Здесь Россия гоняет с флагом: «инкубатор» спецов для «Ф-1» и рекорд разгона до 100 км/ч
Как устроены студенческие «формулы».
Мир гонок в глазах зрителей обычно представляют звездные пилоты и эксцентричные боссы. Гораздо меньше внимания получают инженеры – разве что гении масштаба Эдриана Ньюи или Джеймса Эллисона, которые каждым проектом отмечают новую веху автоспорта. И почти вне поля зрения болельщиков остаются сотни и тысячи спецов среднего и младшего звена: инженеров и ассистентов, простых механиков и многочисленных администраторов, организующих рабочие потоки любой команды. Они попадают в объективы и под всеобщее внимание обычно только при форс-мажорных обстоятельствах: например, заваленном или спасенном пит-стопе, стратегическом шаге или отдельной благодарности по радио от пилота.
Но именно на их плечах во многом держится успех команд и всего автоспорта – ведь, разработка болида по сложности вполне сопоставима с формированием правильной структуры штата и поиска лучших под каждую нишевую должность. Поэтому скаутинг персонала ведется командами чуть ли не активнее, чем в случае с гонщиками. В профессию «рабочие лошадки» автоспорта приходят разными путями и по аналогии с программами подготовки пилотов у них тоже есть свои «инкубаторы» талантов. Для молодежи проводятся даже отдельные соревнования, где будущие инженеры сами пробуют проектировать болиды и управлять командой. А самые успешные в качестве приза могут рассчитывать на стажировку в топ-коллективах, вплоть до «Формулы-1».
И сегодня одним из самых доступных трамплинов в большой автоспорт для будущих инженеров являются соревнования «Формулы Студент».
Участвуют в них студенты технических ВУЗов со всего мира, которые с нуля создают одноместные машины с открытыми колесами. Прообраз этих состязаний придумали в начале 1980-х годов в США, где университеты традиционно поощряют самые разные проекты своих студентов вроде постройки робота, ракетного двигателя или гоночного автомобиля. Со временем наиболее массовой и престижной серией в Америке стала «Формула SAE», основанная американским Обществом автомобильных инженеров (англ. Society of Automotive Engineers – Спортс’‘) – площадкой для обмена опытом между специалистами национальной автоиндустрии.
Эти соревнования заложили основные принципы студенческой «Формулы»: команды (включая пилотов) набирались исключительно из студентов, а формат не предполагал очного заезда колесо в колесо.
Вместо этого болиды проходили статичные тесты, а после динамические испытания отдельно для каждой машины: ускорение, спринт (максимально быстрое время на круге или ряде кругов), заезды по «восьмерке» и на длинную дистанцию. То есть приоритет отдавался не совсем гоночной, а скорее инженерной составляющей. Кроме того, ребята должны были защитить свой проект перед специальной комиссией: по финансовой целесообразности и с подробным представлением всего процесса разработки.
В конце 90-х формат в Европе развили свой формат под названием «Формула Студент». Первыми его перехватили в центр автоспорта и «Ф-1» – Великобритании (почти у всех команд тут базы, как и штаб-квартира серии), после чего свои соревнования начали проводить в Германии, Италии, Испании и многих других странах – хотя в каждом чемпионате принимали студентов из любых локаций.
К тому моменту в США промоушену уже покровительствовал консорциум автогигантов вроде «Крайслера», «Форда» и GM, которые быстро осознали, что подобные турниры – классные смотры будущих талантов отрасли. Так же поступили европейские лидеры индустрии: например, ключевыми партнерами сверхпопулярной немецкой «Формулы Студент» являются «Фольксваген», «БМВ», «Мерседес», «Тесла» и пару десятков других мировых брендов. Сейчас состязание проходит на экс-автодроме «Ф-1» в Хоккенхайме, куда в прошлом году заявилось под сотню команд и более 3000 студентов из трех десятков стран.
Впрочем, зацените сами атмосферу уникального фестиваля в видео из 2023-го:
А еще сообщество «Формулы Студент» до сих пор остается открытым для российских участников: команды ведущих отечественных ВУЗов сохранили не только места в мировом рейтинге, но и право выступать за рубежом под триколором (которого нет в гоночных соревнованиях ФИА: там наших допускают только в нейтральном статусе). При этом в России до сих пор проводят официальные мероприятия, которые включены в международный календарь и на них приезжают иностранные участники. А еще благодаря движению «Формулы Студент» удается выращивать инженеров, востребованных не только в гонках, но и в отечественном автопроме!
Как все это стало возможным? Об этом Спортс’’ рассказали непосредственные участники одной из самых классных инициатив в нашем автоспорте.
Из студенческих соревнований берут даже в «Формулу-1» – доказано русскими
История российской «Формулы Студент» началась в 2005 году в стенах Московского автомобильно-дорожного института (сегодня называется Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом – Спортс’’). С идеей создать команду выступил старший преподаватель кафедры инженерной педагогики Сергей Сафроненков, до этого побывавший на студенческих соревнованиях в Великобритании. В итоге уже в 2006-м учащиеся МАДИ построили свой первый автомобиль и отправились с ним на немецкую «Формулу Студент» в Хоккенхайме.
Впоследствии выпускники из разных поколений команды МАДИ сыграли важную роль в развитии и популяризации «Формулы Студент» в России, а один из участников коллектива Сафроненкова – Андрей Плахотниченко – стал организатором этих соревнований у нас в стране.
«В 2005 году [преподаватель МАДИ Сергей Сафроненков] смог собрать первую команду и консолидировать вокруг себя других преподавателей, а затем проект стал некой формой студенческой самоорганизации. Кафедра уделяла большое внимание именно самостоятельной работе студентов и этим, кстати, [команда института] сильно отличалась от коллективов, которые появились позже. Сейчас большинство команд поддерживает очень сильный лидер со стороны университета, в то время как у нас все держалось на студентах – кафедра оказывала помощь по запросу, но все решения принимали мы сами», – рассказывает Плахотниченко.
По его мнению подход с полным доверием управления студентам позволяет ребятам быстрее расти в профессиональном и личностном плане. Ведь «Формула Студент» служит подготовкой ко «взрослой» работе, и с помощью нее молодежь получает не только колоссальную по меркам ВУЗов практику, но заодно осваивает множество сопутствующих навыков.
К этому подталкивает сам регламент «Формулы Студент», который стандартизирован в большинстве стран: например, защита проектов в обязательном порядке проводится на английском (в том числе в России). С одной стороны это делает такие мероприятия открытыми для иностранных команд, с другой заставляет участников осваивать язык, на котором говорит весь мировой автоспорт, что является хорошим подспорьем в будущей карьере.
Кроме того на таких презентациях студенты учатся представлять и аргументировать инженерные решения, что считается большой ценностью в индустрии. На выходе инженер из российской или любой другой «Формулы Студент», уже понимает, как устроен процесс проектирования, и вместе с тем получает целый ряд востребованных soft skills.
В целом студенческие «формулы» превратились в узнаваемый бренд для рекрутеров по всему миру: при упоминании в резюме его воспринимают как символ качественной инженерной подготовки. Впечатлившие выходцы из этих серий могут рассчитывать на стажировки и даже полноценное трудоустройство в автоспорте – вплоть до «Формулы-1». Подтверждает это пример самого Андрея Плахотниченко: его приняли в технический отдел команды «Рено» инженером по динамике автомобиля (Vehicle Performance Engineer) на базе в Энстоуне. При этом Андрей старается донести до нынешней молодежи мысль: после «Формулы Студент» их перспективы не ограничиваются одними гонками.
«Мостик [в мир гонок] есть и работает, но он ведет не только в автоспорт. Это мостик между обучением и любой серьезной «взрослой» работой, необязательно инженерной. На соревнованиях или лекциях я всегда стараюсь акцентировать внимание [студентов] на том, что «Формула Студент» дает навыки, пригодные не только для автоспорта, а в принципе навыки, востребованные в индустрии. То же умение проектировать можно применить в любой отрасли.
Я могу сказать, что студент, который не был в команде статистом, а что-то делал, будет более востребован в индустрии чем обычный студент университета. Даже зарубежного. Зачастую, когда на собеседовании [за границей] человек говорит, что он был в «Формуле Студент», вопросы в плане «совпадают ли у нас программы образования?», «было ли обучение по Болонской системе или нет?» отпадают сами собой. В европейских компаниях работает много выходцев из «Формулы Студент» и они знают, что если человек выступал в команде, которая действительно строила машины, то он просто обязан иметь компетенции выше чем у обычного выпускника технического ВУЗа».
В новых реалиях похожий ход мысли постепенно начинают перенимать и российские компании, которые все больше включаются в тему студенческих соревнований.
Команды из России планируют «открывать» Китай, а иностранцы едут к нам
Несмотря на все ограничения, с которыми отечественный автоспорт начал сталкиваться еще до 2022 года, наши студенты до сих пор сохраняют возможность выступать на крупнейших мировых стартах с официальной символикой страны. Просто в студенческом автоспорте принципа «спорт вне политики» стараются придерживаться не только на словах.
«[Зарубежные] промоутеры твердо уверены: студентов не должна касаться политика, потому что движение [«Формулы Студент»] всегда объединял конструктив. Если люди из другой страны узнают, что их собеседник тоже занимался «Формулой Студент», то сразу появляется тема для интересного разговора, потому что они проходили через те же вызовы, решали те же задачи», – объясняет Плахотниченко.
Этот принцип развился и на контакты между организаторами, которые сами получали удовольствие от участия в соревнованиях и стараются сохранить эту возможность для нынешнего поколения.
В «Формуле Студент» нет привычного календаря, как в других гоночных сериях, потому что сами соревнования не являются официальным чемпионатом – такой статус могут присваивать только национальные федерации, а их в студенческих гонках не существует. Вместо этого в начале сезона публикуется расписание запланированных турниров в разных странах со сроками подачи заявок, и команды уже сами решают, куда им ехать. Даже богатые университеты могут позволить себе участие всего в нескольких стартах за год, иначе поездки обойдутся дороже болида.
При этом часть европейских организаторов крупных соревнований по-прежнему заинтересованы в российских участниках – например, в 2023-м наши сильнейшие коллективы прошли отбор немецкого чемпионата, куда тем не менее не поехали: ключевым препятствием ожидаемо стала логистика. Однако случаи отказа участникам из России тоже есть – и в этом сезоне так было уже несколько раз.
«Большие чемпионаты, как в Германии, Австрии или Венгрии, вряд ли станут отказывать нашим командам. Но в некоторых странах партнеры соревнований боятся имиджевых потерь и не хотят видеть студентов из России. Как правило, речь идет о не очень крупных мероприятиях, которые сильно зависят от своих спонсоров», – говорит Плахотниченко.
Но зачем российские студенты продолжают регистрироваться на мероприятия в Европе, куда все равно не могут поехать? На самом деле это связано с более ранними (по сравнению с Россией) дедлайнами европейских соревнований, которым нужно следовать в случае одобрения заявки. Опытные команды таким образом держат себя в тонусе, потому что пускай формально, но жесткий график не дает им расслабиться при разработке болида, на которую по правилам отводится всего год.
Основным же стартом для наших команд стали национальные соревнования России, по-прежнему включенные в официальный календарь европейской «Формулы Студент». Кроме того мероприятие стало еще и частью крупнейшего гоночного события страны – фестиваля Garage Fest на трассе «Игора Драйв». Переезд под Санкт-Петербург год назад сказался самым позитивным образом на уровне чемпионата: участники получили в свое распоряжение не только инфраструктуру современного автодрома, как на мировых стартах, но заодно и внимание большой аудитории, которого не хватало на прежних площадках.
При этом на родине российские команды соревнуются не только друг с другом, но и с иностранными студентами – в этом году в Россию приезжали участники из Китая, Индии, Казахстана и Турции.
«В Индии насчитывается почти 100 команд «Формулы Студент», и, я бы сказал, их топы по уровню выше российских. Еще до пандемии они превосходили нас в постройке болидов, добиваясь результатов при очень скромных возможностях. Свои инженерные умения они используют грамотнее многих европейских команд, которые наоборот порой не могут собрать болид, имея доступ к автоклавам, 3D-печати и другим технологиям. Еще более продвинуто выглядят коллективы из Китая, которые опираются на поддержку своего автопрома», – рассказывает Андрей Плахотниченко.
Спарринг-партнеров наших команд никак нельзя отнести ко «второму сорту», а в некоторых аспектах они даже превосходят европейских сверстников. Например, на последних национальных соревнованиях Китая только в классе электромобилей было заявлено 84 машины – больше, чем на самых популярных чемпионатах в мире!
К тому же, в отличие от «Формулы-1», состязания студентов не предполагают утаивания секретов, а наоборот – созданы для обмена идеями и наработками между молодыми инженерами. И выигрывают от этого не только ребята из России, которые общаясь с зарубежными соперниками знакомятся с новыми инженерными решениями. В свою очередь для команд из Китая, Индии и других стран такие поездки становятся настоящим событием. Несмотря на высокую популярность, китайские и индийские соревнования остаются довольно обособленными от глобального движения «Формулы Студент», а пройти строгий отбор на старты в Европе при таком количестве желающих могут не все. В то же время российский чемпионат предлагает не только уровень организации, сопоставимый с европейским, но и логистическую помощь всем участникам, включая иностранцев.
Обмен начинает работать и в обратную сторону: в ближайших планах российских команд впервые выступить уже на соревнованиях в Китае. Камнем преткновения для многих иностранных коллективов в этом случае был языковой барьер – даже документацию своих чемпионатов китайцы публикуют все еще без перевода – и сложная процедура «растаможки», но наших студентов это не остановило и, похоже, в скором будущем они наконец «прорубят окно» в самобытный мир азиатской «Формулы Студент».
Рекордный разгон до 100 км/ч быстрее секунды и болиды-беспилотники: студенты умеют удивлять
Инженерное творчество студентов порой не знает никаких границ – вот почему серьезные компании так заинтересованы в их идеях: новичок подчас может предложить инновационное решение благодаря свежему взгляду на проблему, а рутинные для штатного инженера проблемы воспринимает как увлекательную игру. В итоге из сочетания по-хорошему безбашенной молодежи и больших спонсорских денег порой появляются самые невероятные проекты.
Например электроболид швейцарской команды AMZ Racing, который побил мировой рекорд, разогнавшись до 100 километров в час меньше чем за секунду!
В российских реалиях интерес индустрии к студенческим проектам пока далек от подобного уровня.
«[Интерес больших предприятий из России к «Формуле Студент»] есть, но не в том объеме, в котором бы хотелось. Это связано с тем, что проект развивается, а сам рынок еще не понял его пользу. Я относительно недавно начал видеть компании, которые целенаправленно приходят к командам, чтобы найти специалистов. Например, один из партнеров наших соревнований не требует от нас никакой маркетинговой или рекламной отдачи. Вместо этого каждый год они хотят получать к себе в штат 1-2 участников «Формулы Студент». И это та модель, которая работает во всем мире», – объясняет спортивный директор российских соревнований Андрей Плахотниченко.
Современные команды из России организатор оценивает на уровне первой двадцатки европейских чемпионатов, но с оговоркой: речь идет лишь о некоторых дисциплинах. Для соревнований на равных с теми же швейцарцами из AMZ Racing или не менее топовыми коллективами университетов Штутгарта и Делфта нужны совсем другие условия. На западе студенческие команды фактически стали площадками обкатки будущих сотрудников для гигантов индустрии – им предоставляют доступ к своим технологиям и финансированию. Что касается российских предприятий, то пока они заинтересованы лишь в поиске штучных специалистов и не спешат растить с нуля целые коллективы.
Тем не менее, организаторы чемпионата России стараются все больше вовлекать представителей бизнеса в свои мероприятия, приглашая их не только в качестве гостей, но и судей. Иногда студенты получают оффер прямо во время соревнований.
«У меня так было на защите конструкции [болида], когда надо рассказать судьям весь таймлайн разработки, – говорит Владимир Чернышев из команды Bauman Racing Team – В финале тебе могут начать задавать вопросы уже не связанные с твоей машиной, чтобы проверить насколько ты в целом понимаешь тему. Мы тогда выиграли эту дисциплину, а на следующий день во время техинспекции ко мне подошла одна из судей и пригласила на собеседование [в компанию]. Похожие случаи были у других ребят из команды».
В МГТУ имени Баумана Владимир учится на аэрокосмическом факультете, а в гоночной команде университета выступает главным инженером электрического болида. Bauman Racing Team наравне со своими главными соперниками из Тольяттинского университета и Питерского политеха считается одним из ведущих коллективов российской «Формулы Студент». Причем московские студенты выступают сразу в двух категориях: на болиде с ДВС в зачете CV (Combustion vehicle – машины на бензиновом двигателе, как правило, от мото- или квадроциклов) и с беспилотной «электричкой», которой занимается Чернышев, в зачете EV (Electric vehicle – машины с электромотором).
«В регламенте он обозначен как «беспилотник четвертого уровня». Всего таких классов пять, где нулевой наименее автономный, а пятый наоборот [не требует никакого управления]. Наш болид способен анализировать обстановку вокруг себя, но в определенных условиях – в данном случае в пределах трассы, которая выложена специальными конусами. Тем не менее [во время движения] все решения он принимает своими «мозгами». Человек берет управление только в экстренной ситуации для чего у нас есть пульт с двумя кнопками – запуска и экстренной остановки».
Пока уникальный для нашей страны болид, полностью созданный студентами, еще учится ездить и преодолевает «детские болезни» вроде неспособности различить дорогу при перепаде высот. Но здесь впечатляет сам факт, что ребята из ВУЗов разрабатывают настолько амбициозные проекты. Причем расширить команду до двух болидов и приступить к созданию «дрона» в «Бауманке» решили в течение последних лет. Вопреки всем актуальным сложностям.
«Первый состав [Bauman Racing Team] насчитывал где-то 14 человек. Сегодня у нас работает уже 70. Берем с любых факультетов и даже первокурсников, но обязательно с испытательным сроком, чтобы могли понять стоит ли этим заниматься. Ушло время, когда команда состояла только из студентов профильных кафедр. Например, моя программа обучения – аэрокосмические системы, но в команде я занимаюсь электрикой и электроникой, наш капитан с [кафедры] лазерных технологий, а в менеджменте ребята, изучающие бизнес и маркетинг».
«Машина уже не является первоочередной целью проекта [«Формулы Студент»], в приоритете – кадры, которые после выпуска смогут занять ключевые должности благодаря высоким компетенциям.
Типичная проблема выпускников в том, что их никуда не берут из-за отсутствия опыта. В «Формуле Студент» ты как раз получаешь этот практический опыт и можешь показать его на деле, а не в рамках каких-то курсовых [работ], которые писались «в стол».
У нас не как в больших компаниях, когда над узлом работает отдельный инженер и проектировщик. В команде каждый берет какой-то компонент болида и прорабатывает его сам до конца. Поэтому достаточно взять расчеты одного из таких узлов, который ты создал, прийти с ними на собеседование и показать, что эта деталь работала на конечном изделии. Сейчас стратегия [государства] завязана на консолидацию инженерных навыков и разработок внутри страны, поэтому специалисты в этом плане очень нужны», – уверен Чернышев.
Одним из потенциальных мест для трудоустройства таких ребят должен стать отечественный автоспорт и автомобильная промышленность в целом, считает спортдир российской «Формулы Студент» Андрей Плахотниченко.
«Есть примеры, когда участники команд трудоустраивались за рубежом, но я не хочу акцентировать внимание только на этом, так как возможности есть и в России. Ко мне регулярно обращаются из [российского] большого автоспорта с просьбой порекомендовать студентов, потому что потребность [в специалистах] довольно большая. Более того, чтобы автоспорт развивался, нужна мощная автомобильная индустрия – гонки только надстройка, и очень сложно создавать настоящие команды, когда вы тащите все компоненты из-за границы.
Автомобилестроение [в России], как бы его не ругали, все равно растет – у нас уже начали собирать спортивные дифференциалы и многое другое. Соответственно во все эти отрасли людей с опытом «Формулы Студент» возьмут с радостью. Надеюсь, это будет параллельный процесс, когда уровень студенческих команд будет расти с промышленностью и в том числе силами наших выпускников. Если государство планирует стать высокоразвитым и индустриальным, в нем должны проводиться подобные соревнования».
Но если отбросить все стратегические планы и задачи, то студенческие соревнования – еще и трамплин для совсем молодых людей в новый, увлекательный мир, о котором многие из них раньше не догадывались. В этом признается и Владимир Чернышев, считающий, что во многом обязан своим становлением «Формуле Студент».
«Это вещь, которая может полностью поменять человека. Я сам из небольшого города в Ростовской области и поехать учиться в Москву меня убедил репетитор. Перед поступлением я заходил во многие ВУЗы, но когда пришел в «Бауманку» и узнал, что у них есть своя команда, понял – это мое.
Автоспортом я заинтересовался в 10-11 классе и тогда же узнал про «Формулу Студент». Потом после поступления нам провели экскурсию по базе команды, после которой в голове крутилась только одна мысль «как же круто». Правда, я постеснялся сразу идти записываться и присоединился после первого курса. И ни разу не пожалел, потому что работа, друзья, круг общения, связи и все что у меня сейчас есть появилось благодаря «Формуле». Недавно я обновлял свое резюме и заметил, что со всеми проектами оно занимает уже 4 страницы, поэтому возможно буду не совсем объективен, но [участие в «Формуле Студент»] – лучший способ начать реализовывать себя как инженера. Особенно сейчас, когда все на подъеме».
А как вообще дела с российским автоспортом?
Гоночные треки России правда на уровне мировых! Спросили наших пилотов про повороты и суперместа
Rossa – новый отечественный суперкар. Похож на «Бэтмобиль» из фильма о супергероях?
Фотографии: Bauman Racing Team, Milkrusk/Wikimedia Commons, ©Olga Gracheva/FS News, eForce Prague Formula/Wikimedia Commons, ©Ekaterina Logunova/FS News, Togliatti Racing Team, ©Formula Student Germany, пресс-служба автодрома «Игора Драйв», Эрик Расулев