Классическая победа Шумахера в «Феррари»: отыграл 25 секунд за 19 кругов и вынес более быстрый «Макларен» на Гран-при Венгрии-98
От редакции: вы в блоге «На максимальной скорости», где регулярно выходят крутые переводы о «Формуле-1». Подписывайтесь, ставьте плюсы – и таких постов на Трибуне будет еще больше!
– Михаэль, у тебя 19 кругов, чтобы создать отрыв в 25 секунд, нам нужно проехать 19 кругов в квалификационном темпе.
– Прекрасно, спасибо.
Возможно, это один из самых знаменитых радиообменов в истории «Формулы-1» (наравне с «Фернандо быстрее тебя»), который стал частью рискового стратегического решения Росса Брауна, позволившего Михаэлю Шумахеру победить на Гран-при Венгрии 1998 года.
В квалификации оба гонщика «Макларена», Мика Хаккинен и Дэвид Култхард, оказались впереди Михаэля. В результате он застрял за ними на первом отрезке в гонке, и чтобы что-то изменить, нужно было искать альтернативную стратегию. Изначально это должна была быть гонка с двумя остановками. Но Браун решил рискнуть и пойти на три пит-стопа – отрыв от четвертого места был велик, и терять было нечего.
На 25-м круге Шумахер шел вплотную к Култхарду и поехал на пит-стоп. И хотя Браун уже принял решение о трех остановках, нельзя было выдать свой план слишком рано, поэтому в «Феррари» заправили немца на стандартный второй отрезок. Он вернулся на трассу сразу позади медленного «Уильямса» Жака Вильнева, который должен был еще шесть кругов оставаться на трассе – Шумахер потерял уйму времени.
В «Макларене» позвали Култхарда через круг после Шумахера, и тот вернулся прямо перед Вильневым. Пока Михаэль терял по 2 секунды на круге за спиной «Уильямса», Култхард создал хороший отрыв, и тогда Браун окончательно решил делать три пит-стопа. Хаккинен остановился через два круга после Култхарда и вернулся на трассу лидером. На 31-м круге Вильнев заехал на пит-стоп, а Шумахер к тому времени отставал от Хаккинена на 7,4 секунды. Шумахер ускорился и начал ехать примерно на 0,6 секунды быстрее каждый круг, чем оба гонщика «Макларена», и начал сокращать отставание. Браун понял, что гоночный темп Шумахера быстрее, чем у Хаккинена и Култхарда, благодаря лучшему использованию резины, так что тактика трех остановок была вполне рабочей.
К 35-му кругу отставание от Хаккинена составляло 3,5 секунды, и Михаэль вновь шел вплотную за Култхардом, но обогнать его не мог. Хаккинен не пытался создать отрыв от Култхарда и Шумахера, а стоило бы, но в «Макларене» ничего не знали о плане «Феррари». В конце 43-го круга Шумахер остановился во второй раз. Остановка длилась 6,8 секунды – в «Макларене» поняли, что Михаэль идет на три пит-стопа. Именно тогда Браун и попросил своего гонщика «исполнить квалификацию». Ответ Шумахера иллюстрировал тяжесть стоящей перед ним задачи. В этот момент в «Макларене» могли переключить Хаккинена на три пит-стопа и пользоваться преимуществом позиции на трассе. Но вместо этого они остались на двух пит-стопах, считая, что Шумахер не сможет создать нужный отрыв.
Култхард заехал через круг после Шумахера, но его заправили до финиша, и более долгая остановка означала, что выехал он позади «Феррари». Хаккинен остановился через два круга после DC, и из-за невысокого темпа Мики в конце отрезка, более долгой остановки и быстрых кругов немца финн теперь был впервые позади Шумахера. Карты были раскрыты, задачи известны, и возникал вопрос: мог ли Хаккинен не позволить Шумахеру создать нужный тому отрыв?
Не мог. Все, кто наблюдали за гонкой, не знали, что на машине Хаккинена возникла проблема: в передней подвеске «Макларена» отсоединился стабилизатор поперечной устойчивости, который бил по толкателю и делал поведение машины непредсказуемым. Темп Хаккинена упал, и вскоре он начал сдерживать напарника. Стало понятно, что Култхард – единственная надежда «Макларена» сдержать Шумахера, но им понадобилось еще шесть кругов, чтобы решить дать команду Мике пропустить Дэвида. Култхард потерял минимум 6 секунд на этом. Когда они поменялись позициями на 52-м круге, Шумахер был в 11 секундах впереди и ему предстояло еще проехать 10 кругов до остановки. Так что надо было где-то найти еще 14 секунд за 10 кругов. Култхард же должен был справиться и не допустить этого?
Все не так просто. Шумахер ехал в бешеном темпе. У Култхарда было на 30 кг больше топлива. В жарких условиях более мягкая резина на машине Култхарда работала так себе: «Я не мог ехать так же быстро после второго пит-стопа, как до него. Выбор резины был неверным, я вырвался на оперативный простор, но не мог ехать быстро». Шумахер круг за кругом выдавал супервремя, а Култхард не мог ехать быстрее из-за резины. Однако именно на том круге, когда гонщики «Макларена» поменялись позициями, Шумахер немного выехал за пределы трассы. Он потерял где-то 5 секунд, хотя и без повреждений. Это хотя бы частично компенсировало Култхарду время, которое он потерял за Микой. Как Шумахер нашел еще 14 секунд за 10 кругов (как оказалось, даже еще больше)? Как быстро он ехал?
График отрыва Шумахера от Култхарда с 52 по 62 круг
Частично благодаря меньшей топливной нагрузке. Если считать, что на круге остановки у обоих были почти пустые баки, то Шумахера заправили на 19 кругов, Култхарда – на 33. Учитывая потребление топлива двигателей V10 в те времена, в баках Михаэля было 40 кг, в баках Дэвида – 70 кг. На Хунгагоринге каждые 10 кг стоят 0,365 секунды на круге. 30 кг – 1,1 секунды. Но Шумахер в среднем ехал на 1,8 быстрее, так что остальные 0,7 – это не топливо. Потом выяснилось, что в «Макларене» залили топлива больше, чем нужно, но не настолько. Разница была в резине: более жесткие шины у Михаэля работали лучше, чем более мягкие у Дэвида. Это стоит принимать во внимание, однако сам Шумахер точно внес свою лепту. Немец в квалификации показал время 1:17.366 и был на 0,4 медленнее Хаккинена. В гонке у него было на 40 кг топлива больше (+1,46 секунды), более жесткие шины, и они не были абсолютно новыми каждый его круг. Так что мы добавляем 2,5 секунды и получаем средний быстрый круг в районе 1:19.9.
И хотя количество топлива уменьшается по ходу отрезка, шины теряют эффективность. На Хунгароринге эти два фактора компенсировали друг друга. Если мы считаем, что квалификационные круги Михаэля на том отрезке были в районе 1:19.9, то можно увидеть, что в те критические 10 кругов его темп был вровень с этим временем или даже быстрее. А еще ему приходилось пробираться сквозь трафик. Шумахер действительно проехал невероятный отрезок, выдавая очень быстрые круги. Вместе с проблемами «Макларена» и решением Брауна это позволило немцу победить.
Это перевод статьи Марка Хьюза с сайта Formula1.com от 30 апреля 2020-го.
Этот блог в соцсетях:
Фото: Gettyimages.ru/Mike Cooper/Allsport, Mark Thompson/Allsport
Хотя, конечно, и повезло немного. Впрочем, везет тем, кто везет!