Формула 1 в США - история взаимоотношений с гонкой Инди-500
Для несведущего наблюдателя эти машины не сильно отличаются от таковых в Ф1. Шасси Dallara весит около 748 кг в версии для Indy 500 и оснащено 2,2-литровым двигателем V6 с турбонаддувом. В Формуле 1 машины весят около 733 кг и развивают мощность от 1000 до 1100 л.с. благодаря своим 1,6-литровым турбогибридным двигателям, которые поставляются Mercedes, Ferrari, Honda или Renault/Alpine.
Машины обоих чемпионатов имеют максимальную скорость около 380 км/ч, в зависимости от трассы и аэродинамического обвеса, но считается, что машины Ф1 лучше справляются с уличными трассами и автодромами.
Но такое близкое сходство существовало не всегда… На самом деле, его корни восходят к новаторской работе трехкратного чемпиона мира Джека Брэбема и конструктора Рона Торанака, которых в ноябре 1960 года гонщик Indycar Роджер Уорд уговорил испытать свою T53 Cooper Формулы 1 на Indianapolis Motor Speedway перед Гран-При США в Риверсайде.
Джек Брэбем на Инди-500 в 1964
Здоровенные родстеры с передним расположением двигателя в то время могли работать с 2,8-литровыми двигателями с наддувом или 4,2-литровыми двигателями без наддува, тогда как у Джека в распоряжении было только 2,5 литра. Но он разогнался до 233 км/ч, что было лишь на 5 км/ч медленнее поула Эдди Сакса.
Состоятельный американский гонщик Джим Кимберли спонсировал участие Джека в гонке 1961 года на слегка модифицированной T53, оснащенной доработанным 2,7-литровым четырехцилиндровым двигателем Climax. Он смог подняться аж до четвертого места в гонке, несмотря на огромный дефицит мощности – этому способствовала отличная скорость его машины в четырех поворотах.
Неразговорчивый австралиец был рад девятому месту, несмотря на неопытность команды в плане дозаправок и правил желтых флагов. Тогда так не казалось, но это был прорыв. Машины с задним расположением двигателя встречались в Индианаполисе, но скорость маломощной маленькой машины Джека стояла особняком и угрожала позициям завсегдатаев.
Колин Чэпмен и Джим Кларк в 1965
Миссия изменить существующий порядок вещей была поручена Колину Чэпмену. Он стал партнером Ford и установил их 4,2-литровый двигатель V8 на свой Lotus 29 в 1963 году. Только сомнительное политиканство со стороны стюардов гонки помешало великому Джиму Кларку победить в первый раз – судьи проигнорировали утечку масла на Watson Парнелли Джонса, который в итоге одержал спорную победу над, как американцы называли, «смешной машиной». Кларк лидировал в гонке 1964 года до того, как задняя подвеска его Lotus 34 вышла из строя.
После этого, нравилось это традиционалистам или нет, монстры с передним расположением двигателя, рулевыми колесами, расположенными под углом, как у автобуса, и двигателями Offenhauser, были мертвы. С тех пор только автомобиль с задним расположением двигателя выигрывал гонку Инди-500.
Грэм Хилл выиграл в 1966
В 1966 году британцы из Ф1 снова были на подъеме. Джеки Стюарт, возможно, выиграл бы гонку (но его двигатель сломался ближе к концу), а Джим Кларк, скорее всего, был фактическим победителем, но остается непонятным, была ли ошибка в подсчете кругов и был ли упущен один из кругов Джима. В конце концов, именно Грэм Хилл на Lola T90 был объявлен победителем. Пока он допивал традиционный напиток победителя, Джимми подошел, чтобы спросить его, может именно он на самом деле быть триумфатором. Грэм вытер усы и спокойно ответил своему близкому другу: «Ни за что, приятель. Я выпил молоко».
Гонщики Формулы 1 в то время любили Инди-500 по одной очень простой причине – призовые были сказочные. В 1965 году Кларк забрал 166 621 доллар (около 1,5 миллиона долларов сегодня) из призового фонда в миллион долларов.
Дэн Герни в 1965
Йохен Риндт никогда не был поклонником всех правил в отношении новичков в США, но когда он сравнил то, что он мог бы заработать при успехе в одной 500-мильной гонке (даже если квалификация длилась месяц), с его гонораром в размере 20 000 долларов от Купера в 1967 году, это изменило его отношение.
Так что неудивительно, что, помимо завсегдатаев американского происхождения, таких как Герни и Марио Андретти, другие гонщики Формулы 1, такие как Кларк, Хилл, Стюарт, Брэбем, Риндт и Денни Халм, тоже хотели участвовать в знаменитой гонке. Даже у Джона Сертиса возникло искушение испытать там свою Honda RA301 в 1968 году, и что интересно, это был один из первых автомобилей, которые участвовали в гонках на гоночной трассе с задним антикрылом.
