«Дакар-2025» – скандальный 🤬: топы устроили поддавки, протестуя, а организаторы обнулили этап
В аравийской Шубайте финишировал главный ралли-рейд планеты – «Дакар».
Даже беглый взгляд на результаты намекнет на исторический итог: марафон впервые выиграл местный гонщик Язид Аль-Раджи. Саудовский миллиардер, известный по роскошному автодому для гонок, шел к этому успеху 10 лет.
Во многом победа достигнута из-за провалившихся фаворитов, которые рискнули и массово пересели на новую технику.
«Самая сложная гонка за 11 лет». Пожалуй, главный сюрприз «Дакара»
Громко анонсированные премьеры «Форда» и «Дачии» выбыли из борьбы за победу после первой трети дистанции, а лучше других в песках себя показал пускай и обновленный, все же проверенный временем пикап «Тойота» Hilux.
Именно за рулем такого и ехал победитель Аль-Раджи, а также его ближайший конкурент Хенк Латеган – внезапно долго не отдававший лидерство.
Малоизвестный гонщик из Южной Африки, раньше побеждавший лишь дома и на ничего не решавших спецучастках, внезапно оказался лидером заводской команды (ведь «рейдовая» программа гоночного подразделения японского гиганта Gazoo Racing базируется как раз в ЮАР!) и с новыми возможностями едва не сотворил сенсацию всего лишь на третьем своем «Дакаре».
Кстати, предыдущее издание Латеган пропускал из-за травмы плеча.
«Трудно зайти так далеко, лидировать так долго и ехать реально классную гонку, чтобы в конце проиграть всего из-за нескольких минут. Мы действительно сделали лучшее, что могли.
Команда была невероятной в том, чтобы вывести нас на такой уровень, поддерживать машину и нашу борьбу. Я просидел год и вернулся, и было невероятно сразу начать бороться с топами.
У нас была потрясающая гонка, грустно проиграть ее с таким небольшим отставанием, но мы будем бороться снова», – рассказал после финиша Латеган, уступивший Аль-Раджи меньше 4 минут.
Аль-Раджи, едва не проигравший марафон за два дня до финиша, когда попал в песчаную ловушку и показал лишь 53-е время на спецучастке, в итоговом интервью не скрывал радости.
«Я очень, очень рад сделать это. Гонка была непростой – самой сложной из тех, что я проехал за последние 11 лет. Конечно, сегодня мы поставили много рекордов: первый саудовский гонщик в победителях, а еще последние 25 лет ни одной частной команде не удавалось побить заводскую. Также это первый раз, когда «Дакар» выиграл местный гонщик».
Правда, выступающий за частный коллектив Overdrive аравиец ехал на почти на такой же машине, как у заводских экипажей, а его команда – все-таки самая большая среди нефирменных, с крепкими связями с поставщиками.
«Дакар» взял миллиардер! У него личная команда и автопоезд круче любой виллы
Как все сломалось у «Форда» и «Дачии»: выкатили премьеры, у которых даже сходы очень похожи
49-е издание ралли-рейда оказалось в целом не слишком благосклонным к большим брендам.
После ухода «Ауди» с многолетней программой электровнедорожников произошли и другие мегасдвиги: «Продрайв» выкатил совершенно новый прототип для «Дачии» (бренд «Рено»), с еще одной премьерой заявился «Форд». И наиболее надежная и предсказуемая техника осталась лишь у «Тойоты» – ее платформа Hilux в строю более 10 лет и, похоже, модернизирована по максимуму.
Один из трех претендентов на победу, прошлогодний триумфатор Карлос Сайнс показывал хорошую скорость за рулем нового «Форда» Raptor (монстра с мотором V8 как на «Мустанге») и с серьезно проработанным аэрообвесом. Но перевернулся и сломал каркас безопасности на второй день гонки.
Так как правила запрещают чинить жизненно важный элемент конструкции, испанец снялся, хотя и проехал целый этап «на синей изоленте».
А на следующий день по той же схеме из борьбы выбыл доминатор мирового ралли Себастьян Леб, которому никак не удается победить в абсолюте. Футуристичная «Дачия» Леба с уникальной системой амортизации (чтобы обеспечить пилотам комфортное вождение по бездорожью) перевернулась и тоже серьезно раскрошила кузов, после чего судьи нашли трещину в каркасе.
Несмотря на долгие препирательства о том, что повредилась не самая важная деталь защиты, команда все же не отстояла экипаж – и Леб тоже прекратил борьбу.
Второй раз подряд не сложился «Дакар» и для обладателя пяти «Бедуинов» Нассера Аль-Атии – еще одного новичка «Дачии», переманенного из «Тойоты».
Катарец на этот раз испытывал проблемы с навигацией и получил штраф за отвалившуюся «запаску» (буквально за порчу окружающей среды): слишком продвинутая система хранения отказала в самый ответственный момент. В итоге он записал в актив новой марки всего одну победу на спецучастке с итоговым 4-м местом в абсолюте.
