Гонки от автора «Маруси» – лучшие в России? Свои прототипы и суперкары против ретро, толпы на трибунах
Исследование Спортса.
Гонки местных кольцевых серий нельзя назвать особенно популярными в России: на слуху у нашей публики в основном шоу-разборки дрифтеров либо раллийный «КАМАЗ», в то время как в «кольцевом» сегменте большинство всегда предпочитало зарубежные топ-чемпионаты.
Некоторый рост интереса к внутренним соревнованиям наметился после 2022 года, когда даже находить трансляции мировых гонок стало, мягко говоря, нелегко. Российские этапы тоже повсеместно выпали из календарей международных серий и у нашего автоспорта не осталось других вариантов, кроме как создавать замену собственными силами.
Одной из попыток сделать что-то свое стало возобновление летом 2022-го серии гонок на выносливость Russian Endurance Challenge. Несмотря на то, что REC вернулся после ковидной паузы и в самый разгар санкций, организаторам с ходу удалось собрать неплохую стартовую решетку – со спортпрототипами, техникой GT3 и звездами в заявке, включая экс-пилотов «Ф-1» Даниила Квята и Виталия Петрова, а также самого успешного русского в гонках «Ле-Ман» Романа Русинова.
Кроме того, выступить в России приехали опытные профи из Европы, как многократный призер легендарных «24 часов Нюрбургринга» Адам Кристодулу и один из лидеров немецкой GT4 Габриэле Пьяна. Кстати, именно формат немецких соревнований был взят за основу марафонов REC, но об этом немного позже.
В последующие годы российская серия гонок на выносливость продолжила развиваться, и в мае этого года приняла на открытии сезона целых 5000 зрителей, наблюдавших за борьбой почти трех десятков экипажей. Скромный по мировым меркам показатель в российских реалиях смотрится очень солидно и практически сопоставим с посещаемостью уик-эндов RDS GP – на сегодня самого коммерчески успешного проекта в отечественном автоспорте (например, прошлогодний этап дрифт-серии на «Игора Драйв» за два дня вживую посмотрели 6500 человек, в то время как у кольцевых гонок в нашей стране средняя посещаемость редко превышает отметку в 1000 зрителей за уик-энд).
Но как у российских промоутеров получилось сделать столь привлекательной для всех и сразу довольно специфическую дисциплину, где зрителям нужно часами смотреть за монотонно наматывающими круги машинами, а командам порой тратить на один этап больше сил и средств чем за полсезона в спринтерских сериях? Чтобы узнать ответ, я отправился на первый этап Russian Endurance Challenge под Москвой, где почувствовал атмосферу настоящего гоночного фестиваля.
«Русский «Ле-Ман» придумал создатель «Маруси», когда искал соперников для своей новой машины
Своим появлением REC обязан Игорю Ермилину – известному в российском и мировом автоспорте конструктору спортивных автомобилей, создавшему в том числе суперкар «Маруся». В 90-х и начале 00-х Ермилин также занимался организацией первых гоночных соревнований в России, включая престижные классы «Формулы-3» и «Супертуринга». Но в 2006 году закрытие «Невского кольца» в Санкт-Петербурге – на тот момент одной из двух трасс в стране – вынудило его отойти от промоутерства. До строительства современных автодромов в Подмосковье, Сочи и других регионах было еще далеко, а гонять целую серию на бывшем аэродроме в Мячково казалось не лучшей идеей.
Тогда Ермилин сконцентрировался на новом проекте – спортпрототипе Fenix, благодаря которому чуть позже началась история «Маруси». После нее конструктор вернулся к работе над прототипом, для которого со временем решил подыскать трековых спарринг-партнеров.
«Fenix был, но не было возможности реализовать его потенциал. Он «гулял» по выставкам, музеям, стоял на хранении у моего сына, где немного запылился, а потом в 2012-м году я завершил работу в проекте «Маруси». На тот момент у меня были время и деньги, чтобы начать его [прототипа Fenix] ребилдинг: мы стали потихонечку приводить прототип в кондицию, выезжать на тесты и к 2015 году его уже можно было пускать в дело. А куда? Некуда – у нас [в стране] подходящего класса не было. И тогда я подумал, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – вспоминает основатель и руководитель REC Игорь Ермилин.
«На короткие гонки нам вряд ли бы удалось кого-то собрать. У нас набирался «винегрет» из таких же как у нас машин, которые стояли у забора, потому что не попадали в стандартные классы. А, вот длинные гонки как тот же «Нюрбургринг», где даже если в классе едут всего две машины, вручают кубки и все счастливы, казались классным вариантом. Главное же, чтобы люди получали удовольствие. И так в 2015-м году мы организовали первую гонку REC».
Формат Russian Endurance Challenge действительно во многом схож с культовым марафоном на Нюрбургринге. В гонках по «Северной петле» наравне с последними версиями суперкаров GT участвует еще около двух десятков классов самых разных машин: от «кубковых» версий «Порше» и «БМВ» до туринговых и почти серийных автомобилей, а также болидов на альтернативном топливе. При этом экипажи комплектуются и целиком из профессионалов, и любителями. Похожей философии с cамой первой гонки и по сей день придерживаются в REC.
Дебютный 4-часовой марафон на «Москоу Рейсвей» в октябре 2015-го собрал крайне пестрый пелотон: на одной трассе со спортпрототипами ехали машины различных кузовных классов и даже раритетный гоночный «Москвич» 412 (кстати, тоже восстановленный Ермилиным). Мероприятие настолько понравилось участникам, что уже через год география REC расширилась еще на один этап в Сочи.
Новая серия привлекала в первую очередь своим регламентом, открытым почти для любой техники, за исключением, наверное, «формул», а еще финансовой доступностью: минута нахождения на трассе в рамках уик-энда REC, где пилотам помимо гонки предоставлялось еще три часа тренировок и столько же на квалификацию, обходилась дешевле чем на трек-днях (определенные даты в календаре автодромов, когда за плату на трек пускают на своих машинах – Sports).
Уровень и популярность Russian Endurance Challenge росли с каждым годом: в серии появлялись профессиональные коллективы уже с титулованными пилотами и серьезной техникой вроде «Мерседеса» АМG GT3 или «Ламборгини» Gallardo. За рулем последней на одном из этапов даже проехался главный архитектор современной «Формулы-1» Герман Тильке. Но в пандемию соревнования пришлось свернуть и REC «пропал с радаров» на целых два года.
Возвращение состоялось, потому что Игорь Ермилин снова захотел испытать в гонках собственный автомобиль. На этот раз речь шла об уникальной GT-версии «Маруси», которую конструктор собирал совместно со своими учениками – студентами Московского политехнического университета.
«Еще до пандемии «Марусю» GT тоже вытащили из музея и вместе со студентами мы начали ей заниматься. Это был совместный проект с Политехом по модернизации машины для участия в REC, в ходе которого я передавал ребятам свои знания и опыт. Мы еще смеялись, что собираем девушку для Fenix (с ним работала другая часть студентов Ермилина – Sports). И когда машина была готова, снова встал вопрос «что делать?». Тогда, как и в 2015-м году для «Маруси» организовали гонку, чтобы ей было, где ехать».
REC удивляет новой техникой (вопреки проблемам с логистикой) и служит площадкой для экспериментов
Именно машины стали главной фишкой серии. Пелотон REC на данный момент объединяет современные болиды различных классов GT, спортпрототипы с открытым кокпитом группы CN, машины класса «туринг» разных поколений и даже такие музейные раритеты, как классический «Шевроле» Corvette Grand Sport 60-х годов.
В этом сезоне техника участников поделена на четыре класса, где самые быстрые и престижные – GT Pro и CN Pro. В первом заявлена техника по стандартам GT3 (а также несколько автомобилей TCR, выделенных в подкласс «зачет Touring»). На данный момент в GT Pro доминируют два «Мерседеса» AMG команд «Кэпитал рейсниг тим» и YADRO Motorsport, но на предстоящих этапах в их сражение должен вмешаться коллектив SPORA GT. Московская команда в этому году полностью обновила парк техники и обещает громкие для российского автоспорта премьеры суперкаров «Ламборгини» Hurracan GT3 Evo и «Феррари» 488 Challenge (специальная версия для монокубка итальянской марки). А еще по ходу сезона ожидается появление трех новых «Порше» 911 GT3.
Главные конкуренты суперкаров – спортпрототипы класса CN Pro. Значительно уступая GT3 в мощности моторов (255 л.с. против 720 л.с.), эти болиды выигрывают за счет меньшего веса (570 кг против 1600 кг), являясь по сути «формулами», но с закрытыми аэрообвесом колесами.
Самый же многочисленный класс GT представлен машинами категории GT4 – моделями, более близкими к дорожным суперкарам «Мерседеса», «Тойоты», «Порше», «БМВ» и появившегося с этого года в REC болида «Ауди».
Наконец, сборная солянка из различной туринговой техники, у которой отсутствует или истекла омологация для участия в других соревнованиях, образует четвертый класс серии – GT Light. Когда-то из таких же серийных седанов и хэтчбеков, доработанных энтузиастами едва ли не в гаражах, состояла большая часть стартовой решетки REC, но сегодня эти машины отошли на второй план и стали чем-то вроде талисманов серии. Все-таки большая часть зрителей приходит в первую очередь посмотреть на дорогостоящие спорткары, которые мало где встретишь в обычной жизни.
Этот интерес понимают и организаторы, которые обещают появление почти двух десятков новых машин в топ-классах GT и спортпрототипов, а также пока неизвестные «сюрпризы» для болельщиков (речь тоже о неких премьерах, но пока без подробностей). Правда, в планы неумолимо вмешивается окружающая действительность в виде проблем с логистикой, из-за которых не только автомобили, но и запчасти к ним добираются до России неопределенно долгое время.
Из-за сложностей с поставками дебют той же «Ауди» R8 LMS GT4 на первом этапе сезона-2024 ограничился всего лишь одним прогревочным кругом, потому что у команды элементарно не было второго комплекта колесных дисков, застрявших где-то за границей. По схожим причинам сорвалась премьера и новенькой «БМВ» М4 GT4 – первой гоночной машины серии G82 у нас в стране. В последний момент перед гонкой у купе отказала одна из систем в двигателе и без нормальной заводской поддержки команда не успела вовремя устранить неисправность.
Чтобы купировать трудности с поставками техники и деталей, в REC стараются придерживаться гибкого подхода. Единственным пунктом, который не подлежит пересмотру ни при каких условиях, остается безопасность машин, в остальном же серия предоставляет командам максимальную свободу действий. От участников не требуют использовать топливо или шины определенной марки, позволяя им самостоятельно выбирать наиболее доступные варианты, продлевают для них сроки подачи заявок и не кошмарят «уравниловкой» Balance of Performance (система выравнивания возможностей машин за счет весовых гандикапов, настройки работы мотора и прочих параметров, практикуемая в мировых и некоторых российских сериях. Ферстаппен как раз на днях называл ее одним из главных барьеров на пути в «Ле-Ман» – Sports). Проще говоря, создаются все условия, чтобы команды могли без лишней бюрократии подготовить свои машины и выйти на старт.
«Я говорю немного в шутку, что мы [организаторы REC] на самом деле сервисная команда. Мы оказываем услуги нашим клиентам, то есть участникам. Они здесь главные, а мы их обслуживаем – создаем для них комфортные и интересные условия. Поэтому такая атмосфера всем нравится. Наша концепция – любые автомобили, отвечающие требованиям безопасности, и уважительное отношение ко всем», – объясняет принцип работы REC Игорь Ермилин.
Открытость регламента позволяет REC быть не просто соревнованием дефицитных западных машин, но и тестовой площадкой для многих отечественных разработок. Ведь кроме возможности заявляться в основные классы и организовывать свои зачеты, участники могут еще выступать в так называемом «абсолюте». По задумке эта опция выполняет примерно ту же функцию, что «Гараж 56» в «24 часах Ле-Мана», с помощью которого на старт марафона попадают экспериментальные и нестандартные болиды.
Благодаря такой возможности уже в этом году в REC (вероятно) поедет один из самых амбициозных российских проектов последних лет – гоночный суперкар Rossa категории GT2. Кроме него к участию в серии готовятся ученики Игоря Ермилина из московского Политеха, сейчас активно работающие сразу над двумя собственными разработками – гибридными и полностью электрическими спортпрототипами. А среди тех машин, что в прошлом успешно прошли обкатку в Russian Endurance Challenge, можно отметить популярный родстер «Шорткат» и флагманский болид «СМП Рейсинг» BR03.
Романтика длинных гонок собирает в Европе сотни тысяч людей. У нас тоже начинают проникаться!
Сезон REC практически целиком проходит на автодроме «Москоу Рейсвей» – первой российской трассы высшей категории ФИА и места, откуда стартовала история серии. Особняком в календаре стоит единичный выезд на питерский трек «Игора Драйв», где марафонская гонка является частью масштабного фестиваля Garage Fest. Там поклонников автоспорта дополнительно развлекают выступлениями известных музыкантов и соревнованиями других серий, поэтому мероприятие собирает десятки тысяч человек. Но на подмосковных этапах программа выстроена несколько иначе.
На «Москоу Рейсвей» упор делается на то, чтобы как можно ближе познакомить людей с автоспортом. Уик-энд REC по традиции марафонских серий проходит в субботу и начинается для зрителей с прогулки по пит-лейн, где они могут посмотреть на машины в непосредственной близости. Как правило, в такие моменты крупные команды стараются отрядить кого-то из незанятых сотрудников и те дополнительно проводят импровизированную экскурсию по боксам или просто общаются с посетителями.
Дальше болельщики продолжают крутиться в «карусели» из множества активностей – от дрифт-такси до выставок спортивных автомобилей. Среди самых запоминающихся на мой взгляд – облет автодрома на вертолете и его бюджетная, но тоже интересная альтернатива с проездом по треку на двухэтажном автобусе. Большим плюсом является то, что устроители не пытаются навязывать лишнее: все нужные развлечения можно докупить по отдельности при оформлении базового билета для прохода на трибуны.
Примерно за полчаса до начала гонки, когда машины уже выстроены на стартовой решетке, а механики заняты крайними приготовлениями, зрителей пускают на трассу. Причем тоже без какого-либо деления на избранных – пройти может каждый, кто выбрал соответствующую опцию в билете.
В итоге к старту марафона люди оказываются полностью погружены в атмосферу большого гоночного события и приходят в настоящий восторг от стаи машин, с ревом пролетающей мимо главной трибуны. С этого момента за шоу всецело отвечают пилоты и вопреки стереотипам в гонках на выносливость хватает интриг.
По аналогии с «Формулой-1» ключевую роль в длинных гонках играет стратегия пит-стопов и умение держать отрыв от преследователей. Здесь тоже пытаются перехитрить с помощью андер- и оверкатов, когда экипажи заезжают на смену шин и дозаправку раньше либо позже соперников, но при этом в марафонах гораздо больше жесткой борьбы борт-в-борт. Вот, например, как на открытии этого сезона Георгий Ефросинин на черном прототипе команды Blackthorn в прямом смысле слова бодался за победу с Денисом Ременяко на «Мерседесе»:
Победитель этого противостояния и первого этапа REC-2024 определился на пит-стопе: команда Ременяко «Кэпитал Рейсинг Тим» рискнула и пошла на обязательную третью остановку почти под финиш. Тем не менее «пересидеть» Ефросинина им не удалось и прототип обогнал «Мерседес», когда тот трогался на выезд с пит-лейн. Итоговая победа в общем зачете ушла экипажу Blackthorn.
За просмотром борьбы на трассе – где-то вживую с трибуны, где-то с расположенного напротив экрана или по телефону – разговорами с другими зрителями и курсированием между фудтраками проходят 4 часа, которые длится гонка REC. Более продолжительные заезды на регулярной основе, не говоря уже о суточных марафонах, потребовали бы от участников непомерных расходов, которые тяжело тянуть даже заводским коллективам в «24 часах Ле-Мана» и мировом эндуранс-чемпионате WEC. Тем не менее организаторы Russian Endurance Challenge придумали довольно зрелищный ход и специально дают старт ближе к вечеру, чтобы финальный отрезок проходил в темное время суток при включенных фарах. Благодаря этому не самая протяженная гонка на закате начинает рифмоваться с картинкой марафонов в Ле-Мане и Нюрбургринге.
И в этот момент, стоя на крыше паддока, когда вокруг по ночному треку носятся гоночные машины, в темноте похожие на летающие фонарики, начинаешь понимать, почему во Франции или Германии сотни тысяч людей готовы проводить целые сутки за подобным зрелищем. Все потому, что в длинных гонках чувствуется своя особенная романтика, словно ты оказался в круглосуточном парке аттракционов. И REC в этом плане не исключение.
Резюмируя, можно сказать, что команде Игоря Ермилина удалось воссоздать ощущение тех самых больших гоночных событий, которых так не хватает нашему автоспорту сейчас. И именно за этим на его гонки стремится попасть все больше людей.
Похоже на претендента на титул главных гонок России?
Что еще почитать об автоспорте в России?
Гоночные треки России правда на уровне мировых! Спросили наших пилотов про повороты и суперместа
Rossa – новый отечественный суперкар. Похож на «Бэтмобиль» из фильма о супергероях?
Фотографии: Никита Гончаров (предоставлено REC), Дмитрий Бойков/dramshots (предоставлено REC), Эрик Расулев, Николай Комаров/motorpics (предоставлено REC), Антон Медведев/REC, Лариса Лащенова/REC, Евгений Беленко/mgzfoto (предоставлено REC), rusendurance/Youtube