10 мин.

ОАЭ – новый дом русских гонок? Массовый заход наших на главный марафон Дубая: 30 в заявке, двое на подиуме!

Окно в мировой автоспорт пробито?

Гоночный сезон-2025 начался для российских гонщиков-кольцевиков триумфально и эпохально как минимум на уровне символов: они массово приехали на международный марафон «24 часа Дубая» – наверное, самый крупный и важный ивент Ближнего Востока в собственной эндуранс-ветке (за исключением мировых серий гонок на выносливость).

Стартовать зимой в вечно теплых Эмиратах, похоже, становится традицией для нашего автоспорта. С 2022-го популярность соревнований в Дубае среди россиян выросла троекратно: если три года назад в заявке можно было найти всего десять представителей страны, то в этот раз их участвовало аж тридцать! В 2025-м доля пилотов из России составила больше 10 процентов от всех экипажей.

На гонку заявлялись целыми командами. Например, «СМП Рейсинг» с экс-пилотами «Формулы-1» Виталием Петровым и Сергеем Сироткиным, победителем гонок мировой «Ф-3» Александром Смоляром, а также перспективным Кириллом Смалем в роли запасного. Пятым в экипаже стал «джентльмен-драйвер» Денис Ременяко, который сотрудничает с «СМП» в российских сериях.

В протоколах все, кто не оформлял лицензии третьих стран, в этот раз указывались с национальной символикой России, хотя на нее вроде как до сих пор действуют ограничения ФИА. Триколор также был изображен напротив фамилий гонщиков на болидах.

Тем не менее команды все-таки выходили под флагами своих технических партнеров. Даже «СМП» – несмотря на обещания Петрова выступить с триколором – формально представляла Германию, где базируется коллектив Haupt Racing, готовивший для россиян их «Мерседес» GT3. К слову, в прошлом году пилоты программы Бориса Ротенберга ехали почти тем же экипажем на «Порше» в монокатегории 992 (для кубковых версий штутгартских машин 992-й серии), но теперь решили рвануть сразу в самый конкурентный и престижный класс ближневосточного марафона.

Другой мощный участник из России – Yadro Motorsport с победителем «24 часов Ле-Мана» в полупрофессиональном классе GTE-Am Виктором Шайтаром, Ринатом Салиховым и Сергеем Столяровым в составе – «замаскировался» еще сильнее, сменив название на Winward Racing (бренд своих партнеров – немецко-американских спецов по технике GT).

В младших классах GT3-Am и GT4 тоже поехали два полностью русских экипажа, представлявших команды с регистрацией ОАЭ: Continental Racing By (Василий Владыкин, Михаил Лобода, Андрей Солуковцев, Давид Погосян, Алим Гешев) на «Ауди» R8 и Continental TTR Racing (Дмитрий Левин, Марат Губайдуллин, Константин Мандриков, Дмитрий Агафонов) с «Тойотой» Supra соответственно.

А чемпион WEC Роман Русинов привез для международной премьеры в Дубае свой суперкар Rossa. Машина позиционируется как российская разработка и на марафоне был заявлен в классе GTX (машины GT2) за швейцарский коллектив Graff Racing, а руль с Романом делили еще один экс-формулист Никита Мазепин, любитель Евгений Киреев и Харрисон Ньюи – сын легендарного конструктора Эдриана Ньюи.

Еще около десятка русских ехало марафон в смешанных экипажах с иностранными гонщиками. Однако на этот раз все желающие действительно могли заявиться под национальным флагом – и попасть с ним в официальную графику, лайвтайминг и даже протоколы.

Как так вышло? Точно никто не знает, но стоит упомянуть, что в начале года ФИА убрала из преамбулы бумаг для гонщиков из России и Беларуси требования о солидарности с санкциями. Если раньше для допуска к международным соревнованиям нужно было непременно согласиться с запросами, принять нейтральный статус и отказаться от любых потенциальных жестов поддержки страны, то теперь в бумаге Автомобильной федерации осталось только требование подписи об «осведомленности о позиции регулятора». Может, потому теперь более лояльные промоутеры и локации позволяют даже флаги?

Итог: два русских на подиуме, «СМП» подвел инженер с флешкой, Rossa почти всю гонку стояла в гараже

Марафон в Дубае – азиатская калька знаменитых «24 часов Нюрбургринга»: откровенные любители едут наравне с опытными пилотами эндуранса, экс-участниками «Ф-1» и даже целым раллийным чемпионом Калле Рованперой (финн активно пробует себя во всех возможных видах автоспорта от спринтов до дрифта и зарулил в этом году в Эмираты, но его экипаж финишировал лишь 17-м в абсолюте), по традиции отметился как серьезной борьбой, так и курьезными ошибками.

Уже в квалификации пелотон потерял «Ауди» немецкой Tresor Attempto Racing: пилот то ли очень неумело грел шины, то ли пытался шугнуть занявшего оптимальную траекторию соперника, но в итоге разложил машину на запчасти.

А уже в гонке на прямой старт-финиш вписался в стену японский непрофессионал Киваму Катаяма. Кубковый «Порше» тоже разбили под списание, а Катаяма долгое время не мог выйти из кокпита, но по итогу все обошлось без серьезных травм.

На этом крупные инциденты в суточной гонке завершились и до самого клетчатого флага участники в основном боролись друг с другом или страдали от ненадежности техники. Хуже других с этим обстояли дела у Rossa, которая свернула в боксы примерно через полтора часа после старта. Из-за проблем с мотором болид Русинова и Мазепина простоял большую часть марафона на ремонте, поэтому экипаж не попал в итоговую классификацию, хотя ненадолго выезжал на трассу ночью и на последние круги перед финишем.

Экипаж Winward бодро начал марафон – как и литовский Pure Rxcing с прошлогодним победителем «24 часов Спа» Алексеем Несовым и победителем WEC в классе спорткаров белорусом Александром Малыхиным. Несов стартовал с поула, но спустя некоторое время «Порше» москвича обогнал «Мерседес» Winward под управлением Габриэле Пьяны (итальянец давно сотрудничает с нашими командами и регулярно приезжает на соревнования в Россию).

Правда, на дистанции обе быстрых машины столкнулись с проблемами: «Мерседес» русско-итальянского экипажа повредил ночью сплиттер и выпал из лидирующей группы, а коллектив Несова и Малыхина ошибся с дозаправками, и пилотам пришлось замедляться для экономии топлива.

Не повезло и «СМП Рейсинг» – экипаж-триколор остановился в шаге от подиума абсолютного зачета. Приехавшие четвертыми Петров, Сироткин и компания раз за разом совершали пит-стопы в неудачное время, а однажды им пришлось делать вовсе лишнюю остановку. Подробнее об этом рассказал в своем телеграм-канале другой пилот команды Александр Смоляр.

«Первые пять часов для нас выдались тяжелыми. Мы несколько раз попали неудачно на «код 60» (режим желтых флагов по всей трассе – Спортс’‘) и за это время опустились до 14-го места. Потом, когда стемнело начали отыгрывать. Ночь выдалась неплохая кроме двух моментов. Я видел, как Сироткин два раза заехал за водой и поменять резину. (первый раз) Он встал перед боксом, а там ничего не готово. То есть информация от инженера до механиков не дошла, что нужно достать колеса из печки и прикатить их в боксы. Сережа приехал, все стоят, механики вскочили, смотрят друг на друга «что делать», орут. Мы поняли, что ему ни резину не поменяют, ни бутылку и крикнули просто – езжай».

«Во второй раз нам пришлось заехать поменять флешку. Раз в 3-4 часа ты должен ее поменять в машине и отдать организаторам, чтобы они, видимо, проверили на какой карте двигателя ты едешь, не накрутил ли ты там буст себе, чтобы все ехали в равных условиях. И то ли у нас инженер забыл про этот момент, то ли мы слишком затянули, но в итоге все пришло к тому, что нас поджимало время менять эту флешку. И Сереже (Сироткину) пришлось заезжать под зеленым флагом просто поменять флешку в машине. Мы на этом потеряли вообще космос».

Отставание не позволило «СМП» достать до экипажа другого россиянина Станислава Минского, которому досталась «бронза». Второе место все же удержали Pure с Несовым и на подиум «24 часов Дубая» в этом году поднялось сразу два русских пилота из разных команд.

Победу же забрали бельгийцы из WRT, чье ателье является многолетним партнером марки «БМВ».

Именно им баварцы доверили раньше всех испытать в деле обновленную версию купе M4 GT3 Evo, которая готовится к полноценному дебюту в предстоящем сезоне, и записать на счет машины первый успех.

ОАЭ – новая база международного русского автоспорта?

Количество пилотов-россиян под флагом, со своими командами, да еще и собственным суперкаром точно могло вызвать ощущения в духе «это что, теперь Гран-при Дубаево»?

К тому же не менее внушительное представительство ожидается на следующей 6-часовой гонке в Абу-Даби. Она состоится уже 19 января на автодроме «Яс Марина» – доме Гран-при «Формулы-1». Вместе с «24 часами Дубая» марафон в Абу-Даби образует двухэтапный ближневосточный трофей серии 24-часовых гонок 24H Series, организованной нидерландским промоушном Crventic.

Этапы в Эмиратах – региональная франшиза 24H Series, в то время как флагманский турнир проходит с марта по сентябрь в Европе. Тем не менее, уровень в обоих случаях одинаково высокий, а на Ближнем Востоке к тому же настроены максимально лояльно к гостям из России, судя по тем же разрешенным флагам. Плюс решающую роль играет безвизовый режим и доступная логистика, если нужно привезти технику и компоненты из европейских стран.

Отсюда и такой энтузиазм со стороны отечественного автоспорта, для которого в текущих условиях Эмираты, а вместе с ними и Азия постепенно становятся гораздо более привлекательной площадкой чем Европа, куда наши пилоты вынуждены выбираться поодиночке и с целым рядом ограничений.

Уже известно, что «СМП Рейсинг» заявились на ближайшую гонку 24H Series в Абу-Даби, а Yadro Motorsport еще с прошлого года под своим названием едут сезон в «Азиатской серии Ле-Ман», где даже выиграли гонку. Выступления в этих турнирах с лицензией ФИА, доступом к современной технике, поддержкой зарубежных спецов и наконец неплохой конкуренцией помогают держать себя в тонусе, как отдельным гонщикам, так и целым командам. Другой вопрос – начнут ли наши спортсмены и коллективы применять полученный опыт у себя дома или поездки в жаркие края останутся всего лишь возможностью продуктивно скоротать межсезонье.

Тем не менее окно, похоже, «прорублено» и получается, что Россия наконец возвращается в мировой автоспорт?

Что еще почитать про автоспорт России?

Фотографии: 24H Series