Джонни Резерфорд за рулем McLaren в 1974
Чэпмен продолжал возвращаться в Индианаполис и после 1966 года. Его клиновидная турбированная Lotus 56 в 1968 году показала, насколько умно такая силовая установка может быть использована в полноприводной машине. Но у машины была непростая судьба. Гонщик BRM Майк Спенс погиб за рулем Lotus 56 во время тестов 7 мая 1968 года, а автомобили Хилла и Джо Леонарда пострадали от поломки топливного насоса, когда они уже были близки к победе, которая впоследствии досталась одному из автомобилей Герни, которым управлял Бобби Анзер.
Дэну никогда не суждено было выиграть эту большую гонку на своей родине, но Марио Андретти добился успеха в 1969 году.
В 1971 году конструктор McLaren Гордон Коппак умело использовал правила для задних крыльев (которые должны были быть частью кузова). Результатом стал огромный прирост скорости, поскольку Питер Ревсон взял поул со скоростью 287,6 км/ч на своей M16. В 1970 Анзер показал 274 км/ч. McLaren пришлось ждать год, прежде чем Марк Донохью победил на M16B Роджера Пенске, а Джонни Резерфорд привел заводскую M16C/D к победе только в 1974 году, M16E —в 1976 году.
Эмерсон Фиттипальди выиграл дважды в 1989 и в 1993
В 1978 году победа Lola T500 стала похоронным маршем для легендарного четырехцилиндрового двигателя Offenhauser и только усилила влияние Ф1, поскольку она была оснащена турбированной версией знаменитого Cosworth DFV V8 Кита Дакворта, DFX.
Эта силовая установка будет выигрывать следующие девять гонок, пока ее не вытеснит Ilmor Chevrolet V8 Марио Иллиена в 1988 году. Джон Барнард разработал Chaparral 2K, с которой Резерфорд одержал третью победу в 1980 году, а затем концерн March Engineering Робина Херда создали 83C, 84C, 85C и 86C с двигателями Cosworth. Эти машины выиграли гонки с 1983 по 1986 благодаря Тому Сневе, Рику Мирсу, Дэнни Салливану и Бобби Рейхалу. Эл Анзер взял из шоурума 86C-DFX, снятую с производства, и одержал свою рекордную четвертую победу в 1987 году, а последний успех Lola пришел в 1990 году с Арье Луендыком на T90/00-Chevrolet.
Между тем, некоторые автомобили Penske были построены в Великобритании, в Дорсете, механиками, которые работали в команде Ф1 (недолго существовавшей) в 1976 году; они выиграли гонку 1989 года на PC18 под управлением бывшего чемпиона мира Формулы 1 Эмерсона Фиттипальди, который повторил этот успех на PC22 в 1993 году.
Жак Вильнев победил в Инди-500 в 1995
К тому времени инновации Барнарда и Рона Денниса из McLaren в 1980-81 годах привели к тому, что модификации их шасси из композитного углеродного волокна становились все более популярны в США, что все еще подтверждало влияние Ф1 на гонки за океаном. Построенная в Великобритании машина Reynard-Ford выиграла в 1995 году с будущим чемпионом мира Жаком Вильневом за рулем, а в 1996 году с Бадди Лазье.
Луендык выиграл в 1997 году на британской G-Force GF01-Oldsmobile, будущий гонщик Ф1 Хуан Пабло Монтойя выиграл гонку 2000 года на GF05. А его успех в 2015 году на Dallara DW12-Honda был последним для бывшего конструктора Ф1 Джанпаоло Даллары в конкуренции с другими шасси. До этого на них так же побеждали британцы Дэн Уэлдон в 2005 и 2011 годах и Дарио Франкитти в 2007, 2010 и 2012 годах. Поскольку шасси Даллары стало обязательным для Indycar, Формула 1 смогла оставить свой след в истории этой легендарной гонки в лице ее бывших гонщиков.
Гонщик Marussia-Manor Алекс Росси впервые одержал победу на DW12-Honda в 2016 году, гонщик Super Aguri Такума Сато выиграл на аналогичных машинах в 2017 и 2020 годах, а гонщик Sauber Маркус Эрикссон одержал победу на одной из прошлогодних машин.
Но в то время как гонщики Формулы 1, такие как Роман Грожан, следуют по стопам Эдди Чивера, Дерека Дейли, Джима Кроуфорда, Нельсона Пике, Найджела Мэнселла и Фернандо Алонсо, которые пробовали гоняться в Indycar после Ф1, есть и такие, как Кристиан Лунгор, Каллум Айллотт и Конор Дейли, кто не получил там своего шанса, а также нынешние победители гонок Алекс Палоу и Пато О'Уорд, которые мечтают пересечь Атлантический океан, но в противоположном направлении.
Это перевод статьи Дэвида Тремейна с сайта formula1.com от 22 мая 2023.
Фото: Formula1.com
Этот блог в соцсетях: