«Главное – энтузиазм». 50 лет со смерти Брюса Макларена
50 лет назад на тестах в Гудвуде погиб Брюс Макларен. Сегодня его команда выпустила небольшой трибьют в честь своего основателя на своем сайте, который я и решил представить здесь. Кто бы что ни говорил, но Брюс был выдающимся человеком и его история невероятна и стоит того, чтобы ее узнать.
Брюс всегда демонстрировал невероятное упорство. В возрасте 9 лет ему диагностировали болезнь Пертеса (болезнь Пертеса или асептический некроз головки бедренной кости — это заболевание, связанное с нарушением кровоснабжения головки бедренной кости с последующим её некрозом (омертвлением) – прим. переводчика), и он оказался прикован к постели на три года. Это было очень тяжелым испытанием для энергичного мальчика, который любил спорт. Однако несмотря на то, что он не мог ходить в школу и играть с ровесниками, это не сломало его и не разрушило его мечты. Во время реабилитации он много работал с учителями, чтобы не прерывать свое обучение, а также проводил часы за инженерными книгами и часами общался о машинах с отцом. Он уже знал, чего хочет.
Ему было 12, когда врачи разрешили ему снова ходить. Эти испытания закалили его и показали, что нужно делать, чтобы не тратить жизнь попусту. Он писал: «Есть врожденные способности. Они есть у сотен людей, но ты всегда должен хотеть применить их, применять регулярно и постоянно развиваться».
Брюс всегда был в восторге от техники, он всегда искал способы улучшить любую механическую вещь, к которой прикладывал руку. Будучи ребенком, он максимально облегчил свой велосипед, чтобы ездить быстрее. Позже он много работал с машинами и пытался понять, как они устроены. Когда он был подростком, он дорабатывал скромный Austin Semi Ulster, который он также использовал, чтобы оттачивать свои навыки вождения на импровизированной трассе, проложенной прямо по траве. Брюс писал: «Одним из уроков, которые я извлек, было то, что надо браться за одно дело за раз, делать все как следует, а уже потом переходить к следующему. В первый год казалось, что машина становится все хуже, но я учился на своих ошибках и вскоре понял, какие у машины были недостатки, так что я мог их исправить».
Эта погоня за идеалом осталась с ним и потом, когда он уже строил свои собственные гоночные автомобили. Всегда можно улучшить машину, сделать ее быстрее, более отзывчивой или безопасной, для этого требовался гибкий и мыслящий ум. Брюс отмечал: «Неважно, как машина управляется, она не бывает идеальной, учитывая, что последующие модели будут еще быстрее. Поэтому лучше всего попробовать вносить изменения, а затем начинать тестировать их необходимость».
Брюс никогда не боялся принимать смелые решения. В 1958 в возрасте 21 года он покинул родную Новую Зеландию и переехал в Европу в погоне за своей гоночной мечтой, но он признавался, что был до смерти напуган в тот момент. Достаточно быстро он доказал, что он хороший гонщик, а в 27 лет он основал свою собственную команду. Он рискнул и был настроен решительно.
«Первое, что необходимо – это энтузиазм», – писал он о том, что нужно для достижения успеха. «Не простой, а горячий энтузиазм. Чтобы добиться успеха в автоспорте или любом другом виде спорта, это должно быть самой важной вещью в твоей жизни». Брюс всегда верил в свою способность достичь любой цели, которую он сам перед собой ставил.
Тедди Мейер, друг и партнер: «Я очень уважал Брюса как человека. Он был очень терпеливым и невероятно уверенным в себе. Возможно, эта уверенность не всегда была обоснованной, но она была непоколебимой, и это было очень важно во время тех непростых времен, через которые мы проходили».
С самого начала Брюс был отличным гонщиком. Но его амбиции простирались далеко за пределы кокпита гоночной машины. McLaren вскоре стала успешным производителем гоночных машин для разных категорий. Машины компании выигрывали в Формуле 1 и Can-Am, Брюс принял участие в создании техники для Инди-500, а еще он разработал прототип дорожной машины M6GT.
Брюс писал: «Мне всегда приходится заставлять себя идти спать, если я пытаюсь решить какую-то проблему, потому что иначе она меня затянет на всю ночь. Я давно решил, что здоровый сон – это главное для продуктивной работы. Это во многом зависит от твоего подхода. Люди, которые преуспевают в гонках, преуспевают и в других жизненных обстоятельствах».
Брюс как будто инстинктивно знал, как построить успешную команду, привлекая людей с взглядами и устремлениями свойственными и ему самому. Он знал, что не сможет сделать все в одиночку, так что он нанял талантливых управленцев, дизайнеров, инженеров, механиков, которые стали частью истории его команды и двигали ее вперед. Он достиг этого благодаря своему характеру и своему стремлению добиваться успеха любой ценой. И, если это означало подметать пол в гараже, чтобы команда могла продолжать работать, он делал это. Говоря о своей роли руководителя команды, Брюс заметил: «Я должен мыслить широко. Я должен знать что-то о психологии. Должен, если хочу мотивировать и вдохновлять людей. Я также должен что-то знать об управлении организацией, а также об инженерии. Но в основном это нужно для того, чтобы понимать, знает ли человек, о чем говорит, и не делает ли он что-то не так».
Вот знаменитая фраза Брюса Макларена, которую он произнес после гибели его друга и напарника Тимми Мейера в Австралии в 1965 и которая отражает его собственный подход к жизни: «Делать что-то хорошо настолько важно, что погибнуть в погоне за этим не будет безрассудством. Если ничего не сделать, имея способности, это будет пустой тратой жизни. Жизнь измеряется достижениями, а не только прожитыми годами».
Эти слова хорошо характеризовали и самого Брюса. Он погиб, делая то, что любил больше всего на свете – искал пределы гоночной машины, которую сам и построил.
Это перевод статьи с сайта McLaren.com в разделе Heritage от 2 июня 2020-го.
Фото: McLaren.com
Больше об истории McLaren и ее создателе ниже по ссылкам:
Часть 1: 1964-1970. «Летающий Киви»
Часть 2: 1970-1980. «Жизнь после Брюса»
Часть 3. 1981-1987. «Эра Рона начинается»
Часть 4: 1988-2001. «Прост против Сенны»
Часть 5: 2002-2012. «Отзвуки былых побед»
Часть 6: 2013-2019. "Падение".
Этот блог в соцсетях: