ОАЭ – новый дом русских гонок? Массовый заход наших на главный марафон Дубая: 30 в заявке, двое на подиуме!
Окно в мировой автоспорт пробито?
Гоночный сезон-2025 начался для российских гонщиков-кольцевиков триумфально и эпохально как минимум на уровне символов: они массово приехали на международный марафон «24 часа Дубая» – наверное, самый крупный и важный ивент Ближнего Востока в собственной эндуранс-ветке (за исключением мировых серий гонок на выносливость).
Стартовать зимой в вечно теплых Эмиратах, похоже, становится традицией для нашего автоспорта. С 2022-го популярность соревнований в Дубае среди россиян выросла троекратно: если три года назад в заявке можно было найти всего десять представителей страны, то в этот раз их участвовало аж тридцать! В 2025-м доля пилотов из России составила больше 10 процентов от всех экипажей.
На гонку заявлялись целыми командами. Например, «СМП Рейсинг» с экс-пилотами «Формулы-1» Виталием Петровым и Сергеем Сироткиным, победителем гонок мировой «Ф-3» Александром Смоляром, а также перспективным Кириллом Смалем в роли запасного. Пятым в экипаже стал «джентльмен-драйвер» Денис Ременяко, который сотрудничает с «СМП» в российских сериях.
В протоколах все, кто не оформлял лицензии третьих стран, в этот раз указывались с национальной символикой России, хотя на нее вроде как до сих пор действуют ограничения ФИА. Триколор также был изображен напротив фамилий гонщиков на болидах.
Тем не менее команды все-таки выходили под флагами своих технических партнеров. Даже «СМП» – несмотря на обещания Петрова выступить с триколором – формально представляла Германию, где базируется коллектив Haupt Racing, готовивший для россиян их «Мерседес» GT3. К слову, в прошлом году пилоты программы Бориса Ротенберга ехали почти тем же экипажем на «Порше» в монокатегории 992 (для кубковых версий штутгартских машин 992-й серии), но теперь решили рвануть сразу в самый конкурентный и престижный класс ближневосточного марафона.
Другой мощный участник из России – Yadro Motorsport с победителем «24 часов Ле-Мана» в полупрофессиональном классе GTE-Am Виктором Шайтаром, Ринатом Салиховым и Сергеем Столяровым в составе – «замаскировался» еще сильнее, сменив название на Winward Racing (бренд своих партнеров – немецко-американских спецов по технике GT).
В младших классах GT3-Am и GT4 тоже поехали два полностью русских экипажа, представлявших команды с регистрацией ОАЭ: Continental Racing By (Василий Владыкин, Михаил Лобода, Андрей Солуковцев, Давид Погосян, Алим Гешев) на «Ауди» R8 и Continental TTR Racing (Дмитрий Левин, Марат Губайдуллин, Константин Мандриков, Дмитрий Агафонов) с «Тойотой» Supra соответственно.
А чемпион WEC Роман Русинов привез для международной премьеры в Дубае свой суперкар Rossa. Машина позиционируется как российская разработка и на марафоне был заявлен в классе GTX (машины GT2) за швейцарский коллектив Graff Racing, а руль с Романом делили еще один экс-формулист Никита Мазепин, любитель Евгений Киреев и Харрисон Ньюи – сын легендарного конструктора Эдриана Ньюи.
Еще около десятка русских ехало марафон в смешанных экипажах с иностранными гонщиками. Однако на этот раз все желающие действительно могли заявиться под национальным флагом – и попасть с ним в официальную графику, лайвтайминг и даже протоколы.
Как так вышло? Точно никто не знает, но стоит упомянуть, что в начале года ФИА убрала из преамбулы бумаг для гонщиков из России и Беларуси требования о солидарности с санкциями. Если раньше для допуска к международным соревнованиям нужно было непременно согласиться с запросами, принять нейтральный статус и отказаться от любых потенциальных жестов поддержки страны, то теперь в бумаге Автомобильной федерации осталось только требование подписи об «осведомленности о позиции регулятора». Может, потому теперь более лояльные промоутеры и локации позволяют даже флаги?
Итог: два русских на подиуме, «СМП» подвел инженер с флешкой, Rossa почти всю гонку стояла в гараже
Марафон в Дубае – азиатская калька знаменитых «24 часов Нюрбургринга»: откровенные любители едут наравне с опытными пилотами эндуранса, экс-участниками «Ф-1» и даже целым раллийным чемпионом Калле Рованперой (финн активно пробует себя во всех возможных видах автоспорта от спринтов до дрифта и зарулил в этом году в Эмираты, но его экипаж финишировал лишь 17-м в абсолюте), по традиции отметился как серьезной борьбой, так и курьезными ошибками.
Уже в квалификации пелотон потерял «Ауди» немецкой Tresor Attempto Racing: пилот то ли очень неумело грел шины, то ли пытался шугнуть занявшего оптимальную траекторию соперника, но в итоге разложил машину на запчасти.
А уже в гонке на прямой старт-финиш вписался в стену японский непрофессионал Киваму Катаяма. Кубковый «Порше» тоже разбили под списание, а Катаяма долгое время не мог выйти из кокпита, но по итогу все обошлось без серьезных травм.
На этом крупные инциденты в суточной гонке завершились и до самого клетчатого флага участники в основном боролись друг с другом или страдали от ненадежности техники. Хуже других с этим обстояли дела у Rossa, которая свернула в боксы примерно через полтора часа после старта. Из-за проблем с мотором болид Русинова и Мазепина простоял большую часть марафона на ремонте, поэтому экипаж не попал в итоговую классификацию, хотя ненадолго выезжал на трассу ночью и на последние круги перед финишем.
Экипаж Winward бодро начал марафон – как и литовский Pure Rxcing с прошлогодним победителем «24 часов Спа» Алексеем Несовым и победителем WEC в классе спорткаров белорусом Александром Малыхиным. Несов стартовал с поула, но спустя некоторое время «Порше» москвича обогнал «Мерседес» Winward под управлением Габриэле Пьяны (итальянец давно сотрудничает с нашими командами и регулярно приезжает на соревнования в Россию).
Правда, на дистанции обе быстрых машины столкнулись с проблемами: «Мерседес» русско-итальянского экипажа повредил ночью сплиттер и выпал из лидирующей группы, а коллектив Несова и Малыхина ошибся с дозаправками, и пилотам пришлось замедляться для экономии топлива.
Не повезло и «СМП Рейсинг» – экипаж-триколор остановился в шаге от подиума абсолютного зачета. Приехавшие четвертыми Петров, Сироткин и компания раз за разом совершали пит-стопы в неудачное время, а однажды им пришлось делать вовсе лишнюю остановку. Подробнее об этом рассказал в своем телеграм-канале другой пилот команды Александр Смоляр.
«Первые пять часов для нас выдались тяжелыми. Мы несколько раз попали неудачно на «код 60» (режим желтых флагов по всей трассе – Спортс’‘) и за это время опустились до 14-го места. Потом, когда стемнело начали отыгрывать. Ночь выдалась неплохая кроме двух моментов. Я видел, как Сироткин два раза заехал за водой и поменять резину. (первый раз) Он встал перед боксом, а там ничего не готово. То есть информация от инженера до механиков не дошла, что нужно достать колеса из печки и прикатить их в боксы. Сережа приехал, все стоят, механики вскочили, смотрят друг на друга «что делать», орут. Мы поняли, что ему ни резину не поменяют, ни бутылку и крикнули просто – езжай».
«Во второй раз нам пришлось заехать поменять флешку. Раз в 3-4 часа ты должен ее поменять в машине и отдать организаторам, чтобы они, видимо, проверили на какой карте двигателя ты едешь, не накрутил ли ты там буст себе, чтобы все ехали в равных условиях. И то ли у нас инженер забыл про этот момент, то ли мы слишком затянули, но в итоге все пришло к тому, что нас поджимало время менять эту флешку. И Сереже (Сироткину) пришлось заезжать под зеленым флагом просто поменять флешку в машине. Мы на этом потеряли вообще космос».
Отставание не позволило «СМП» достать до экипажа другого россиянина Станислава Минского, которому досталась «бронза». Второе место все же удержали Pure с Несовым и на подиум «24 часов Дубая» в этом году поднялось сразу два русских пилота из разных команд.
Победу же забрали бельгийцы из WRT, чье ателье является многолетним партнером марки «БМВ».
Именно им баварцы доверили раньше всех испытать в деле обновленную версию купе M4 GT3 Evo, которая готовится к полноценному дебюту в предстоящем сезоне, и записать на счет машины первый успех.
ОАЭ – новая база международного русского автоспорта?
Количество пилотов-россиян под флагом, со своими командами, да еще и собственным суперкаром точно могло вызвать ощущения в духе «это что, теперь Гран-при Дубаево»?
К тому же не менее внушительное представительство ожидается на следующей 6-часовой гонке в Абу-Даби. Она состоится уже 19 января на автодроме «Яс Марина» – доме Гран-при «Формулы-1». Вместе с «24 часами Дубая» марафон в Абу-Даби образует двухэтапный ближневосточный трофей серии 24-часовых гонок 24H Series, организованной нидерландским промоушном Crventic.
Этапы в Эмиратах – региональная франшиза 24H Series, в то время как флагманский турнир проходит с марта по сентябрь в Европе. Тем не менее, уровень в обоих случаях одинаково высокий, а на Ближнем Востоке к тому же настроены максимально лояльно к гостям из России, судя по тем же разрешенным флагам. Плюс решающую роль играет безвизовый режим и доступная логистика, если нужно привезти технику и компоненты из европейских стран.
Отсюда и такой энтузиазм со стороны отечественного автоспорта, для которого в текущих условиях Эмираты, а вместе с ними и Азия постепенно становятся гораздо более привлекательной площадкой чем Европа, куда наши пилоты вынуждены выбираться поодиночке и с целым рядом ограничений.
Уже известно, что «СМП Рейсинг» заявились на ближайшую гонку 24H Series в Абу-Даби, а Yadro Motorsport еще с прошлого года под своим названием едут сезон в «Азиатской серии Ле-Ман», где даже выиграли гонку. Выступления в этих турнирах с лицензией ФИА, доступом к современной технике, поддержкой зарубежных спецов и наконец неплохой конкуренцией помогают держать себя в тонусе, как отдельным гонщикам, так и целым командам. Другой вопрос – начнут ли наши спортсмены и коллективы применять полученный опыт у себя дома или поездки в жаркие края останутся всего лишь возможностью продуктивно скоротать межсезонье.
Тем не менее окно, похоже, «прорублено» и получается, что Россия наконец возвращается в мировой автоспорт?
Что еще почитать про автоспорт России?
Как прошел 2024-й для автогонщиков из России? Полный обзор: от Квята до выпуска своего суперкара
Чемпион онлайн-«Ф-1», звезда гонок США – кто светил в первой молодежной «Формуле» России
В Россию вернулись гонки на болидах «Формул»: дорогое развлечение в условиях санкций
10 лет первому Гран-при России в «Ф-1». Каким он был и что за наследие осталось?
Борис Ротенберг теперь босс всех гонок России: забрал федерацию. Что ждет наш автоспорт?
Фотографии: 24H Series
Но. У наших гонщиков сейчас не так много вариантов, и их отрабатывать надо плотно и серьезно. Ребята ехали очень даже неплохо, но до подуима не дошли именно из-за косяков во взаимодействии пилотов, механиков и инженеров.
Помимо лишнего питстопа для "флешки", если верить Смоляру, то еще был питстоп лишний, когда Сироткин заехал, но его никто там не ждал.
Плюс много времени теряли сначала на пересадках, когда менялись на каждом стинте.
"Удача любит подготовленных", как говорил один герой из фильмов Стивена Сигала.
Посмотрим, как они спринт в Абу Даби откатают.