8 мин.

Топ-10 гоночных машин до Второй мировой войны - часть 2

Начало и первая часть списка по этой ссылке.

5. Alfa Romeo P3/Tipo B

Годы: 1932–1935.

Главный успех: Европейский титул гонщиков 1932.

Главный гонщик: Тацио Нуволари.

Требование наличие механика в машине во время Гран-При уже давно утратило силу, но модель P3 была первой настоящей одноместной машиной Alfa. P3 появилась в 1932 году, в эпоху, когда гонки все еще проводились по относительно свободным правилам Formula Libre, и она сразу стала побеждать.

Тацио Нуволари стал чемпионом Европы в 1932 году, выиграв Гран-При Италии и Франции, а Караччиола завоевал победу в Германии.

Завод Alfa Romeo временно закрылся в 1933 году, и представлять команду выпало Энцо Феррари. Первоначально ему не разрешили использовать P3, и пришлось довольствоваться 8C Monza, но это решение было изменено, когда Maserati 8CM начала побеждать, а Нуволари ушел к конкурентам.

Луиджи Фаджиоли за рулем этой машины сразу же опередил Maserati Нуволари в Кубке Ачербо и на Гран-При Италии, а Луи Широн выиграл Гран-При Испании после аварии Нуволари. Maserati, несомненно, показала характер, но P3 позволяла Alfa Romeo оставаться на вершине... до тех пор, пока в 1934 году не появились немецкие команды Mercedes и Auto Union.

Двигатель Tipo B увеличился с 2,6 до 2,9 литров для правила максимального веса 750 кг, и машина выиграла Гран-При Монако (еще до появления «серебряных стрел») и Гран-При Франции (когда новые немецкие машины не добрались до финиша). Но после этого P3 все больше уступала Mercedes W25 и Auto Union Type A.

Двигатель продолжал развиваться, но в 1935 году P3 по-прежнему отставала, если не считать самой известной победы Нуволари на Гран-При Германии с 3,8-литровой версией, которая также напугала немецкие команды на Гран-При Франции. Нуволари вернулся из Maserati и обычно был главным раздражителем серебряных автомобилей, но время P3 на вершине закончилось.

4. Peugeot L76 (а также L56/L45)

Годы: 1912–1914.

Главный успех: Гран-При Франции 1912, Инди-500 1913.

Главный гонщик: Жорж Бойо.

Одним из основных методов повышения производительности на заре автомобилестроения было увеличение размеров двигателей, чтобы они могли выдавать больше мощности. Появление Peugeot L76 в 1912 году изменило ситуацию.

Эрнест Генри разработал четырехцилиндровый 7,6-литровый двигатель с двумя верхними распределительными валами, который производил почти 150 л.с во времена, когда монстр Fiat S76 с 14-литровым двигателем выдавал меньше 200 л.с.

Fiat Дэвида Брюса-Брауна лидировал в первый день Гран-При Франции, но был дисквалифицирован из-за дозаправки вдали от боксов после столкновения во второй день. Таким образом, Жорж Бойо на Peugeot обыграл Fiat Луи Вагнера и одержал победу.

«Победа Peugeot над Fiat стала оправданием веры французской компании в новую философию малого двигателя и легкой конструкции», — написал Адриано Чимарости в «Полной истории автогонок Гран-При». «Конструкция гоночного двигателя претерпела огромные технические изменения в период 1912–1913 годов, большая часть разработок была сделана компанией Peugeot».

Подъем Peugeot продолжился, когда Жюль Гу выиграл гонку во Франции (это уже другой Гран-При Франции) в 1912 году, а в следующем году — Инди-500.

Очередные изменения в правилах привели к тому, что в Peugeot произвели 5,7-литровую версию с полусферическими камерами сгорания и двумя парами клапанов на цилиндр для французского Гран-При 1913 года. В нем также использовался сухой картер, еще одна разработка, которая стала трендом, а Бойо и Гу оформили дубль для Peugeot.

Объем двигателя был ограничен до 4,5 литров для Гран-При Франции 1914 года, и Бойо на EX5/L45 лидировал на протяжении большей части гонки, преследуемый первоклассной командой Mercedes, прежде чем у него возникли проблемы с двигателем на заключительной части гонки. Начало Первой мировой войны сделало гонку в Лионе последней в Европе перед пятилетним перерывом, но успехи Peugeot на этом не закончились: Дарио Реста выиграл Инди-500 1916 года, а Хауди Уилкокс выиграл гонку 1919 года.

«Концепция конструкции, разработанная Генри для Peugeot 1912 года, с двумя верхними распределительными валами и полусферическими камерами сгорания, была почти повсеместно принята после Первой мировой войны», — заключил Чимарости. «Было бы невозможно разработать такие мощные двигатели с использовавшейся ранее системой».

3. Bugatti Type 35

Годы: 1924–1930.

Главный успех: больше всех побед в Гран-При за это время.

Главный гонщик: Луи Широн.

Машина Bugatti T35 использовалась как профессионалами, так и любителями в самых разных соревнованиях, и она стала самой успешный гоночной моделью эпохи до Второй мировой войны, одержавшей, вероятно, больше побед, чем любой гоночный автомобиль в истории. Она стала рабочей лошадкой в гонках Гран-При, а для частных лиц была доступна более простая в обслуживании и менее мощная версия.

T35 появилась на Гран-При Франции 1924 года, но элегантные двухлитровые машины столкнулись с проблемами из-за нестандартных шин, так как у колес была особенность: барабаны тормозов. Различные версии и различные двигатели поддерживали T35 в числе лучших на протяжении всего десятилетия, чему способствовали отличная управляемость и легкий вес. Bugatti выиграли чемпионат мира из пяти этапов среди производителей в 1926 году (в первый год действия новых полуторалитровых правил) с похожей моделью T39, в то время как T35 продолжала побеждать в других местах.

1928 был странным годом для гонок Гран-При, когда несколько этапов проводились в соответствии с официальными правилами AIACR (предшественница FIA). Хотя модель P2 добилась определенного успеха, следующие три года T35 была на коне. На тот момент существовала даже турбированная версия, хоть это и не нравилось Этторе Бугатти. T35B с 2,3-литровым двигателем с наддувом была, пожалуй, окончательной версией.

В 1930 году машина все еще была способна выиграть Гран-При Бельгии (Луи Широн), Франции (Филипп Этанселин) и Монако (Рене Дрейфус).

Bugatti выпустили модель Type 51 в 1931 году. Внешне она была похожа на свою предшественницу, но оснащалась двигателем с наддувом и двойным верхним распредвалом, который производил дополнительные 25 л.с. Широн и Варци совместно выиграли эпическую 10-часовую гонку во Франции в 1931 году. Были и другие победы, но T51 была быстро превзойдена и не смогла повторить успех легендарной T35.

2. Mercedes W154

Годы: 1938–1939.

Главный успех: Европейский титул гонщиков 1938.

Главный гонщик: Герман Ланг.

В Mercedes для трехлитровых правил 1938 года подготовили W154 – она стала кульминацией всех исследований и разработок, которые немецкий производитель проводил в течение 1930-х годов. Ее устойчивость на дороге соответствовала ее мощности в почти 500 л.с. – и это в эпоху без прижимной силы и без сликов. Технические характеристики W154 считались эталоном в автоспорте в течение многих лет и после Второй мировой войны.

На разработку денег тогда не пожалели. «Я мог попросить столько, сколько хотел, никто не говорил мне, что я трачу слишком много», — говорил главный инженер Рудольф Уленхаут в телеинтервью 1984 года о стоимости гоночной программы Mercedes. «Я даже не знаю, сколько мы потратили…»

W154, которая даже в своей самой ранней версии выдавала более 150 л.с. на литр объема, выиграла большинство крупных гонок в 1938 году, за исключением дебютной гонки в По, где были проблемы, и двух побед Нуволари на его Auto Union Type D. Караччиола выиграл свой третий европейский титул, но баланс сил в команде менялся, и, возможно, именно Герман Ланг лучше всего приспособился к этой машине.

Ланг был лучшим гонщиком 1939 года, а доработанная W154 теперь имела двухступенчатый наддув для увеличения ускорения и более обтекаемый (и привлекательный) кузов. Из-за путаницы с системой начисления очков и начала боевых действий в Европе Ланг так и не стал официально чемпионом континента, но он выиграл Гран-При По, Бельгии и Швейцарии, а также гонку Эйфельреннен, а Караччиола добавил к этому списку Гран-При Германии – это однозначно делало Mercedes лучшей командой того времени.

После войны W154 появилась в двух гонках 1951 года в Аргентине, за рулем машин были Ланг, Хуан Мануэль Фанхио и Карл Клинг. Но узкая трасса и местное топливо не позволили машинам раскрыть весь свой потенциал, и их обогнал Хосе Фройлан Гонсалес на более новой Ferrari.

1. Mercedes W125

Годы: 1937.

Главный успех: Европейский титул гонщиков 1937.

Главный гонщик: Рудольф Карачиолла.

W154, вероятно, была лучшей машиной, но W125 — просто один из величайших монстров автоспорта. Оснащенная 5,6-литровым рядным восьмицилиндровым двигателем с наддувом мощностью более 600 л.с., W125 стала насмешкой над правилом максимальной массы в 750 кг, направленным на ограничение производительности. Двигатель выдавал 114 л.с. на литр объёма, что было очень впечатляюще для такой большой силовой установки, и 850 л.с. на тонну.

Уязвленные поражением от Auto Union в 1936 году, в Mercedes отказались от участия в финальных гонках и реорганизовали свою команду. Конструкторский отдел Уленхаута готовил ответ, и в 1937 году W125 изменила ситуацию. Уленхаут определил, что у предшественницы, модели W25, шасси было слишком гибким, а подвеска слишком жесткой. В результате даже чемпион Европы 1936 года из Auto Union Роземайер оказался в затруднительном положении. Mercedes выиграли четыре из пяти этапов чемпионата Европы, а гонщики команды заняли четыре верхних места в итоговой таблице во главе с Караччиолой.

Невероятная скорость лучших автомобилей 1937 года (Ланг выиграл гонку на трассе АФУС со средней скоростью более 260 км/ч – это быстрее, чем в любой гонке чемпионата мира Ф1) привела к тому, что автомобили Гран-При были ограничены двигателями объемом три литра с наддувом перед 1938. W125 удерживала рекорды кругов на многих трассах в течение нескольких лет. Она также считалась самым мощным автомобилем в гонках Гран-При, пока в начале 1980-х годов не наступила первая турбоэра.

«Конструкторы разработали машину, скорость которой не будет превзойдена в течение десятилетий», — писал Чимарости.

Это перевод статьи Кевина Тернера с сайта motorsport.com от 11 марта 2023 года.

Фото: MotorSportImages.com, LatImages.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал