Наша трасса для «Ф-1» теперь гремит огромным фестом. Вышел «Диснейленд» с гонками, дрифтом и раритетами!
Экскурсия по GARAGE FEST.
В 2023 году новейшая трасса «Игора Драйв», построенная в Приозерском районе под Санкт-Петербургом, должна была принять первый Гран-при «Формулы-1», однако российский этап перманентно вычеркнули из календаря главной мировой серии. Тем не менее, ультрасовременный автодром не оставили без дела и превратили в точку притяжения для десятков тысяч поклонников гонок, которых теперь собирает фестиваль GARAGE FEST. На два летних дня мероприятие объединяет заезды разных российских серий с большой концертной программой и выставками автомобилей, но его значение не ограничивается одними зрелищами. По заявлениям организаторов, фестиваль помог во многом сплотить отечественное автоспортивное сообщество и в ближайшем будущем должен сыграть важную роль в развитии гонок внутри России.
Чтобы оценить соответствие реальности и амбиций, Спортс’’ с 27 по 28 июля посетил фестиваль, который стал самым масштабным за трехлетнюю историю.
Мини-«Ле-Ман», дрифт, драгстеры, «музей на колесах», живая музыка: гигантская программа как ключевой плюс
Представьте огромный парк развлечений на сотне гектаров, в котором вместо аттракционов с утра до вечера идут гонки (порой одновременно на нескольких площадках), а все остальное свободное пространство занимают выставки легендарных автораритетов. Примерно так вкратце можно описать GARAGE FEST.
Ключевое событие первого дня – 4-часовой марафон российской серии гонок на выносливость Russian Endurance Challenge. Гонка REC присутствует в программе с самого первого феста, который провели в 2022-м, и каждый год организаторам удается собирать на стартовой решетке практически всю топовую кольцевую технику из доступной в стране.
Безусловно, свою роль в формировании пелотона играют санкции – из-за них любая поломка и даже просто выработка ресурса может «выбить» команду на несколько этапов, пока не приедут дефицитные запчасти. Поэтому в REC максимально идут навстречу всем участникам, выдвигая строгие требования лишь к безопасности машин. С минимумом технического и административного контроля в серию могут регулярно заявляться новые экипажи с очень разношерстным автопарком, который и является главным активом REC. Например, помимо современных суперкаров «Мерседес», «Порше» и «БМВ» или спортпрототипов «Лижье» здесь можно увидеть такие уникальные болиды, как этот прокачанный «Шевроле» Corvette 60-х годов.
Несмотря на возраст, ветеран борется в одном топ-классе с «Мерседесом» AMG GT3 и за максимальную удельную мощность среди всех машин участников заслужил почтительное прозвище «волк в овечьей шкуре».
Фанатам отечественных разработок тоже есть за кого поболеть: кроме многочисленных родстеров «Шорткат» российского производства в REC гоняет культовая «Маруся». Впрочем, от модели 15-летней давности для болида была взята лишь основа, а все остальные узлы постоянно дорабатываются командой студентов и выпускников Московского политехнического университета под руководством создателя спорткара Игоря Ермилина (и по совместительству руководителя REC). К примеру, в этом сезоне на «Марусе» тестят новый блок управления двигателем с российской электроникой и в целом болид используют как платформу для испытаний многих импортозамещенных технологий.
Посмотреть на эти и другие автомобили REC вблизи пускают всех болельщиков во время прогулок по пит-лейн до начала и после финиша гонки. Возможность пройти почти на любую локацию простому зрителю вообще можно отнести к одному из больших плюсов GARAGE FEST.
Сами по себе гонки REC выглядят и звучат более чем зрелищно: рев почти четырех десятков моторов во время старта с хода (как на легендарном «Ле-Мане»!) впечатлит любого, а в этом году дополнительным спецэффектом выступил ливень, зарядивший аккурат под вывоз пелотона на главную прямую.
И когда на протяжении первых кругов машины в ярких ливреях обгоняли друг-друга в пелене брызг, вылетали в гравий и заезжали на экстренные пит-стопы за дождевыми шинами, ощущалась атмосфера настоящей большой гонки. Этакая мини-версия «24 часов Ле-Мана».
Однако, на марафоне REC развлечения не заканчиваются. Еще после первого фестиваля всем стало ясно, что одной гонки явно недостаточно и публику надо чем-то удерживать не только те четыре часа, что длится заезд на выносливость.
Поэтому год спустя в расписание добавился этап дрифт-серии RDS Europe – франшизы для Центральной России и ближнего зарубежья от одного из ведущих чемпионатов планеты RDS GP. Дрифтеры дымят резиной на протяжении обоих дней – сначала во время квалификации одновременно с гонкой на основной трассе, а в воскресенье превращаются в хедлайнеров, когда наступают финалы.
Правда, с этого сезона во второй день парням из дрифта приходится делить публику с еще одним новым слотом – чемпионатом Classic Toruing. В этих соревнованиях исторических машин туринг-класса на один этап в сумме набирается под сотню участников, но следить за ними интересно не только с трибуны.
Между заездами есть смысл отправиться в паддок классического туринга и устроить себе небольшую экскурсию среди настоящих гоночных легенд. Большую часть техники чемпионата составляют переделанные модели «Жигулей» и «Волг», но кроме них встречаются такие «экспонаты», как эта «серебряная стрела», известная под индексом «Мерседес» W201 ...
... или еще один представитель «золотой эры ДТМ» – купе «БМВ» 3-й серии в оригинальных цветах заводского коллектива Schnitzer Motorsport.
На трассе туринговая классика тоже выглядит эффектно.
Под самый же вечер, когда на автодроме завершаются все заезды, финальный залп дают драгстеры. На демонстрационных стартах «стрелы» и «промоды» из чемпионата по дрэг-рейсингу RDRC по очереди проносятся по главной прямой, оглушая всех вокруг рокотом тысячесильных движков.
Как и вся остальная техника участников фестиваля, эти монстры доступны для ознакомления и совместных фото в отдельной экспозиции.
Правда, площадка с драгстерами является лишь небольшой частью «статичной» программы GARAGE FEST. А главной выставкой выступает коллекция движения «Автокультура», на которой собрано более 170 раритетов – от винтажных «Порше» 911 первых поколений ...
... до очередного образа из детства многих автолюбителей, как этот «Лэнд Ровер» из рейда «Кэмел трофи».
Интересный факт: большинство этих автомобилей добиралось до «Игора Драйв» своим ходом из Москвы, участвуя в любительском ралли по маршруту первого Гран-при России 1914 года.
Венчает оба дня фестиваля концертная программа с выступлениями известных российских исполнителей. В этом году за музыку отвечала Диана Арбенина и группа «Ночные снайперы» в сопровождении струнного оркестра.
Живая музыка как сопровождение гоночного уик-энда – обычная и распространенная в современном автоспорте практика, которая неплохо помогает привлекать на мероприятия дополнительную публику. Нередко выходит так, что придя послушать любимую группу, люди заодно становятся преданными фанатами гонок.
Резюмируя, можно сказать, что программа фестиваля в итоге получилась более чем насыщенной, но в этом шаге организаторов прослеживается логика. Если бы GARAGE FEST оставался в своем изначальном формате с одной гонкой REC и концертом, то, как минимум, не смог бы привлечь новую аудиторию, которую привели дрифтеры. В худшем же случае зазывать публику на удаленный от города автодром без новых и разнообразных активностей становилось бы все сложнее, а массовость является важной целью для устроителей феста. И речь здесь не столько про доходность мероприятия, сколько про его миссию.
Автоспорту нужны большие события. Без них прогресс невозможен
Не проникнуться гонками после посещения GARAGE FEST крайне сложно. Ведь где еще можно, наблюдая за дрифтовой дуэлью, одновременно увидеть пролетающий по соседней трассе драгстер, а после заездов отправиться смотреть на эту и кучу другой уникальной техники в непосредственной близости? На этот эффект и делают ставку создатели фестиваля, чья цель – любым путем заинтересовать посетителей автоспортом. И неважно, просмотром ли гонки или концертом звездных музыкантов. Для этого программа делается как можно более разнообразной из расчета не только на хардкорных фанатов, но и не погруженных в тему людей.
«В прошлом году у нас [на GARAGE FEST] была очень хорошая история. Ко мне подошел человек и поблагодарил за мероприятие, потому что давно пытался заставить свою жену сходить на дрифт, но она постоянно ему отказывала. Ей просто не нравились все эти гонки и машины, но она согласилась поехать сюда ради концертной программы. Пока они ждали концерт, он завел ее на площадку RDS и она влюбилась. Заставила потом купить билеты на следующий этап дрифт-серии. Можно посмотреть на это и сказать, что я потерял зрителей. Они же в итоге ушли на [другие соревнования]. Но как автоспортивное сообщество мы же наоборот приобрели целого зрителя», – рассказывает генеральный директор автодрома «Игора Драйв» и организатор GARAGE FEST Алексей Титов.
Титов, занимавшийся организацией Гран-при России и ряда других международных соревнований на «Сочи Автодроме», вспоминает эту забавную и одновременно трогательную историю, общаясь со мной после «Лектория» – еще одной активности фестиваля, направленной на популяризацию автоспорта. На сцене «Лектория» поговорить с промоутерами и другими ключевыми лицами индустрии могут и журналисты, и простые посетители GARAGE FEST.
«У нас была важная задача, чтобы [автодром «Игора Драйв»] жил полноценной жизнью и на него приходила публика. Когда мы думали на тему фестивального формата, то понимали, что стержнем [мероприятия] должны стать гонки, которые все объединят. Мы не пытались реплицировать «Гудвуд» (популярный фестиваль скорости в Англии – Спортс’‘) или что-то еще. У нас бы ничего не получилось. Вместо этого мы сказали: «давайте лучше соберемся все вместе, сделаем одно красивое мероприятие и не будем соревноваться за внимание». У всех [должна быть] своя площадка и возможность пообщаться друг с другом».
В итоге подход, когда конкуренцию заменил конструктив, сработал. Приезжая на GARAGE FEST, фанаты одних видов гонок, получили возможность посмотреть на другие соревнования, которые вряд ли бы стали посещать отдельно. А для простого зрителя фестиваль превратился в «гоночный «Диснейленд», в котором одно событие сменяет другое практически в режиме нон-стоп, не позволяя заскучать.
Неудивительно, что кроме зрителей к форуму также потянулись команды и гонщики, стараясь использовать крупнейшую площадку страны в своих целях. Так, чемпион мира по гонкам на выносливость Роман Русинов, который занимается разработкой нового отечественного суперкара Rossa, приурочил к фестивалю этого года «трековую» премьеру своей машины.
Философия GARAGE FEST изначально предполагала продвижение проектов нашего автоспорта, которому – неважно, большой он или маленький – необходимо место, где бы он мог заявить о себе. В качестве примера такого взаимодействия Алексей Титов приводит соревнования «Формулы Студент», появившиеся в программе фестиваля год назад. В этих состязаниях участвуют команды технических ВУЗов, чьи студенты самостоятельно проектируют и собирают гоночные болиды, на которых потом соревнуются со сверстниками.
«Это про то, откуда мы и куда идем. Поэтому [на фестивале] появилась «Формула Студент». С точки зрения личности – это отправная точка, соревнование, в котором дети перестают быть детьми и начинают решать взрослые инженерные задачи. И нам эта логика подходит. Все эти ребята, которые сейчас работают в палатках [паддока «Формулы Студент»] смотрят на то, что происходит вокруг, и понимают, что хотят быть в той или этой команде. Они идут к ним в боксы и так начинается профессиональное общение. «Формулу Студент» раньше проводили в разных местах и по-моему они там всегда были сами по себе. Их соревнования привязывали к различным фестивалям и если этот фестиваль не был профильным, то они там со своими машинками больше развлекали людей. [После переезда чемпионата на «Игора Драйв»] появился смысл. А когда появляется смысл, появляется интерес».
И, пожалуй, именно в наличии смысла заключается основная ценность масштабного фестиваля на «Игора Драйв», а также его главное отличие от многих других соревнований в стране – которые часто проводятся без четкого целеполагания и вложения идеи. С востребованным форматом и собранной аудиторей команда фестиваля надеется развивать при помощи этой платформы российский автоспорт, которому как никогда нужны инженерные кадры, новые машины и, конечно же, толпы восторженных зрителей на любых гоночных трибунах.
Фотографии: пресс-служба автодрома «Игора Драйв», Евгений Сафронов, G-Drive Racing, Эрик Расулев