6 мин.

Пять удачных примеров перехода командой на новый регламент

В истории Формулы 1 было немало примеров ситуаций, когда команда становилась фаворитом чемпионской гонки, верно истолковав регламент и построив отличную машину с самого начала. Вот пять самых известных случаев, когда команде удалось переиграть своих соперников.

Мерседес W05 (2014)

В 2014 году Формула-1 претерпела одно из самых больших изменений в своей истории, перейдя на нынешние 1,6-литровые турбогибридные силовые агрегаты V6. Это изменило природу Ф1, направив ее на путь, который привел к тому, что нынешние двигатели имеют КПД более 50% и развивают мощность 1000 л.с. Это также позволило Mercedes превратиться из просто победителя гонок в доминирующую силу Формулы 1: машины команды выиграли в 2014 году 16 из 19 гонок и привели Льюиса Хэмилтона к титулу чемпионат мира.

Успех Mercedes был обусловлен рядом факторов. Во-первых, они первыми довольно рано приступили к работе над новой силовой установкой и испытывали наработки на одноцилиндровом варианте, а также обладали обширными знаниями о KERS, которые и использовали в работе над своими системами рекуперации энергии.

Во-вторых, это была команда, которая быстро расширилась с тех пор, как Mercedes купила Brawn GP, и в результате они уже были готовы сражаться впереди, что хорошо было видно по работе, которую они проделали с шасси. Хотя двигатель был ключом к их успеху, W05 также была очень эффективной и гармоничной машиной.

Это не означает, что им все легко далось. Mercedes, возможно, потратили больше времени на проект силового агрегата, чем другие, но по пути они столкнулись с множеством проблем, и даже в середине 2013 года были опасения, что он не будет готов. Но Mercedes AMG High Performance Powertrains проделали отличную работу по устранению неполадок и выпустили силовую установку, которая установила стандарт для Формулы 1 в 2014 году и на многие годы вперед.

 

Brawn-Mercedes BGP001 (2009)

История Дженсона Баттона и Росса Брауна, выигравших оба чемпионата 2009 года, началась в конце ноября 2007 года. Это был день, когда новый руководитель команды Росс Браун пришел к Honda после двух лет, проведенных в творческом отпуске, и решил, что команда должна сосредоточиться на основных изменениях аэродинамических правил в 2009 году, которые подразумевали более широкие передние крылья, более узкие и высокие задние крылья и упрощение дополнительных элементов, которые до этого массово присутствовали на машинах. Результатом стала легендарная Brawn BGP001.

Машина стала известна благодаря неоднозначному двойному диффузору, который стюарды признали законным на первом этапе сезона Гран-при Австралии. В то время как Toyota и Williams также занимались подобными вещами, именно Браун воплотил концепцию лучше всех, а Баттон одержал шесть побед в первых семи гонках 2009 года.

Но дело было не только в двойном диффузоре. В машине также использовалась новая концепция торцевой пластины переднего крыла, которая вскоре стала повсеместной. Кроме того, важны были улучшения, сделанные Honda в 2008 году, особенно в отношении подвески.

Несмотря на то, что новая независимая команда страдала от недостатка финансирования по ходу сезона и, это сказывалось на развитии, машина оставалась достаточно конкурентоспособной, чтобы Рубенс Баррикелло выиграл в Валенсии и Монце, а Баттон довел сезон до титула.

 

McLaren-Mercedes MP4/13 (1998)

Внешний вид автомобилей Формулы 1 резко изменился в 1998 году. Внедрение автомобилей с более узкой колеей означало уменьшение ширины с 2000 мм до 1800 мм и введение шин с канавками.

Эти изменения были задуманы для уменьшения механического сцепления с трассой за счет снижения эффективности элементов, создающих прижимную силу, и сокращения пятна контакта шины примерно на 12% без необходимости использования непропорционально узких шин. Были и другие изменения, в том числе в форме шасси из соображений безопасности.

McLaren нанял гения-конструктора Эдриана Ньюи из Williams. Хотя он не приступал к работе до начала августа 1997 года, Эдриан уже тогда вовсю работал над идеями для машины под правила 1998 года, включая необходимость удлинения колесной базы (вопреки общепринятому мнению) для аэродинамической и диагональной устойчивости. Он также поработал над тем, чтобы понизить центр тяжести для более мягкого переноса веса, и нашел способ сохранить что-то похожее на V-образное шасси, несмотря на корректировки правил, чтобы сделать его более квадратным.

Все это и великолепие Мики Хаккинена привели к тому, что в 1998 году гонщик и команда завоевали дубль.

 

Brabham-BMW BT52 (1983)

Правила 1983 года, которые запрещали граунд-эффект с низко висящими боковыми юбками и вводили плоское днище, многие, включая Эдриана Ньюи, считают самым большим изменением правил Формулы 1 до 2022 года.

Относительно позднее изменение правил привело к тому, что гению-конструктору Гордону Маррею пришлось отказаться от предполагаемой машины с граунд-эффектом для 1983 года и придумать совершенно новую модель. Он придумал концепцию машины стреловидной формы с более длинной колесной базой и смещенным назад весом. Это был относительно компактный автомобиль с топливным баком, который не мог проехать всю дистанцию ​​гонки, что требовало дозаправки на пит-стопах.

Отчасти такое решение было принято из-за настоящего козыря команды — четырехцилиндрового турбомотора BMW. Разработанный легендарным Полом Роше, он был чрезвычайно мощным, но не демонстрировал весь свой потенциал до второй половины сезона, когда начали использовать специально разработанное для него топливо. Это дало большой прирост мощности и сделало BT52B, как ее назвали после модернизации в середине сезона на Гран-при Великобритании, лучшей машиной в пелотоне.

Машина победила в своем дебюте в Бразилии в руках Нельсона Пике, но, сделав большой шаг вперед в середине сезона, он был непобедим на заключительных этапах, доминируя в последних трех гонках, что позволило бразильцу выиграть титул. Однако, Ferrari обогнала Brabham в Кубке конструкторов.

 

Ferrari «акулий нос» (1961)

Ferrari оказалась в отстающих, когда Cooper устроили революцию с заднемоторной компоновкой машины в 1959-1960 годах и которая изменила Формулу 1 навсегда. Но в 1961 году все изменилось с появлением нового регламента, который урезал объем двигателя без наддува с максимальных 2,5 л до 1,5 л. Минимальный вес также был введен и установлен на уровне 450 кг, хотя изначально он был на 50 кг выше.

Ferrari была лучше всех подготовлена к новым правилам, учитывая тот факт, что британские команды, которые доминировали ранее, ошибочно полагали, что их влияние позволит отменить нововведения.

Ferrari использовали двигатель, созданный на основе прошлогоднего 1,5-литрового двигателя V6 Формулы 2, но серьезно доработали его под руководством Карло Чити, что, к примеру, включало в себя изменение угла развала с 65 до 120 градусов. У Ferrari также было улучшенное шасси, которое было развитием Ferrari 256 прошлого года, но немного уже и с пониженным центром тяжести. Спереди у машины были два характерных воздухозаборника в форме ноздрей, за что она и получила прозвище «Акулий нос».

Машина выиграла пять из семи гонок чемпионата мира, в которых участвовала в 1961 году, а Фил Хилл стал чемпионом после смерти товарища по команде Вольфганга фон Трипса в Монце.

 

Это перевод статьи Эда Стро с сайта Formula1.com от 5 февраля 2022.

Фото: Formula1.com, GettyImages.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал