6 мин.

Топ-10 гоночных машин до Второй мировой войны - часть 1

Гонки Гран-При появились почти за полвека до появления Формулы 1. Первый чемпионат мира 1950 года часто используется в качестве отправной точки, но и до этого было много блестящих гоночных машин и эпических гонок.

Правила регулярно менялись от первого Гран-При Франции в 1906 году до начала Второй мировой войны. Это был период огромных изменений и инноваций, когда было создано много эпохальных машин.

При создании этого списка рассматривался успех каждой машины, участвовавшей в крупных гонках Гран-При в период с 1906 по 1939 год, и влияние, которое они оказали на автоспорт.

10. Delage Type 15 S8

Годы: 1926–1927.

Главный успех: Мировой титул 1927.

Главный гонщик: Робер Бенуа.

До появления знаменитого правила веса 750 кг в 1934 году существовали различные правила, и одним из них было ограничение объема двигателя в 1,5 литра в 1926–1927  годах. Изысканный Delage Type 15 с рядной восьмеркой Альберта Лори, несомненно, был автомобилем эпохи, но из-за отсутствия соперников он не может подняться выше в этом списке.

Проблемы с экстремальной жарой внутри машины были решены после череды гонок в 1926 году, и Type 15 была готова к следующему сезону. Ведущий пилот Delage Робер Бенуа выиграл четыре из пяти квалификационных гонок недолго существовавшего чемпионата мира среди производителей, включая Гран-При Франции, легко принеся финансово проблемной компании титул 1927 года.

Ключом к успеху автомобиля была его дорогая силовая установка с хромоникелевым коленчатым валом и девятью подшипниками качения, производившая 170 л.с. при 8000 об/мин, что было немалым числом для того времени. «Delage была шедевром дизайна и конструкции», — писал Джордж Монкхаус в своей книге «Гонки Гран-При» 1950 года. «Они были чрезвычайно надежными и работали как швейные машины».

Хотя победы Voiturette 1936 года, одержанные Ричардом Симэном на его модифицированном и облегченном Delage 1927 года, не являются строго говоря победами на Гран-При высшего уровня, они, несмотря на сильных соперников в лице ERA и Maserati, подчеркнули качество дизайна и помогли британцу начать карьеру в гонках.

9. Fiat 804-404

Годы: 1922.

Главный успех: Гран-При Франции 1922.

Главный гонщик: Феличе Наззаро.

Fiat был одним из основных игроков на заре гонок Гран-При, а модель 804-404 была лучшим машиной на момент начала действия новых правил двухлитровых двигателей в 1922 году.

Машина выиграла важнейшие Гран-При Франции и Гран-При Италии. Ветеран Феличе Наззаро преодолел сопротивление Bugatti в Страсбурге, но потеря колеса из-за жесткой трассы привела к смертельной аварии его племянника Бьяджо Наззаро.

Тем не менее, модель 804 стала образцом на будущее. «Она показала, что гоночный автомобиль должен быть маленьким, легким и компактным, с кузовом эффективной аэродинамической формы, чтобы гонщик и механик могли сидеть в нем, а не на нем», — написал технический редактор Autosport Джон Болстер. «Fiat 1922 года был самым большим достижением в разработке полноценных гоночных автомобилей, пока не появился Auto Union. После 1922 года не было построено ни одного гоночного автомобиля, в котором не было бы заметно влияния Fiat».

Fiat преодолели еще одну важную веху в 1923 году, прежде чем отказался от участия в Гран-При. Многие следовали примеру 804, а компанию Sunbeam даже обвиняли в том, что они скопировали машину итальянцев. В итоге Fiat представил модель 805, которая стал первой машиной с наддувом, выигравшей крупный Гран-При – это произошло в Монце.

8. Alfa Romeo P2

Годы: 1924–1925.

Главный успех: Мировой титул 1925.

Главный гонщик: Антонио Аскари.

Разработанная легендарным Витторио Яно, которого переманили из Fiat, модель P2 с рядным восьмицилиндровым двигателем с наддувом стала победительницей с момента своего появления, когда Антонио Аскари (отец Альберто) выиграл Гран-При в Кремоне. Вероятно, это был лучший двухлитровый автомобиль гонок Гран-При периода 1922–1925  годов.

Alfa Romeo столкнулась с сильным сопротивлением на Гран-При Франции 1924 года в Лионе, где участвовали представители Fiat, Sunbeam и Delage, а также новый Type 35 Bugatti. После того, как Sunbeam Генри Сегрейва и Fiat Пьетро Бордино столкнулись с проблемами, Alfa Romeo взяла бремя лидерства на себя. У Аскари возникли проблемы с двигателем, но Джузеппе Кампари сумел одержать большую победу для Alfa.

Аскари выиграл Гран-При Италии против более слабых соперников, а затем Alfa Romeo выиграли редко упоминаемый первый чемпионат мира в 1925 году, несмотря на смерть Аскари на Гран-При Франции.

Когда в конце десятилетия европейский автоспорт вступил в бурный период с точки зрения правил, надежная P2 все еще была достаточно хороша, чтобы участвовать в соревнованиях, и выиграть Targa Florio 1930 года в модифицированной версии под управлением Акилле Варци.

7. Auto Union Type C

Годы: 1936–1937.

Главный успех: Европейский титул гонщиков 1936.

Главный гонщик: Бернд Роземайер.

Последняя эволюция первой линейки автомобилей Auto Union, разработанных Фердинандом Порше, Type C со средним расположением двигателя и двигателем V16, отобрала преимущество у немецкого конкурента Mercedes в 1936 году. Шестилитровый Auto Union мощностью более 520 л.с. идеально сочетался с бесстрашным и ярким Берндом Роземайером, хоть машина и была склонна к избыточной поворачиваемости и из-за этого была сложна в управлении.

Если оставить за скобками мастер-класс в сырую погоду от аса Mercedes Рудольфа Караччиолы в Монако, Роземайер доминировал в основных гонках сезона. Он выиграл Гран-При Германии, Швейцарии и Италии, завоевав европейскую корону 1936 года, а также одержал победы вне чемпионата на гонке Эйфельреннен и на Кубке Ачербо, в то время как Варци выиграл в Триполи.

Это может показаться несправедливым замечанием, но, возможно, главным достижением Type C было «пробуждение» Mercedes и создание ими W125, легендарного автомобиля, который стоит выше в нашем списке. Тем не менее, даже против этого большого монстра с передним расположением двигателя Auto Union все же смогли выиграть Гран-При Бельгии, гонку Эйфельреннен, Кубок Вандербильта, Кубок Ачербо и Гран-При Донингтона в 1937 году.

Болстер однажды назвал Auto Union «отцом современного гоночного автомобиля» из-за его компоновки. Это не сделало машины со средним расположением двигателя массовыми, но доказало, что такой подход может быть успешным.

6. Mercedes W25

Годы: 1934–1936.

Главный успех: Европейский титул гонщиков 1935.

Главный гонщик: Рудольф Караччиола.

Mercedes уже зарекомендовали себя в гонках Гран-При (особенно с моделью 18/100 1914 года), и они смогли вернуться на вершину автоспорта в 1934 году.

W25 c рядной восьмеркой, построенная по новым правилам максимального веса 750 кг, была автомобилем, с которым Mercedes вернулся в элиту. Машина отличалась полностью независимой подвеской – это была не новая идея, но раньше редко успешно работавшая. У нее также была коробка передач в блоке с задней осью, этот подход вскоре получил широкое распространение.

W25 была обтекаемой машиной для того времени, в ней использовались легкие материалы для снижения веса. Эта машина выиграла гонку Эйфельреннен, Кубок Ачербо, а также Гран-При Испании и Италии. Затем она выиграла почти все основные гонки в 1935 году, а ее гонщик Караччиола выиграл чемпионат Европы.

Развитие и увеличение мощности двигателя увеличили выходную мощность до величины выше 400 л.с., но в сочетании с более легким и укороченным шасси 1936 года управляемость W25K ухудшилась.

Роземайер и Auto Union доминировали в том году, а Mercedes отказался от участия в гонках до окончания разработки новой машины, но Караччиола все же сумел одержать победы на Гран-При Монако и Туниса до того, как W25 окончательно проиграла.

Это перевод статьи Кевина Тернера с сайта motorsport.com от 11 марта 2023 года.

Фото: MotorSportImages.com, LatImages.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал