Крохотный сенсор (3 мм!) из наушника гонщика «Ф-1» заинтересовал NASA. С ним снизилось число сотрясений при авариях
Транзит технологий из гонок в космос.
За последние годы болельщики не раз убедились в сверхъестественном уровне безопасности современной «Формулы-1»: из мегазрелищных и страшных аварий гонщики выходят живыми и практически невредимыми. Особенно впечатлил инцидент на Гран-при Бахрейна в 2020-м: Ромен Грожан отделался ожогами рук после жесткого столкновения с барьерами и 27 секунд в огне, хотя его «Хаас» превратился в груду обломков – жизнь французу спасла система защиты головы «гало» и огнеупорный костюм.
Но есть и гораздо менее заметные элементы, позволившие «Ф-1» и автоспорту в целом выйти на этот потрясающий уровень. Самая миниатюрная деталь – трехмиллиметровый сенсор внутри наушника пилота. В гонках даже мельчайшие компоненты – произведения технического искусства!
Крохотный акселерометр, встроенный в силиконовую основу наушника (отливается индивидуально под ушную раковину каждого гонщика), в трех измерениях определяет уровень перегрузок, действующих на голову пилота во время гонки. Данные передаются по тому же кабелю, что используется и для радиосвязи.
«В этом красота системы, – рассказывал спортивный директор «Феррари» Лоран Мекьес, раньше работавший ФИА по части технических исследований. – Мы получаем всю информацию неинвазивным способом: пилоту не нужны дополнительные провода, мы просто используем то, что уже есть».
Похожие устройства используются и в смартфонах, однако акселерометр для гонок рассчитан на огромные силы – до 400G! Сенсор внедрили в 2014 году, и одной из главных проверок системы стала авария Фернандо Алонсо на Гран-при Австралии 2016-го.
«Видео инцидента вместе с данными с бортовых записывающих устройств и ушных акселерометров позволили достичь беспрецедентного уровня понимания произошедшего», – отмечал после этапа в Мельбурне редактор Motorsport.com Джонатан Нобл.
Информация с сенсора помогает созданию 3D-модели на основе движений голова пилота во время аварии – и совершенствованию системы безопасности.
Болид «Ф-1» и до 2014 года кишел высокотехнологичными штуками – консультант ФИА Энди Меллор объяснил, зачем понадобилась еще одна новинка:
«Можно извлечь очень много уроков из аварии, если обладать нужной информацией. Мы полагались на записывающие устройства, которые давали нам чрезвычайно важные данные – тем не менее, они могут рассказать только о нагрузках на машину. Так что возможность следить за перемещениями самих гонщиков – настоящий прорыв. Информация с акселерометра способна показать точную кинематику головы во время аварии.
В инцидентах с большими перегрузками мы можем получить данные сразу же. Потенциально это поможет врачам разобраться, что следует предпринять, а исследователи тут же поймут, нужно ли провести дополнительную работу над вещами вроде подголовников или положения пилота в кокпите».
В «Индикаре» аналогичную систему внедрили даже раньше – в 2012 году, а первые прототипы американцы обкатывали еще с 2004-го. Подготовка к внедрению устройства получилась трудозатратной и дорогой – только на манекена для крэш-тестов потратили 300 тысяч долларов!
Но девайс того стоил: если ранее в авариях с перегрузкой 60G (по датчикам машины) ускорение, действующее на голову гонщика, доходило до 80-90G, то сейчас оно меньше 60. Сильно упало и количество сотрясений.
«Идея оказалась настолько успешной, что запросы приходили отовсюду – от NASA до НФЛ», – сообщал экс-гонщик серии, а ныне репортер Джон Бикис.
Космонавты могут испытывать перегрузки, схожие с действующими на элитных пилотов «Ф-1» при авариях – такие ситуации, к примеру, возможны во время приводнения. Так что акселерометр помогает в разработке более безопасные материалов не только в автоспорте.
«Мы уже изучали данные NASCAR, но у них нет акселерометров в ушах пилотов – только в болиде. С помощью информации «Индикара» мы можем соотнести перегрузки головы с травмами. Это позволяет установить стандарты для наших астронавтов», – пояснял инженер NASA Джефф Сомерс.
Действительно космический уровень технологий!
«Формула-1» поднимется в воздух? Разработан концепт летающего болида – разгоняется до 246 км/ч
Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Robert Laberge; instagram.com/ia_safety
Ничего не понял, как прибор просто считывающий ускорения, уменьшает количество сотрясений и вообще величины ускорения?
Провод идет от кокпита к наушникам, нет смысла, делать отдельный провод еще и для шлема)