9 мин.

Новый «Дакар» – суровый! Суперчемпионов сняли за разбитые каркасы, соперники останавливались ради стратегии

Скорость против хитрости.

49-е издание культового ралли «Дакар» по традиции открывает международный гоночный сезон и сразу поставляет сенсации – уже с первых дней. Самой резонансной новостью начальных этапов стали досрочные сходы легенд ралли. Сперва за повреждение каркаса сняли Карлоса Сайнса – обладателя четырех «Бедуинов», двукратного чемпиона WRC и по совместительству папу экс-пилота «Феррари» в «Формуле-1». А затем та же судьба постигла не менее инопланетного чемпиона WRC Себастьяна Леба (9 титулов в классическом ралли, 3 вторых места на «Дакаре», 28 побед на спецучастках).

Испанец готовился защитить прошлогодний титул в составе новой для себя команды M-Sport и «Форда» (за которых в далеких 00-х выступал еще в классическом ралли), однако на второй день гонки фаворит за рулем футуристичного прототипа Raptor перевернулся при спуске с бархана, после чего был вынужден завершить гонку. Хотя и пытался до последнего ехать на подбитой машине без лобового стекла и с разорванным буквально в клочья кузовом!

Досадная авария случилась с Сайнсом уже на втором этапе по ходу первой половины так называемого «Хроно» – двухдневного марафонского этапа, который организаторы поставили всего спустя сутки после старта. По правилам на перегоне Биша-Биша участникам запрещалось пользоваться после финиша помощью механиков, а следующее техобслуживание было только через 48 часов на другом бивуаке.

До инцидента Сайнс показывал едва ли не лучший темп на проложенном по барханам маршруте, но во время преодоления очередного холма его «Форд» неудачно съехал вниз и перевернулся.

Казалось, что «Матадору» повезло (даже несмотря на серьезные повреждения): через 40 минут его поставил на колеса проезжавший мимо напарник Митч Гатри, и подбитый «Форд» поехал дальше, пускай и лишившись значительной части обвеса. Панели, которые не оторвало, испанцы привязали тросами.

Более того, Сайнс вышел на старт и второй половины марафонского этапа, гнал на полной скорости и рулил одной рукой, прикрываясь другой от солнца.

Интересно, что «Форд» при разработке своего внедорожника для самого престижного класса прототипов Т1+ делал упор на аэродинамику, моделируя обвес не только при помощи компьютерных расчетов, но и в аэротрубе. И как раз лидеру команды Сайнсу пришлось вынужденно пренебречь этим ключевым козырем Raptor.

К вечеру 6 января в мучениях испанского экипажа с развороченной машиной все-таки поставили точку судьи. После детального осмотра технические делегаты установили у «Форда» фатальное повреждение каркаса безопасности. Регламент «Дакара» запрещает чинить этот узел по ходу ралли-рейда, экипажу Сайнса пришлось сняться с дистанции. К тому моменту он проигрывал почти полтора часа лидировавшему в классификации Язиду Аль-Раджи, который ехал вообще на одной из самых старых (с точки зрения базовой платформы) машин в своем классе!

На этом «Дакаре» фавориты с инновационной техникой пока проигрывают проверенным «Тойотам»

Уже на следующий день после схода Сайнса неудача постигла Себастьяна Леба, еще одного звездного участника «Дакара», перед стартом тоже котировавшегося среди фаворитов – француз перешел в прошлом году к «дебютантам» из «Дачии», чей прототип Sandrider обслуживает бывшая команда Леба «Продрайв». Тем не менее в 2025-м победа в очередной раз ускользнула от доминатора классического ралли: еще на старте третьего этапа его внедорожник сделал несколько кульбитов, знатно покрошив кузов, прямо как в случае с «Фордом» Сайнса.

И хотя после полевого ремонта Леб смог вернуться в гонку, после финиша вылетел из топ-10 с отставанием в час от лидера. А дальше ситуация повторилась точь-в-точь опять же как со старшим Сайнсом – представители ФИА при проверке машины заметили изогнутость каркаса и сняли Себа с гонки. Команда осталась недовольна таким решением, сославшись на то, что поврежденная часть не является неотъемлемой частью каркаса и более того стюарды приняли решение слишком быстро.

«Представители ФИА пришли в нашу палатку в 7:30, и через час мы уже оказались на улице. У нас не было достаточно времени, чтобы провести собственные расчеты с точки зрения безопасности. Это действительно важно, так как мы являемся производителями, строим свои собственные шасси, и хотим сами провести расчеты по вопросам безопасности. У нас есть 96 часов, чтобы предоставить наши собственные расчеты, документы и анализ от нашей инженерной команды, которая над этим работает. Они работали над этим и вчера, но у нас просто не было достаточно времени, чтобы представить все это», – приводит слова руководительницы команды «Дачиа» Тифани Инар канал Cross-Country Rally.

«Дачиа» уже подала апелляцию на исключение Леба из гонки, но даже в случае возвращения, пропустивший этап экипаж, никак не сможет бороться за победу.

К слову, «Дакар» на этот раз на задался у целой группы опытных пилотов, претендовавших на высокие места. Героиня прошлогоднего марафона Кристина Гутьеррес, выигравшая тогда зачет мотовездеходов и получившая приглашение все в ту же «Дачию», из-за поломки не смогла завершить марафонский этап и теперь идет с 36-часовым отставанием от лидера. Причем следом за ней в зачете расположился экипаж москвича с киргизской лицензией Дениса Кротова на «Мини», получившего еще более суровый штраф за выезд с бивуака для ремонта в запрещенное время.

Соотечественница Гутьеррес Лайя Санс вовсе закончила выступление после первого этапа, опять же повредив в аварии каркас безопасности (смещение шасси составило всего 2 мм, но судьи суровы и безжалостны). При этом для испанки, до перехода в автокатегорию проехавшей 11 «Дакаров» на мотоцикле, это стал первый сход за все время участия в знаменитом ралли-рейде!

Кроме Карлоса Сайнса, заводской «Форд» потерял другого ключевого пилота, который по сути стоял у руля при создании нынешнего проекта – не менее легендарного Нани Рому. Испанец, выигрывавший «Дакар» и в мото- и автозачетах, столкнулся с техническими проблемами на втором отрезке злосчастного марафонского этапа и до его финиша добирался на буксире.

В итоге из всех топов после сложнейшего стартового отрезка в борьбе за победу остался третий пилот «Дачиа» – скандально известный Нассер Аль-Аттия. Пятикратного чемпиона «Дакара», не раз обвиняли в читерстве и замечали в любви к трэш-току в адрес соперников, но пока он сумел избежать неприятностей: до нового марафонского участка шел в топ-3 с минимальным отставанием в пару минут от бывшей команды – заводской «Тойоты».

Кстати, Аль-Аттия уже успел вызвать неоднозначные реакции за спорный прием в первый день ралли: чтобы не открывать марафонский этап и не ехать по дороге без колеи, катарец нарочно остановился в пустыне на 10 минут, пропустив вперед другие экипажи. Учитывая, что среди обогнавших был в том числе Сайнс, перевернувшийся потом на грязной трассе, прием сработал. Точно также поступил и напарник Аль-Аттии Леб, спрятавшись на время остановки даже за большой скалой.

Такие поддавки не устроили некоторых из соперников экипажей «Дачии». Нани Рома призвал изменить порядок старта и переставить скоростные внедорожники в конец каравана, чтобы гонщики наконец прекратили читерить.

«Это гонки и тот, кто побеждает, должен иметь преимущество от победы. Надеюсь, они поменяют это, ФИА должно понимать почему. В цирке – мы за клоунов. И если у нас всех одна и та же мысль, значит мы думаем верно».

Пилота «Форда» поддержал и сам Аль-Аттия.

«Нам нужно поменять принцип (распределения стартовых мест), так чтобы, если вы гоните и выигрываете, то у вас есть шанс на победу. Это хорошая идея. Надеюсь, люди поймут, потому что сегодня в этом нет особого кайфа, мы просто едем налегке и это скучно, в этом нет соревнования».

8 января участников запустили на второй марафонский отрезок, который снова придется проехать без помощи команды. Кажется, неизбежна новая волна вылетов фаворитов.

Пока можно сказать, что хайтек-новинки «Форда» и «Дачии» явно уступают далеко не самой современной «Тойоте» Hilux. Первая версия японского пикапа дебютировала еще в 2012-м, но и сейчас пилоты на нем выиграли первые три этапа «Дакара-2025» и до сих пор ни разу не уступили лидерство в общем зачете – после Аль-Раджи его возглавил Латеган. Безусловно, заводское южноафриканское ателье Gazoo с частниками из Overdrive постоянно дорабатывают эти машины и даже перевели моторы на новейшее биотопливо от Repsol. Но это не меняет общей картины: сырые высокотехнологичные игрушки все еще уступают проверенной временем платформе. Интересно, получится ли у автомобиля-ветерана выиграть «Дакар» и в этот раз?

Что еще почитать про ралли-рейды и ралли в целом?

Фото: dakar.com/ASO/DPPI; Julien Delfosse/Keystone Press Agency/Global Look Press