служба «Игора Драйв»