Лучше него справился третий номер «Форда» Маттиас Экстрем: после сходов Сайнса и еще одного ветерана команды Нани Ромы швед замкнул пьедестал. С другой стороны, именно Рома оформил первую победу в истории Raptor на спецучастке – но для таких больших брендов, конечно, итог все равно разочаровывающий.
Борьбу докручивали искусственно: участники играли в поддавки, организаторы обнулили целый этап
Минувший «Дакар» отметился и спорными решениями – как участников, так и самих устроителей ралли-рейда.
Через день после старта предстоял марафонский этап «Хроно», когда во время ночевки машины нельзя обслуживать – и многие участники (включая топов) намеренно проехали первый спецучасток медленно.
В пустыне стояли и Аль-Аттия, и Леб – только чтобы на следующие сутки не прокладывать дорогу, как положено лидерам зачета, и тем самым избежать инцидентов. Переворот Сайнса, выехавшего среди первых, подтвердил правильность тактики. Но хитрецов разнесли их же коллеги.
«Это гонки и тот, кто побеждает, должен иметь преимущество от победы. Надеюсь, они поменяют это, ФИА должна понимать почему. В цирке – мы за клоунов. И если у нас всех одна и та же мысль, значит, мы думаем верно», – возмущался Нани Рома.
Участники и раньше жаловались на пункт регламента, когда победители этапа вместо преимущества получают еще больший риск, так как на следующий день расчищают дорогу остальным. Но, может, теперь после настолько явного и открытого саботажа его наконец пересмотрят.
Пока же организаторы сами отметились серьезным проколом: на 7-м этапе в маршрутной книге зачета Ultimate (в котором ехали все звезды) обнаружилась ошибка. В результате многие экипажи, включая Аль-Раджи, долго плутали по неверному маршруту.
Меньше всех потерял как раз лидер Латеган, но судьи в итоге приняли редчайшее решение – просто обнулили этап!
Возможно, именно тех 15 минут, на которые пилот заводской «Тойоты» по ходу спорного спецучастка обогнал Аль-Раджи, хватило бы для сенсационной победы.
Но и решение уравнять всех из-за чужой оплошности понять можно: все-таки сам директор рейда Давид Кастера прилетел на вертолете и флагами направлял участников по верному отрезку. После он заметил: ошибка в книге вскрылась настолько грубая, что просто оставить как есть или вернуть часть времени было бы несправедливо.
Тем не менее, тема ошибок в роудбуках всплывает чуть ли не каждый год, однако обычно организаторы отговариваются словами «остальные-то не потерялись, все в равных условиях, а вы плохо разобрались».
В предыдущий раз результаты отменялись еще в 2019-м – до переезда в Саудовскую Аравию. И вот теперь. Именно отсюда по бивуаку пошли слухи о желании сохранить интригу для звезд, не отдавать победу в руки ноунейма и поддержать напряжение до финала.
Сюрпризы в других классах: победа компании-банкрота и новое доминирование в грузовиках
В зачете мотоциклов первую победу праздновал Дэниел Сандерс, лидировавший от старта до финиша на фоне проблем у остальных сильных участников.
Успех Сандерса помог вернуть лидерство в «Дакаре» австрийской марке КTM, переживающей не лучшие времена и уже объявившей о сворачивании с 2026-го программы в MotoGP из-за долгов.
Интересный дуэт выиграл топ-зачет мотовездеходов Challenger: аргентинец Николас Кавильяссо с женой Валентиной Пертегарини в роли штурмана.
До успеха в багги Кавильяссо уже брал первое место в зачете квадроциклов.
А в классе грузовиков без «КАМАЗов» и их вечных антогонистов из белорусского «МАЗа» доминирование постепенно уходит экипажам из Чехии.
Второй год подряд в этом зачете первенствовал Мартин Мацик, а третьим пришел прошлый вице-чемпион Алеш Лопрайс.
При этом первые пять мест заняли экипажи на итальянских грузовиках «ИВЕКО» – хотя у Мацика была специальная кастомная версия, подготовленная командой ММ Technology.
В первые годы класс тяжеловесов «Дакара» радовался повышению конкуренции без самых мощных заводских команд: частные ателье получили возможность разбираться друг с другом и в пустыне, и в гаражах на более-менее равных условиях. Но... Через три года – новое доминирование.
Однако устоят ли чехи, если старая армада вернется?
Что еще почитать про «Дакар» и ралли в целом?
Величие и красота нового «Дакара»: скалы-трибуны, ночевки под звездами, привал с телефоном
Крутейшие болиды нового «Дакара»: электробайк с нереальным ревом, багги и грузовики на водороде
На «Дакаре» гоночный грузовик разнес авто местного на полном ходу! Причем на маршруте рейда
Раллист со свежей бронзой на ЧМ – в блоге на Cпортсе: почему побеждал в гонках, но не взял титул
Новый чемп в ралли – бывший «вечной второй». Ждал титула дольше всех в истории
ЧМ по ралли в агонии: заводам не нужны машины, правила обесценивают победы, публика отворачивается
Фото: dakar.com/A.S.O./DPPI